СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по кубановедению в 4 классе "Труженики полей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по кубановедению "Труженики полей"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по кубановедению в 4 классе "Труженики полей"»

Открытый урок по кубановедению в 4 классе

Тема. Труженики полей.

Цели: формирование представления о тяжелом труде тружеников полей; познакомить с деятельностью учёных В.С. Пустовойта и П.П.Лукьяненко; развивать любознательность и познавательный интерес, воображение, память, речь, внимание; воспитывать патриотические чувства к малой родине, трудолюбие, уважение к труду людей.

Оборудование: мультимедиа, карта Краснодарского края, рисунки овощей, фруктов, знаков, контурные карты у детей, домашнее задание для каждого ребёнка на листиках.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь не зевать,

Чтобы всё о крае знать.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Пусть над вами светит солнце, оно дарит вам свои лучики: это лучики радости, успеха, надежды, любви… И в конце урока оно засияет еще ярче, это вы дополните солнышко своими лучиками. Все дети на земле должны расти дружными, счастливыми.

Я зову Вас с собой в путешествие на мягком пушистом облачке. Мы пролетим над Краснодарским краем.

(М-м облачко)

  1. Повторение раннее изученного материала.

Готовы, тогда в путь!

Путешественник, отправляясь в путь, должен хорошо изучить карту своего маршрута. Давайте и мы с вами поработаем с картами, которые у вас на столе.

(На мультимедиа постепенно появляются выполненные задания)

«Узнавай-ка» послушает описание территории, по которой мы будем путешествовать. Чтобы подружиться с краем, мы должны всю работу выполнить грамотно и аккуратно.

Итак, Краснодарский край омывают два моря. Какие?

Подпишите. Каким цветом закрасим? Что вы можете рассказать об этих морях?

(По ходу ответов на М-а, на контурной карте появляются названия морей: Черное и Азовское моря)

Назовите самую большую реку края. Подпишите ее название, закрасьте.

(По ходу ответов на М-а, на контурной карте появляется название реки. Кубань)

Река Кубань делит территорию края на две части. Какие? Подписать.

(По ходу ответов на М-а, на контурной карте появляется названия Азово-Кубанская низменность, Закубанская равнина)

Закрасим Азово-Кубанскую низменность светло-зелёным цветом, а Закубанскую равнину темно-зеленым цветом.

(Дети красят).

Большая часть Азово-Кубанской низменности - это степи, с неторопливо текущими равнинными реками. Но кое-где встречаются курганы, овраги и балки.

К югу от реки Кубань до подножия гор находится Закубанская равнина.

У вас в школе есть сосед по парте, дома тоже есть соседи. Назовите соседей нашего края.

(Дети отвечают и по ходу ответов на М-а, на контурной карте появляются названия: Ростовская область, Ставропольский край, Абхазия, Республика Адыгея).

Молодцы, ребята! Мы продолжаем наше путешествие.

V. Объяснение нового материала.

(Звучит Гимн Кубани. Дети встают. На м-а картины края, горы, города, реки, озера, последние – поля подсолнечника и пшеницы.)

Слово «Гимн» образовано от греческого «гимнос», что означает - восхваление, торжественная песнь. А что восхваляется в Гимне Кубани? (Ответы детей.)

Послушаем ____имя

Ученик. Вот какой замечательный наш край.

Когда говорят о России, я вижу родную Кубань,

Её хлеборобные нивы и моря бушующий вал!

Куда бы по белому свету

Дороги тебя не вели

Ты сыном останешься этой

Богатой и щедрой земли.

На такой большой территории действительно богаты и плодородны земли.

В нашем крае живут люди разных национальностей, и каждый из них трудится на благо Кубани. А сегодня мы с вами поработаем над выпуском книги. И каждая группа выполнит роль ее авторов. Будьте, пожалуйста, активными, результат работы зависит от нас. А сейчас мы погружаемся в проблему. Познакомьтесь, что необходимо сделать каждой группе. (Погружение в проблему. Учитель коротко объясняет, что должны сделать дети).

1 групп – титульный лист. Из букв сложить название книги «Труженики полей».

2 группа - 2 страница. Глава 1. Основные полевые работы. (Дети располагают по порядку виды работ и наклеивают напротив каждой фотографии название работы, а затем распределяют между собой описание этих работ и зачитывают).

3 группа – 3страница. Глава 2. Профессии сельского хозяйства. (Дети напротив названия фотографии приклеивают название профессии, и распределяют, кто будет рассказывать об этой профессии)

4 группа – 4 страница. Глава 3. История сельского хозяйства. Собирают пословицы о труде. (Без солнца нет света, без труда нет хлеба.)

