СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Был разработан урок проект, где дети самостоятельно подготовили проекты по разным женским образам из романа, нарисовали иллюстрации, сшили костюмы.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе 10 класс»

Открытый урок по литературе 10 класс.

Урок- проект.

Тема :Женские образы в романе Л.Н .Толстого.

«Война и мир».

Цели : проверить знания учащихся фактического материала ,их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли ,делать выводы ,познакомиться с женскими образами романа Л.Н .Толстого «Война и мир».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Звучит сонет №130 Вильяма Шекспира.(1мин 30 сек).

1 Её глаза на звезды не похожи ,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа ,

И черной проволокой вьется прядь.

(Исакова М)

С дамасской розой . алой или белой

Нельзя сравнить оттенок этих щек .

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

(Омарова П)

Ты не найдешь в ней современных линий ,

Особенного света на челе .

Учитель: Это сонет великого Шекспира .Его называли певцом любви . Но не с меньшим основанием можно назвать Толстого певцом возвышенной любви .

-Здравствуйте .

Многие из вас уже догадались , наверное ,о чем пойдет речь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с женскими образами романа «Война и мир» ,узнаем, кто же из них является идеалом женской красоты для писателя.

Ахмед: «Поэтической , преисполненной жизнью , прелестной девушкой назвал ее князь Андрей».

Алимирза: « Она обворожительна» - говорил о ней Пьер.

Учитель : …что есть красота,

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она в котором пустота,

Или огонь , мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий .

  1. Игра «Мозговой штурм»

Задание : назвать автора слов .

1.Весь мир для меня разделен на две половины. Одна –она ,и там все счастье, надежда , свет: другая половина – все . где её нет . там все уныние и пустота .

( А . Болконский).

2.Теперь все конечно , да и я люблю ее .

( Пьер Безухов)

3. Что вы доказали этой дуэлью ?

То , что вы дурак , так это вы знали !

Ежели бы вы были умнее , то я предпочитал бы в общество.

( Элен).

4.Кто хотел убить Наполеона ?

( Пьер Безухов).

5. Что для Андрей стало символом жизни под Аустерлицом ? ( небо)

6.Андрей сказал Пьеру : «Не женись, мой друг ,…(никогда ).

7. Кто сказал : « Яйца курицу учат»

(Н . Ростов).

8. Ошибка Наташи (Анатоль).

9. Кто считал , что все вокруг происходит по его воле ? ( Наполеон).

10. Предмет борьбы в доме умирающего графа Безухова ? ( портфель ) .

Молодцы !

  1. Проверка усвоения пройденного материала .

1.А теперь давайте проверим , как же справились наши девушки с проектной деятельностью.

Наталья –русское имя , что подчеркивают простоту .Натальи , близость к народным традициям. Существует и иное толкование , возводящему к европейскому корню , что в имени Натан ( дарованный).

Что является главным в образе Натали Ростовой расскажет Шапиева Арапа.

2. Марья , Марья ,тоже русское имя , которое очень часто встречается в народных сказах , а также ассоциируется с именем святой .

Князь Болконский признает лишь две людские добродетели – деятельность и ум . В соответствии с этой доктриной и воспитывает дочь .

Княжна Марья.

Исакова М.

5.Элен – имя Елена , произнесенное на французском манер, что говорит об отдаленности от традиций русского народа .

Образ полон жизненной силы.

Толстой показывает её во всей полноте чудовищного цинизма и мощный животной силы , которая нужна ей для побед .

Омарова П .

Учитель: Внешняя красота таких персонажей , как Элен ,Вера Прикрывает пустое и холодное сердце , меркантильные интересы.

Писатель видел прекрасное в человеческих взаимоотношениях ,в поведении , мыслях и чувствах человека , в природе и в искусстве.

Кто же стал идеалом прекрасного?

Для размышления мы используем цветок , вазу, свечу.

Итак , с каким образом ассоциируется это невзрачное комнатное растение .

Ученица: Я думаю , эта веточка похожа на образ Бурьен .

Учитель: Хрустальна я ваза.

Ученица: Эта ваза напоминает мне образ Элен .

Учитель зажигает свечу. А зажженная свеча ?

Ученица :Мне эта свеча напоминает Наташу Ростову.

  1. Слово учителя.

Мысли Толстого о подлинном предназначения женщины , думается , не устарели и в наши дни .Л.Н. Толстой писал : - Люди как речи , вода во всех одинаковая и везде одна и та же , но каждая река бывает то узкая. То быстрая . то широкая , то тихая . то чистая , то холодная , то мутная , то теплая . Так и люди .Каждый человек несет в себе зачатки свойств людских и иногда проявляет одни , иногда другие , и бывает совсем не похож на себя , оставляя все между тем одним и самими собою.

Образ Наташи Ростовой , главной героини романа «Война и мир» , охватывает все этапы ее духовного развития от полудетского возраста до полной зрелости . замужества и материнства . Характер Наташи – это художественное открытие писателя ,увидевшего в обыкновенной русской девушке – дворянке то душевное богатство , ту подлинную человечность , ту совершенную женственность , ту истинную красоту , тот дар любви ,близость к народу , ко всему русскому , к родной природе , которым , по мнению Толстого , должна обладать настоящая русская женщина .

Учитель: И , самое главное , Толстой считал , что женщина должна выполнить самое важное свое предначертание : быть женой и матерью.

  1. Подведение итогов , выставление оценок . Домашнее задание прочитать комедию А. П .Чехова «Вишневый сад».

1.Закончить наш душевный разговор я хотела бы стихотворением А Бондаренко –К Толстому , в Ясную Поляну !

К Толстому в Ясную Поляну
Приехал я осенним днем.
Он прав был: поздно или рано
Мы все через нее пройдем,
На удивление и, приблизив,
И этот срубленный сарай,
И этот лес с подлеском снизу
Мы обретем душевный рай,
Не в небесах, а здесь, в аллеях,
Где вековые дерева,
Как будто вовсе не старея
Нашепчут нам его слова.

2.Звучит вальс Прокофьева «Война и мир»

Шапиева Арапа , Магомедов Ахмед исполняют вальс.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!