1.Организационный момент. Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение нового материала. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками. | Настраивает обучающихся на работу, организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас здесь. Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми и начнем работать. | Концентрация внимания, настрой на урок |
2.Мотивация к учебной деятельности. Цель: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного процесса. | Познавательные: умения структурировать знания. Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование. | Посмотрите, у вас на столах находятся цветки ромашки. Эти цветки выбраны нами не случайно. Они помогут нам определить тему урока. Подумайте и выскажите ваши предположения. - Назовите праздник в России, который отмечается 8 июля, символом которого тоже считается ромашка? -Кого христиане почитают как покровителей семьи и брака? - А какую из 4 мировых религий мы изучаем сейчас? о чем мы с вами будем говорить на уроке? | Отвечают на вопросы. День семьи, любви и верности Образцом супружеской верности для православных являются Петр и Феврония. Ислам |
4.Актуализация имеющихся знаний по теме. Цель: активизация личного опыта каждого ученика, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учеников. | Познавательные: умения структурировать знания и результатов деятельности. Регулятивные: планирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. | -У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. - Что вы понимаете под словом «ценности»? - Какая из этих ценностей, на ваш взгляд, самая важная? Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а человек становится человеком только в семье». | Запись ответов детей на доске : здоровье, любовь, милосердие, дружба, семья, общение, природа Отвечают на вопросы. - (Семья). |
5.Изучение нового материала. Цель: сформировать основные представления о нормах взаимоотношений в семье, семейных традициях. Работа с первоисточниками. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, анализ. Регулятивные: планирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками. | Каждая религия учит устраивать семью по определенному порядку, по правилам, закрепляющим основы религиозного учения. Давайте сравним, совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Работа с первоисточниками. У вас на столах находятся выдержки из Евангелия, Учения православной церкви и Сунны Пророка Мухаммеда. Давайте внимательно прочитаем эти тексты и зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо проставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте.
Текст 1: Семья в православной культуре. Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи – муж, а глава мужа – Христос. Мужчина слушается самого Бога, живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга. Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию (7 заповедь), почитанию старших, заботе друг о друге, милосердию и проявлению любви. Текст 2: Семья в исламской религиозной культуре. Дом для мусульманской семьи является тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей. Дом, семья – то место, где все чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе. Со слов Пророка Мухаммеда следует: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу». Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни. Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений. Мужьям и женам следует любить и уважать друг друга. Кроме того, они должны поддерживать друг друга и воспитывать своих детей в духе семейных традиций. | Основные ценности семейной жизни | Православие | Ислам | любовь мужа и жены друг к другу; | | | ложь; | | | любовь родителей к детям; | | | измена | | | почитание родителей | | | гордость; | | | богатство | | | согласие; | | | забота; | | | уважение, | | | прощение; | | | семейные традиции | | |
|
6.Физкультминутка. Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых. |
| - А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. - Когда было легче удержаться на одной ноге? - Почему в паре легче, как думаете? - Что вам помогло? - Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье. | Выполняют упражнения. |
7. Первичное закрепление изученного материала. Цель: воспроизведение изученного материала, его систематизация. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
| Анализ притчи -О чем эта притча? -О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют) -О каком важном законе нравственности напоминает притча? -В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу? -Чему учит притча?
| Притча «Корзину-то возьми» Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться. Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его: - Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми! - На что она мне? - Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда… Притча о сыновьях; Притча о любви к матери |
8. Рефлексия и оценка деятельности. Цель: дать анализ и оценку деятельности учащихся, создать ситуацию успеха. | Познавательные: умения структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. | Возьмите эскизы ромашки и запишите ценности в ваших семьях. | Выполняют задание, зачитывают свои работы. |