5 группа – 5 страница. Глава 4. Герои кубанских полей. На странице под фотографией ученого наклеить злак, выведением которого он занимался). Пустовойт – подсолнечник, Лукьяненко – колосок, Ковалев – рис. Рассказать о каждом из них).

(Каждая группа рассказав материал своей главы вывешивает свою страницу на доску).

  1. Учитель. Итак, над созданием какой книги мы с вами работаем и какова цель нашей работы. С этим нас познакомят ребята 1 группы.

Ученик. Наша книга называется «Труженики полей». Из неё вы узнаете об основных полевых работах, профессиях сельского хозяйства, истории сельского хозяйства, героях кубанских полей. Цель нашего проекта: выбрать и систематизировать необходимую информацию по теме, распределить ее по главам, проявить творчество в оформлении страниц книги.

2. Учитель. Перейдем к первой главе книги.

- А как вы думаете, какие работы выполняют труженики на полях? (Ответы детей.)

Послушаем вторую группу.

Учитель. Назовите основные полевые работы.

(М-м. Фото основных полевых работ, 3 фото)

1 ученик. Обработка почвы имеет большое значение для увеличения ее плодородия, создание благоприятных условий для развития и роста растений. К обработке почвы относятся: лущение, дискование, боронование, прикатывание, культивация и пахота.

2 ученик. Лущения и дискования – это рыхление верхнего слоя почвы, для сохранения влаги и создания условий для ее накопления в почве. Подготовка агрегатов для лущения и дискования производится трактористом-машинистом под руководством агронома, бригадира, его помощника или механика.

3 ученик. Баронование применяется с целью закрытия влаги. Поверхность почвы уплотняется. Бороны должны равномерно разрыхлять поверхность почвы на глубину 5-8 см, и разрушат глыбы.

4 ученик. Прикатывание применяют для разбивки комьев земли после пахоты.

5 ученик. Культивация - этот прием применяется для рыхления верхнего слоя почвы, уничтожение сорняков и выравнивания поверхностей почвы, а также для заделки удобрений.

1 ученик. Пахота – это наиболее глубокое рыхление верхнего горизонта почвы, заделка пожнивных остатков и внесенных на поверхность поля органических и минеральных удобрений, проросших сорняков.

2. Посев.

2 ученик. Посев - это равномерное распределение семян сельскохозяйственных растений по площади и заделка их на необходимую глубину. Используются такие агрегаты, кактрактора, сеялки.

3. Внесение удобрений

3ученик. Внесение удобрений имеет большое значение в повышении урожайности сельскохозяйственных культур. Используются минеральные и органические удобрения.

4. Уход за сельскохозяйственными культурами

4 ученик. Это - разрушение почвенной корки, рыхления почвы в междурядьях. Уничтожение сорняков, прореживание, окучивание, подкормка, борьба с вредителями и болезнями.

5. Уборочные процессы

5 ученик. Уборка осуществляется в светлое и темное время суток. Главное, успеть провести уборку в хорошую погоду, не поттеряв ни одного колоска.

Учитель. Вот сколько работ необходимо выполнить, чтобы земля-матушка давала богатый урожай. И все эти работы ложатся на плечи людей.

Физминутка. (Звучит спокойная красивая музыка). На облаке. Музыка.

Мы продолжаем наше путешествие. Летим на мягком пушистом облаке. Встаньте, расслабьтесь и закройте глаза и представьте, как дует тёплый ветерок. Облако у нас волшебное, оно превратило вас в семечки цветов. Мы опускаемся на полянку и представляем, как зацветают цветы на Кубани. Сядем на корточки, как маленькое семечко, обхватим руками колени, голова опущена вниз. И тут тёплый лучик упал на землю и стал согревать в земле семечки, как стало тепло. И, вот проклюнулся из каждого семечка росток, сначала поднимается голова, распрямляется корпус, туловище, руки поднимаются выше и выше к солнышку. Цветочки растут, растут, и вот уже появился бутончик, который распускается. Вот какие красивые у всех цветы, цветы Кубани! Погреем на солнышке каждый лепесточек, погреем голову, улыбнёмся солнышку, другим цветам, погреем правую щёчку, левую. Можно покружиться, мы же волшебные цветы. Мы так рады, что растём на Кубани. А какими кубанскими цветами вы были?


Учитель. Люди, каких профессий трудятся на наших полях. Расскажет о некоторых из них третья группа.

(М-м. Профессии людей).

