СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по курсу ОДНКНР

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Дом и семья в исламе" построена на сравнительном анализе семейных укладов в христианстве и исламе. Основная цель урока: дать представление о мусульманской семье как ячейке общества, о роли семьи в жизни человека. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по курсу ОДНКНР»

Предмет ОДНКНР

Класс 5 класс

Учитель: Тужилкина Т.Г.

Тема: Дом и семья в исламе.

Цель: дать представление о мусульманской семье как ячейке общества, о роли семьи в жизни человека.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся овладеют целостными представлениями о семье в исламе; научатся объяснять ключевые слова, связанные с семейными ценностями, научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейных укладов; анализировать и оценивать реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении;

Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе; определять собственное отношение к явлениям жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей учетом конечного результата; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.

Оборудование: пакет с рабочим материалом

Тип урока: открытия нового знания.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение нового материала.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

Настраивает обучающихся на работу, организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас здесь.

Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми и начнем работать.

Концентрация внимания, настрой на урок

2.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного процесса.

Познавательные: умения структурировать знания.

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

Посмотрите, у вас на столах находятся цветки ромашки. Эти цветки выбраны нами не случайно. Они помогут нам определить тему урока. Подумайте и выскажите ваши предположения.

- Назовите праздник в России, который отмечается 8 июля, символом которого тоже считается ромашка?

-Кого христиане почитают как покровителей семьи и брака?

- А какую из 4 мировых религий мы изучаем сейчас?
о чем мы с вами будем говорить на уроке?

Отвечают на вопросы.

День семьи, любви и верности

Образцом супружеской верности для православных являются Петр и Феврония.

Ислам

3. Сообщение темы и цели урока.


Формулировка целей. Сегодня на уроке речь пойдет о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях.

Осмысление темы.

4.Актуализация имеющихся знаний по теме.

Цель: активизация личного опыта каждого ученика, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учеников.

Познавательные: умения структурировать знания и результатов деятельности.

Регулятивные: планирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

-У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках.

- Что вы понимаете под словом «ценности»?

         - Какая из этих ценностей, на ваш взгляд, самая важная?

Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а человек становится человеком только в семье».



Запись ответов детей на доске : здоровье, любовь, милосердие, дружба, семья, общение, природа

Отвечают на вопросы.

- (Семья).

5.Изучение нового материала.

Цель: сформировать основные представления о нормах взаимоотношений в семье, семейных традициях. Работа с первоисточниками.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, анализ.

Регулятивные: планирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Каждая религия учит устраивать семью по определенному порядку, по правилам, закрепляющим основы религиозного учения. Давайте сравним, совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

Работа с первоисточниками.

У вас на столах находятся выдержки из Евангелия, Учения православной церкви и Сунны Пророка Мухаммеда. Давайте внимательно прочитаем эти тексты и зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо проставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте.

Текст 1:
Семья в православной культуре.
Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи – муж, а глава мужа – Христос. Мужчина слушается самого Бога, живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга.
Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию (7 заповедь), почитанию старших, заботе друг о друге, милосердию и проявлению любви.

Текст 2:
Семья в исламской религиозной культуре.
Дом для мусульманской семьи является тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей. Дом, семья – то место, где все чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу.
Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе. Со слов Пророка Мухаммеда следует: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу».
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.
Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.
Мужьям и женам следует любить и уважать друг друга. Кроме того, они должны поддерживать друг друга и воспитывать своих детей в духе семейных традиций.



Основные ценности семейной жизни

Православие

Ислам

любовь мужа и жены друг к другу;

 

 

ложь;

 

 

любовь родителей к детям;

 

 

измена

 

 

почитание родителей

 

 

гордость;

 

 

богатство

 

 

согласие;

 

 

забота;

 

 

уважение,

 

 

прощение;

 

 

семейные традиции

 

 




6.Физкультминутка.

Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых.



- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах  возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге? 
- Почему в паре легче, как думаете?
- Что вам помогло?


- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.

Выполняют упражнения.

7. Первичное закрепление изученного материала.

Цель: воспроизведение изученного материала, его систематизация.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.





Анализ притчи
-О чем эта притча?
-О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)
-О каком важном законе нравственности  напоминает притча?
-В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?
-Чему учит притча?



Притча «Корзину-то возьми»
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Притча о сыновьях; Притча о любви к матери

8. Рефлексия и оценка деятельности.

Цель: дать анализ и оценку деятельности учащихся, создать ситуацию успеха.

Познавательные: умения структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Возьмите эскизы ромашки и запишите ценности в ваших семьях.

Выполняют задание, зачитывают свои работы.

9. Домашнее задание. Цель: сообщить учащимся домашнее задание и объяснить методику его выполнения.



Озвучивает домашнее задание.

Подобрать пословицы и поговорки о семье.

Записывают.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!