Муниципальное Казённое Общеобразовательное Учреждение
«Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»
Открытый урок
по химии в 8 классе
«Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе»
Разработала и провела:
учитель химии и биологии
Дураева Лейла Бештауовна
г.Усть-Джегута, 04.12.2018 г.
Цели:
образовательная: обеспечить в ходе урока усвоение учащимися следующих понятий: круговорот кислорода в природе, применение кислорода.
развивающая: развивать умение учащихся записывать уравнения реакций, расставлять коэффициенты, давать названия оксидам, решать задачи; умение работать самостоятельно и в коллективе.
воспитательная: воспитывать у учащихся навыки умения слушать, общаться; воспитывать культуру умственного труда, аккуратность, интерес к учёбе.
Оборудование: презентация и карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент
П. Актуализация опорных знаний
Назовите химический знак кислорода? (О)
Назовите относительную атомную массу кислорода? (16)
Чему равна валентность кислорода? (II)
Назовите химическую формулу кислорода? (О2)
Относительная молекулярная масса кислорода равна? (32)
6. Назовите физические свойства кислорода? (бесцветный газ, без вкуса и запаха, малорастворим в воде, тяжелее воздуха).
Где хранят газообразный кислород? (в термостате в сосуде Дьюара, в стальных баллонах голубого цвета).
С чем может взаимодействовать кислород? (с металлами и неметаллами)
Дайте определение, что такое «оксид»? (Оксид - это бинарное соединение, состоящее из двух элементов, одним из которых является кислород)
10. Что такое катализатор? (вещества, которые ускоряют химические
реакции, но сами не участвуют в ней и остаются без изменения)
NaNО3, CО2, Na3PО4, P2О5, CaCО3, KNО3, Na2О, ВаО.
Задание: из перечисленных соединений, выписать формулы оксидов и дать им названия (см. приложение № 1)
Варианты правильных ответов:
I-в | II-в | III-в | IV-в |
СuO, Na2O, CO2, Н2O, ZnO | N2O5, Ag2O, Na2O, ZnO, N2O5 | МgO, Al2O3, Н2O, Р2О5, CaO | Р2О5, Н2O, Fe2O3, Cu2O, Au2O |
Ответы написаны на доске, поменялись тетрадями и проверяем на «5» - 5, «4» -4, «3» - 3 правильных ответа.
III. Изучение нового материала
Ребята, а для чего нам нужен кислород? (для дыхания)
Кто выделяет кислород, которым мы дышим? (растения)
Следовательно, кислород играет важную роль в природе. При участии кислорода совершается один из жизненных важнейших процессов - дыхание.
1. Кислород обладает и разрушающим действием: с его участием происходит окисление металлов с образованием ржавчины, гниение растительных и животных остатков, горение металла. Некоторые процессы проходят медленно, другие очень быстро.
В природе круговорот кислорода происходит постоянно, поэтому его запасы все время восстанавливаются.
Как вы знаете, кислород как химический элемент входит в состав многих природных соединений. Основная масса кислорода содержится в земной коре, где он связан с Si и А1.
? Сколько процентов составляет кислород в виде химических соединений с другими элементами? (49,13%)
В начале возникновения Земли в земной атмосфере кислорода практически не было. Затем произошло следующее. Глубинные горные породы в процессе многовекового выветривания оказываются на поверхности, где получают запас энергии, исходящий от Солнца на Землю. Эта энергия расходуется на образование горных пород, содержащих кислород, и останется там как
внутренняя энергия образовавшихся соединений. Этот процесс, циклически меняясь, играет большую роль в обмене энергии между слоями литосферы. При изменениях в недрах Земли частично образуются С02 и Н20.
В природе существует лишь одна реакция, в результате которой выделяется молекулярный кислород из его соединений - это фотосинтез.
Как вы уже знаете из курса биологии, что листья растений на свету с помощью хлорофилла осуществляют процесс питания. При этом из Н2О и СО2 синтезируется глюкоза и образуется кислород.
Процесс фотосинтеза:
свет
6СО2 + 6Н2О С6Н12О6 + 6О2
Такой процесс происходит и в морских водорослях. Растительный мир ежегодно возвращает в атмосферу около 400 миллиардов тонн кислорода. Выделенный в атмосферу кислород, в свою очередь, окисляет элементы на поверхности Земли. Следовательно, эти соединения образуют зоны земной коры.
Т.о. в атмосфере и гидросфере осуществляется круговорот кислорода. В итоге сохраняется содержание кислорода в атмосфере Земли.
Как настроение? А сейчас мы немножко отдохнем. (муз. сопровождение)
Физминутка: выровняли спинки, опустили руки, подняли голову, нарисуйте на потолке глазками фигурку и крепко зажмурились.
2. Итак, мы продолжаем и сейчас самостоятельная работа с учебником. На стр. 66-67 выписать в тетрадь применение кислорода в виде схемы.
IV. Закрепление
Выполните самостоятельно в тетрадях следующие задания, а затем проверим у доски.
Ответ:W(N)=30%; W(O)=70%.
V. Рефлексия
1. Какую роль играет кислород в жизни живых организмов?
2. Как называется процесс, в результате, которого выделяется молекулярный кислород? (п. фотосинтеза).
3. Назовите полезные и разрушительные свойства кислорода? (процесс гниения, окисление, горение).
4. Где применяется кислород? (перечислите).
VI. Д/з.
Выставление оценок
Приложение 1