1 Ученик. Обобщенное название профессии – хлебороб. Но на самом деле такой профессии не существует, по такой профессии невозможно выучиться ни в одном ВУЗе, техникуме или училище. Чтобы хлеб получить трудятся люди многих профессий.

2 Ученик. Профессия агронома. В обязанности агронома входит правильная организация производственных процессов, выращивания культур, сбора и транспортировки урожая в этих условиях. Также специалисты занимаются составлением разного рода отчетной и научной документации. К настоящему времени профессия агронома входит в список самых востребованных в России.

3 ученик. Профессии комбайнера и тракториста всегда были одними из основных на селе.

Люди этой специальности работают в очень тяжелых условиях — в жару, дождь и холод. В последнее время современные трактора и комбайны оснащены кондиционерами и обогревателями, что облегчает их труд. Но все равно труд механизатора всегда будет оставаться нелегким, а потому почетным.

4 ученик. Шофёр - подвозит зерно (пшеница, рожь, овес) засыпает в сеялку, а когда зерно поспевает, комбайн засыпает зерно в машину и машина вывозит зерно на склад.

А сегодня я вам предлагаю просмотреть видеоролик и тружениках полей.

(м-м. видеофильм)

Учитель. Над следующей страницей нашей книги трудилась 4-я группа.

(м-м. 3 фото)

Об истории сельского хозяйства вы узнаете в 3 главе и нам помогут ребята 4 группы.

1 ученик. Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Обычно пахали легким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко-лошадь. Почву рыхлили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая его лопатой на ветру. Зерно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жероновов. Урожаи были низкими: зерна получали примерно в три раза больше, чем сеяли.

2 ученик. К нашей странице мы подобрали пословицу «Без солнца нет света, без труда нет хлеба». Мы её понимаем так…

Учитель. Прошли годы. А сейчас, выйдешь к густому пшеничному полю - душа не нарадуется. Поле цветущих подсолнухов. Поле золотой пшеницы… они словно портрет родного края, его богатства и плодородия. Глядя на эти поля, невольно думаешь о тех, кто сделал их такими – щедрыми, сильными, красивыми.

Наша Кубань гордится своими героями полей. О них мы узнаем в 4 главе.

Пожалуйста, 5 группа.

Два кубанских учёных, их достижения известны во всём мире. Оба они родились в кубанских семьях, с детства узнали нелёгкий сельский труд и цену куска хлеба. Оба посвятили свою жизнь тому, чтобы сделать родную ниву ещё богаче и щедрее.

1 ученик. Любимым растением Василия Степановича Пустовойта был подсолнечник. Этот солнечный цветок завезён в Россию ещё в XVIII веке. Но поначалу русские крестьяне не знали всех его качеств, было известно лишь лакомство - жареные семечки. Затем люди открыли, что из него можно получать вкусное и полезное подсолнечное масло. Учёный создал десятки сортов подсолнечника, но особенно популярен сорт «передовик». Корзинка, наполненная семенами, достигает почти полуметра в диаметре. В.С Пустовойт не раз повторял, что на Кубани главное растение - пшеница. Сам ставил опыты с ней и призывал к тому же своих учеников.

2 ученик. Талантливым учеником Пустовойта был Павел Пантилеймонович Лукьяненко. Он жил в станице Ивановской. Вся его семья занималась земледелием. Шестилетний Павлуша работал и на пашне, и на сенокосе. Но особенно его интересовало хлебное поле. И мальчик расспрашивал отца, как из зерна вырастает колос, почему землю нужно бороновать, а потом перекапывать. На полях он «пропадал», появлялся на рассвете, уходил затемно. Год за годом неустанного труда рождали новые сорта, но он стремился сделать ещё больше, ещё лучше. С первых чисел апреля академика Лукьяненко нельзя было застать в рабочем кабинете. Он успевал всюду, не выпускал из поля зрения ни единого колоска. На пшеничном поле, среди колосящихся хлебов и перестало биться сердце Павла Пантилеймоновича.

3 ученик. Основным поставщиком риса в России является Краснодарский край, где под посев данной культуры используются засолённые, заболоченные и подтопляемые земли, малопригодные для возделывания других культур. Ковалев Виктор Савельевич – ученый-селекционер. Занимается научным трудом в области растениеводства, разрабатывает новые сорта риса.

4 ученик. Читает стихотворение.

Мы гордимся земляками- героями,

Что богатство Кубани устроили.

А вокруг как ковёр зеленеют поля.
Это – Родина моя!

V. Закрепление изученного материала.

На нашем облаке мы пролетели над Краснодарским краем. Закрывается наша книга. Ребята, помогите мне, пожалуйста, ее сшить.

