Открытый урок по литературе 10 класс.
Урок- проект.
Тема :Женские образы в романе Л.Н .Толстого.
«Война и мир».
Цели : проверить знания учащихся фактического материала ,их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли ,делать выводы ,познакомиться с женскими образами романа Л.Н .Толстого «Война и мир».
Ход урока.
Организационный момент.
Звучит сонет №130 Вильяма Шекспира.(1мин 30 сек).
1 Её глаза на звезды не похожи ,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа ,
И черной проволокой вьется прядь.
(Исакова М)
С дамасской розой . алой или белой
Нельзя сравнить оттенок этих щек .
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
(Омарова П)
Ты не найдешь в ней современных линий ,
Особенного света на челе .
Учитель: Это сонет великого Шекспира .Его называли певцом любви . Но не с меньшим основанием можно назвать Толстого певцом возвышенной любви .
-Здравствуйте .
Многие из вас уже догадались , наверное ,о чем пойдет речь.
Сегодня на уроке мы познакомимся с женскими образами романа «Война и мир» ,узнаем, кто же из них является идеалом женской красоты для писателя.
Ахмед: «Поэтической , преисполненной жизнью , прелестной девушкой назвал ее князь Андрей».
Алимирза: « Она обворожительна» - говорил о ней Пьер.
Учитель : …что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она в котором пустота,
Или огонь , мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий .
Игра «Мозговой штурм»
Задание : назвать автора слов .
1.Весь мир для меня разделен на две половины. Одна –она ,и там все счастье, надежда , свет: другая половина – все . где её нет . там все уныние и пустота .
( А . Болконский).
2.Теперь все конечно , да и я люблю ее .
( Пьер Безухов)
3. Что вы доказали этой дуэлью ?
То , что вы дурак , так это вы знали !
Ежели бы вы были умнее , то я предпочитал бы в общество.
( Элен).
4.Кто хотел убить Наполеона ?
( Пьер Безухов).
5. Что для Андрей стало символом жизни под Аустерлицом ? ( небо)
6.Андрей сказал Пьеру : «Не женись, мой друг ,…(никогда ).
7. Кто сказал : « Яйца курицу учат»
(Н . Ростов).
8. Ошибка Наташи (Анатоль).
9. Кто считал , что все вокруг происходит по его воле ? ( Наполеон).
10. Предмет борьбы в доме умирающего графа Безухова ? ( портфель ) .
Молодцы !
Проверка усвоения пройденного материала .
1.А теперь давайте проверим , как же справились наши девушки с проектной деятельностью.
Наталья –русское имя , что подчеркивают простоту .Натальи , близость к народным традициям. Существует и иное толкование , возводящему к европейскому корню , что в имени Натан ( дарованный).
Что является главным в образе Натали Ростовой расскажет Шапиева Арапа.
2. Марья , Марья ,тоже русское имя , которое очень часто встречается в народных сказах , а также ассоциируется с именем святой .
Князь Болконский признает лишь две людские добродетели – деятельность и ум . В соответствии с этой доктриной и воспитывает дочь .
Княжна Марья.
Исакова М.
5.Элен – имя Елена , произнесенное на французском манер, что говорит об отдаленности от традиций русского народа .
Образ полон жизненной силы.
Толстой показывает её во всей полноте чудовищного цинизма и мощный животной силы , которая нужна ей для побед .
Омарова П .
Учитель: Внешняя красота таких персонажей , как Элен ,Вера Прикрывает пустое и холодное сердце , меркантильные интересы.
Писатель видел прекрасное в человеческих взаимоотношениях ,в поведении , мыслях и чувствах человека , в природе и в искусстве.
Кто же стал идеалом прекрасного?
Для размышления мы используем цветок , вазу, свечу.
Итак , с каким образом ассоциируется это невзрачное комнатное растение .
Ученица: Я думаю , эта веточка похожа на образ Бурьен .
Учитель: Хрустальна я ваза.
Ученица: Эта ваза напоминает мне образ Элен .
Учитель зажигает свечу. А зажженная свеча ?
Ученица :Мне эта свеча напоминает Наташу Ростову.
Слово учителя.
Мысли Толстого о подлинном предназначения женщины , думается , не устарели и в наши дни .Л.Н. Толстой писал : - Люди как речи , вода во всех одинаковая и везде одна и та же , но каждая река бывает то узкая. То быстрая . то широкая , то тихая . то чистая , то холодная , то мутная , то теплая . Так и люди .Каждый человек несет в себе зачатки свойств людских и иногда проявляет одни , иногда другие , и бывает совсем не похож на себя , оставляя все между тем одним и самими собою.
Образ Наташи Ростовой , главной героини романа «Война и мир» , охватывает все этапы ее духовного развития от полудетского возраста до полной зрелости . замужества и материнства . Характер Наташи – это художественное открытие писателя ,увидевшего в обыкновенной русской девушке – дворянке то душевное богатство , ту подлинную человечность , ту совершенную женственность , ту истинную красоту , тот дар любви ,близость к народу , ко всему русскому , к родной природе , которым , по мнению Толстого , должна обладать настоящая русская женщина .
Учитель: И , самое главное , Толстой считал , что женщина должна выполнить самое важное свое предначертание : быть женой и матерью.
Подведение итогов , выставление оценок . Домашнее задание прочитать комедию А. П .Чехова «Вишневый сад».
1.Закончить наш душевный разговор я хотела бы стихотворением А Бондаренко –К Толстому , в Ясную Поляну !
К Толстому в Ясную Поляну
Приехал я осенним днем.
Он прав был: поздно или рано
Мы все через нее пройдем,
На удивление и, приблизив,
И этот срубленный сарай,
И этот лес с подлеском снизу
Мы обретем душевный рай,
Не в небесах, а здесь, в аллеях,
Где вековые дерева,
Как будто вовсе не старея
Нашепчут нам его слова.
2.Звучит вальс Прокофьева «Война и мир»
Шапиева Арапа , Магомедов Ахмед исполняют вальс.