Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 «а»классе (ФГОС)
Учитель русского языка и литературы:Смольнякова С.В.
Цель урока:
обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях
И. А. Крылова;
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
* умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
Предметные:
проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
развитие речи и творческого мышления обучающихся;
формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока: игра.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 5 «А» класс
Вид урока: урок-игра
УМК:
— Литература.
— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2011
— Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003
— раздаточный материал;
— технические средства обучения
Средства наглядности:
— раздаточный материал: карточки с названиями животных;
Оборудование: карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова.
Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.
«Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)
Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.
Задачи урока:
1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;
2) развивать речь и творческое мышление обучающихся;
формировать умения взаимодействовать в коллективной деятельности;
3) воспитывать культуру работы в группе, интерес к классической литературе, положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, иллюстрации к басням, выполненные обучающимися, карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Учитель:
-Здравствуйте, ребя! Cегодня у нас гости. Они пришли посмотреть, как мы умеем дружно, хорошо трудиться на уроке.
Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
А начать наш урок мне бы хотелось строками замечательного стихотворения русского поэта, прозаика Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль.
Он баснями себя прославил
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят!
Итак, кому посвятил эти строки П. А. Вяземский? (Ивану Андреевичу Крылову)
-Ребята,а почему мы обращаемся сегодня к басням Крыловы,ведь,мы на протяжении нескольких уроков говорили о творчестве Ивана Андреевича, разбирали каждую басню по частям,выразительно читали наизусть
Чему мы посвятим наш урок? (Закреплять и обобщать полученные знания)
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала известные вам слова поэта Константина Николаевича Батюшкова. «Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)
Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой?
(Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.)
А как нам достичь этой цели?
(Внимательно слушать учителя, друг друга и выполнять все задания)
Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, художников, актёров, покажем знание и понимание басен.
-Наш урок пройдёт в форме игры за правильный ответ вы будете получать 1 балл.
I КОНКУРС –«РАЗМИНКА»
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Это стихотворение Михаил Исаковский посвятил Ивану Андреевичу Крылову.
-а давайте проверим,что вы знаете об Иване Андреевиче Крылове
(Доклады)
-Умницы,с этим заданием вы справились!
II КОНКУРС «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ»
Что такое басня? Это краткий рассказ нравоучительного характера.
Мораль –начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Басня состоит из рассказа и морального вывода.
С чем мы встречаемся в баснях? Олицетворением(животные и неодушевленные предметы говорят ,думают.Аллегория (изображение предмета,за которым скрывается другое понятие (за лисой –хитрость,за волком –злость)
III КОНКУРС –«УГАДАЙ -КА»
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу? (Сырный дух)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)
III ЗАДАНИЕ«Угадай название басни по её морали».
1.К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.(Мартышка и очки)
2.Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.(Лебедь ,Рак и Щука)
3.Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.(Свиньяпод дубом)
4.Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.(Ворона и лиса)
5.За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
IV. Задание «Найди пару»
Ну, а теперь давайте вспомним басни И.А.Крылова. Для начала соединим героев различных басен..
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен
ВОРОНА | МАРТЫШКА |
СТРЕКОЗА | ЛИСИЦА |
ЛИСА | ЩУКА |
ВОЛК | МУРАВЕЙ |
ЛЕБЕДЬ | ПЕТУХ |
КУКУШКА | ВИНОГРАД |
ОЧКИ | РАК |
МОСЬКА | СВИНЬЯ |
ДУБ | СЛОН |
VI Продолжите крылатые слова.
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)
VII Инсценирование басни.
VIII
Загадочные животные (на столах лежат слова)
Составьте и запишите
асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол
IХ. Подведение итогов урока.
Объявление результатов работы на уроке.
Оценивание актеров.
Х Заключительное слово учителя.
Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?
Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
ХI Домашнее задание:
1. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.
Урок окончен, всем - спасибо!