Ребята, как вы думаете, достигли мы поставленных в начале урока целей. Обоснуйте свой ответ.

Оцените работу своих групп.

  1. Домашнее задание.

К следующему уроку вы напишите сочинение на тему «Труженики полей». Вам так же помогут книги. Список у каждого на парте приколот к контурной карте.

Что читать по теме?

Е.Сорокин. Простое необычное.

В.Бардадым. Замечательные кубанцы.

В.Бардадым. Ратная доблесть кубанцев.

VI. Итог урока.

Вот и закончилось наше путешествие. А какое оно было? Какими лучиками вы дополните наше солнце? (Дети говорят и вывешивают на доску лучики).

Мне очень понравилось с вами работать. Любите свой край, будте настоящими патриотами Краснодарского края!

Спасибо за урок.


Если осталось время, то рассказать сказку о кукле и подарить.




Самоанализ урока

Тема урока. Труженики полей.

Перед собой я поставила цели: Провести для детей интересный познавательный урок, соответствующий ФГОС; использовала технологию проектной деятельности. Считаю, что уроки кубановедения должны быть творческими уроками с разнообразными формами их проведения. Мой урок – это урок – путешествие. Считаю, что он был пронизан воспитанием у уч-ся патриотических чувств к малой Родине, бережным и уважительным отношением к труженикам полей.

Вначале урока использовала рефлексию, связь уч-ся двух классов. И эту же идею перенесла на конец урока, подводя итог, каким он был для ребят.

Все этапы урока соблюдались, были последовательны, взаимосвязаны между собой, соответствовали поставленным целям, а так же, время между отдельными этапами распределено рационально. Использовала метод погружения в проблему: Сегодня мы создадим книгу… И дала им время для ознакомления с этой проблемой, путями ее решения.

Не зная уровня подготовленности детей, думаю, что используемый материал соответствует предыдущей подготовке, учебной общеобразовательной программе и возрасту учащихся, а так же соответствовал воспитанию патриотизма и гордости за труд Кубанцев. Была показана ценнейшую работа Пустовойта и Лукьяненко, Ковалева, оживила урок использованием видеоролика. В четвертом классе не стоит забывать о здоровьесберегающих технологиях. Это физминутка, которую сама написала, и с ее помощью дети вновь испытали чувство гордости за красоту родной земли.

Считаю, что на уроке наиболее удачно реализованы принципы сознательности, прочности, доступности.

Имела место самостоятельная работа с контурной картой с последующей проверкой.

Работу дети оценили самостоятельно, дав качественную оценку и проанализировали свою работу в группах.

Домашнее задание творческое, с дополнительным чтением.

Цели урока достигнуты.





На столы 1 группе.

Оформите титульный лист. Из букв сложить название книги. Один ученик представьте нам название книги.


Ученик 1 группы. Наша книга называется «Труженики полей». Из неё вы узнаете об основных полевых работах, профессиях сельского хозяйства, истории сельского хозяйства, героях кубанских полей.
























На столы 2 группе.

Располажите по порядку виды работ и наклейте вверху каждой фотографии название работы. Распределяют между собой описание этих работ и зачитайте.

1 ученик (2 группа). Обработка почвы имеет большое значение для увеличения ее плодородия, создание благоприятных условий для развития и роста растений. К обработке почвы относятся: лущение, дискование, боронование, прикатывание, культивация и пахота.

2 ученик. (2 группа) Лущения и дискования – это рыхление верхнего слоя почвы, для сохранения влаги и создания условий для ее накопления в почве. Подготовка агрегатов для лущения и дискования производится трактористом-машинистом под руководством агронома, бригадира, его помощника или механика.

3 ученик. (2 группа) Баронование применяется с целью закрытия влаги. Поверхность почвы уплотняется. Бороны должны равномерно разрыхлять поверхность почвы на глубину 5-8 см, и разрушат глыбы.

4 ученик. (2 группа) Прикатывание применяют для разбивки комьев земли после пахоты.

5 ученик. (2 группа) Культивация - этот прием применяетсядля рыхления верхнего слоя почвы, уничтожение сорняков и выравнивания поверхностей почвы, а также для заделки удобрений.

1 ученик. (2 группа) Пахота – это наиболее глубокое рыхление верхнего горизонта почвы, заделка пожнивных остатков и внесенных на поверхность поля органических и минеральных удобрений, проросших сорняков.

2 ученик. (2 группа) Посев - это равномерное распределение семян сельскохозяйственных растений по площади и заделка их на необходимую глубину. Используются такие агрегаты, кактрактора, сеялки.

