| Организационный этап | Проверить готовность к учебному занятию Вопросы: Что такое вещество? Что называют простым веществом? Что называют сложным веществом? Приведите примеры простых и сложных веществ. Что такое химическая формула? Что такое молекула вещества? Как узнать какую массу имеет молекула вещества? В каких единицах измеряется масса молекул? | 2 | Приветствует студентов,настраивает на работу учащихся Задает учащимся вопросы: Предлагает учащимся прочитать формулы сложных веществ. Предлагает учащимся рассчитать массу молекул предложенных веществ. | Приветствуют преподавателя. Отвечают на вопросы учителя Читают формулы веществ по карточкам. Рассчитывают массу молекул предложенных веществ. | Настрой на совместную деятельность. |
| Мотивационно-целевой | Мотивировать обучающихся к изучению данной темы. Совместно сформулировать тему, цели, задачи учебного занятия. Оценить верность высказываний: 1.Вещество вода всегда состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. 2.Вещество карбонат кальция, образующее мел может иметь постоянный состав, в зависимости от способа его получения. Как вы понимаете качественный и количественный состав вещества? Можно ли самостоятельно вывести формулу вещества, зная процент содержания в нем того или иного элемента? Что необходимо узнать сегодня на уроке? Какова его тема и цель? | 8 | Предлагает учащимся оценить верность высказываний: | Слушают учителя, оценивают верность высказываний, выдвигают предположения Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения, Определяют тему урока и его цель | Совместное формулирование темы урока «Расчеты по химическим уравнениям» Совместное формулирование целей урока: Формировать навыки решения простейших расчетных задач на нахождение массовой доли элемента в соединении и установлении молекулярной массы вещества по массовым долям. |
| Содержательный этап | Сформировать умения решения проблемной ситуации. Рассмотрим более подробно наиболее существенные проблемы. Для формулирования понятия про химическое соединение важное значение имел закон постоянства состава, открытый Жозефом Прустом в 1799 году. Этот закон утверждает, что независимо от того, каким образом было получено определённое соединение, оно всегда состоит из одних и тех же химических элементов, причём отношение масс этих элементов выражается малыми целыми числами. Через несколько лет, в 1803 году Джон Дальтон сформулировал закон кратных отношений, согласно которому в случае, когда из определённых элементов могут образовываться два соединения, с определённой массой первого из них сочетаются такие массы другого, что отношение их тоже даёт целое число. Эти два утверждения подготовили путь к пониманию атомного строения вещества. Закрепление материала: Предлагает учащимся решить задачи: Можно ли было решить эту задачу без расчетов? | 30 | Предлагает учащимся определить качественный и количественный состав веществ, показывает форму записи. Предлагает учащимся решить обратную задачу. Помогает построить алгоритм решения. | Слушают учителя, делают записи в тетради. Определяют состав веществ: BaCl2, H3PO4, Al2(SO4)3, Ca(OH)2,Al(NO3)3 Na2CO3 Решают задачи: Рассчитайте, какая масса кислорода образуется при разложении 108 г воды. H2O→ H2 + O2 Дано: m(H2O) = 108 г, Найти: m (O2) - ? Решение: M (H2O) = 18 г/моль n (H2O) = m/M= 108 г / 18 г/моль = 6 моль 2H2O =2H2 + O2 n (O2) = 0,5 n (H2O) = 6 моль/ 2 = 3 моль m (O2) = n (O2) × M (O2) = 3 моль × 32 г /моль = 96 г Ответ: m (O2) = 96 г Вычислите объём водорода (н. у.), который выделится при взаимодействии цинка с 730 г 20%-го раствора соляной кислоты. Zn + HCl → ZnCl2 + H2 Дано: m(раствора HCl) = 730 г, w (HCl) = 20%. Найти: V (H2) - ? Решение: Нужно найти сколько содержится соляной кислоты в растворе по формуле: m (HCl) = w(HCl) × m(раствора HCl) = 0,2 × 730 г = 146 г Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 n (HCl) = m (HCl) /M (HCl) = 146 г/ 36,5 г/моль = 4 моль n (H2) = 0,5 n (HCl) = 0, 5 × 4 моль = 2 моль V (H2) = n (H2) × Vm = 2 моль × 22,4 л/моль = 44,8 л Ответ: V (H2) = 44,8 л Какое количество вещества натрия потребуется для взаимодействия со 160 г серы, содержащей 20% примесей? Дано: m (S) = 160 г, w прим = 20%. Найти: n (Na) - ? Решение: 100% - 20% = 80% m (S) = 0,8 × 160 = 128 г n (S) = m (S)/M (S) = 128 г/32 г/моль = 4 моль 2Na + S = Na2S n (Na) = 2 n (S) = 4 моль × 2 = 8 моль Ответ: n (Na) = 8 моль. | Умение работать в группах. Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы. Умение работать в группах. Умение применять полученные знания. Умение оценивать результаты деятельности – выводы учебного занятия: |
| Рефлексивно-оценочный | Анализ деятельности и полученных результатов. Совместное формулирование выводов. Вопросы к обучающимся: - Какой была тема урока? - Какая цель была поставлена в начале урока? - Достигли ли мы с вами поставленной цели? - Были ли вопросы и задания, с которыми вы раньше не сталкивались ? - Какие трудности вы испытали на сегодняшнем уроке? - Как вы оцениваете результаты своей работы? | 5 | Просит учащихся подвести итоги урока, оценить свою работу на уроке | Подводят итоги урока, оценивают свою работу на уроке. Формулируют выводы. 1. | Умение осуществлять рефлексию своей деятельности Вывод учебного занятия: По химической формуле можно рассчитать содержание элементов в соединении 2. Определить качественный и количественный состав веществ По массовым долям элементов можно определить формулу вещества |