3ученик. (2 группа) Внесение удобрений имеет большое значение в повышении урожайности сельскохозяйственных культур. Используются минеральные и органические удобрения.

4 ученик. (2 группа) Это - разрушение почвенной корки, рыхления почвы в междурядьях. Уничтожение сорняков, прореживание, окучивание, подкормка, борьба с вредителями и болезнями.

5 ученик. (2 группа) Уборка осуществляется в светлое и темное время суток. Главное, успеть провести уборку в хорошую погоду, не поттеряв ни одного колоска.





















На столы 3 группе.

Рядом с фотографией приклейте название профессии. Распределите, кто будет рассказывать об этой профессии.

1 Ученик. (3 группа) Обобщенное название профессии – хлебороб. Но на самом деле такой профессии не существует, по такой профессии невозможно выучиться ни в одном ВУЗе, техникуме или училище. Чтобы хлеб получить трудятся люди многих профессий.

2 Ученик. (3 группа) Профессия агронома. В обязанности агронома входит правильная организация производственных процессов, выращивания культур, сбора и транспортировки урожая в этих условиях. Также специалисты занимаются составлением разного рода отчетной и научной документации. К настоящему времени профессия агронома входит в список самых востребованных в России.

3 ученик. (3 группа) Профессии комбайнера и тракториста всегда были одними из основных на селе. Люди этой специальности работают в очень тяжелых условиях — в жару, дождь и холод. В последнее время современные трактора и комбайны оснащены кондиционерами и обогревателями, что облегчает их труд. Но все равно труд механизатора всегда будет оставаться нелегким, а потому почетным.

4 ученик. (3 группа) Шофёр - подвозит зерно (пшеница, рожь, овес) засыпает в сеялку, а когда зерно поспевает, комбайн засыпает зерно в машину и машина вывозит зерно на склад.








На столы 4 группе.

Собирите пословицу о труде. (Без солнца нет света, без труда нет хлеба.)

Распределите слова и зачитайте их.

1 ученик. (4 группа) Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Обычно пахали легким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко-лошадь. Почву рыхлили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая его лопатой на ветру. Зерно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жероновов. Урожаи были низкими: зерна получали примерно в три раза больше, чем сеяли.

2 ученик. (4 группа) К нашей странице мы подобрали пословицу «Без солнца нет света, без труда нет хлеба». Мы её понимаем так…

















На столы 5 группе.

На странице под фотографией ученого наклеить злак, выведением которого он занимался). Рассказать об учёных.

1 ученик. (5 группа) Любимым растением Василия Степановича Пустовойта был подсолнечник. Этот солнечный цветок завезён в Россию ещё в XVIII веке. Но поначалу русские крестьяне не знали всех его качеств, было известно лишь лакомство - жареные семечки. Затем люди открыли, что из него можно получать вкусное и полезное подсолнечное масло. Учёный создал десятки сортов подсолнечника, но особенно популярен сорт «передовик». Корзинка, наполненная семенами, достигает почти полуметра в диаметре. В.С Пустовойт не раз повторял, что на Кубани главное растение - пшеница. Сам ставил опыты с ней и призывал к тому же своих учеников.

2 ученик. (5 группа) Талантливым учеником Пустовойта был Павел Пантилеймонович Лукьяненко. Он жил в станице Ивановской. Вся его семья занималась земледелием. Шестилетний Павлуша работал и на пашне, и на сенокосе. Но особенно его интересовало хлебное поле. И мальчик расспрашивал отца, как из зерна вырастает колос, почему землю нужно бороновать, а потом перекапывать. На полях он «пропадал», появлялся на рассвете, уходил затемно. Год за годом неустанного труда рождали новые сорта, но он стремился сделать ещё больше, ещё лучше. С первых чисел апреля академика Лукьяненко нельзя было застать в рабочем кабинете. Он успевал всюду, не выпускал из поля зрения ни единого колоска. На пшеничном поле, среди колосящихся хлебов и перестало биться сердце Павла Пантилеймоновича.

3 ученик. (5 группа) Основным поставщиком риса в России является Краснодарский край, где под посев данной культуры используются засолённые, заболоченные и подтопляемые земли, малопригодные для возделывания других культур. Ковалев Виктор Савельевич – ученый-селекционер. Занимается научным трудом в области растениеводства, разрабатывает новые сорта риса.


4 ученик. (5 группа) Читает стихотворение.

Мы гордимся земляками- героями,

Что богатство Кубани устроили.

А вокруг как ковёр зеленеют поля.
Это – Родина моя!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!