СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе»

Открытый урок по литературе

6 б классе.

Тема: М.Ю.Лермонтов. О поэте. «Парус»

Цели урока :

Обучающие:

1) продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова;

2) познакомить с приемом инверсии.

Развивающие:

  1. развивать умение анализировать лирическое произведение;

  2. углубить знания об эпитите и олицетворении;

  3. развивать творческие способности обучающихся;

Воспитательные:

1) способствовать формированию нравственных качеств у обучающихся;

2) способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений разных родов искусства;

3) формировать положительное отношение к знаниям.


Оборудование урока:   1) Текст стихотворения «Парус» М.Ю.Лермонтова.

2)Аудиозапись романса «Белеет парус одинокий…»  Стихи М.Ю.Лермонтова , музыка Варламова , исполняет С. Лемешев.

3)Компьютерная презентация  «Жизнь М.Ю.Лермонтова.


 Ход урока

1. Организационный момент.

2.Сообщение   темы  урока.

Учитель:Сегодня  на  уроке  мы  с  вами  снова  войдём  в  мир  поэзии  и  

познакомимся   с  творчеством  великого  русского  поэта  М.Ю.Лермонтова ,

постараемся  понять,  как  в  своих  стихах  поэт   выражал  свои  чувства.

 Мы познакомимся с наиболее важными моментами в жизни  этого талантливого поэта. Потому что нельзя понять творчества  писателя, не зная его жизненного пути.

3. Изучение темы урока.

1. слово учителя о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.


Лермонтов Михаил Юрьевич русский поэт, родился в ночь 02.10. 1814, в Москве . Отец его, Юрий Петрович, был бедным пехотным капитаном в отставке. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатной семьи Столыпиных. Когда Михаилу не было ещё 3х лет, она (1817г.) умерла. После ссоры с бабушкой отец вынужден был уехать в своё небольшое село. Этот факт сильно омрачил детские годы Лермонтова, отец отныне лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой. Михаил разрывался между отцом и бабушкой.

Детские годы Михаила, с марта 1815 года, прошли в селе Тарханы Пензенской губернии в имении бабушки Е.А. Арсеньевой. Бабушка души не чаяла в маленьком внуке и окружала мальчика любовью и заботами.

Ребёнок родился болезненным и всё детство страдал золотухой. Желая поправить здоровье внука, бабушка несколько раз возила его на Кавказские воды.

Глубокий след в памяти Лермонтова оставили поездки с родственниками на Кавказ. В 1825 году они посещают Горячеводск, где Лермонтов впервые влюбляется. Первая любовь и впечатления Кавказа навсегда остануться в сердце будущего поэта.

Впоследствии он запишет:

"Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я её видел там. Я не помню, хороша была она или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в голове моей". (запись Лермонтова от 8 июля 1830 года)

Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта: "Моя душа, я помню с детских лет, // Чудесного искала..."

1 сентября 1828 года Лермонтов был зачислен полупансионером в четвертый класс Московского университетского благородного пансиона. В декабре того же года Лермонтов успешно переведен в пятый класс и за прилежное отношение к занятиям получает два приза: картину и книгу.

После Пансиона Лермонтов поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение (1830 – 1832). После столкновений с профессурой, которую раздражало дерзкое поведение Лермонтова, поэта завалили на экзаменах. Лермонтов не захотел оставаться на второй год и покинул университет, переехал в Петербург вместе со своей бабушкой. По совету своего друга Столыпина Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров сначала в звании унтер-офицера, а затем юнкера. В 1834 году Лермонтов закончил школу в звании корнета, служил в лейб-гвардии Гусарском полку.

За стихотворение "Смерть поэта" (1837 год) - гневный отклик на гибель А.С. Пушкина, Лермонтов был арестован, а затем переведён в Нижегородский драгунский полк, находившийся в Грузии. Кавказские темы заняли прочное место в творчестве Лермонтова - писателя и художника (Лермонтов неплохо рисовал).

В 1838 году Лермонтов возвращён в Гусарский полк и по 1840 год находился в Петербурге - это время поэтического расцвета его таланта. За дуэль сыном французского посла, Лермонтов был снова выслан на Кавказ. Как участник тяжёлого сражения в Чечне он дважды представлялся к наградам (одна из них - золотая сабля с надписью "За храбрость"), но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления.

В феврале 1841 года Лермонтову был разрешен короткий отпуск в столицу для свидания с бабушкой. В мае 1841 г. возвращается на Кавказ, по пути останавливается в Пятигорске, где происходит роковая ссора с бывшим сокурстником, и на дуэли Лермонтов погибает.

Поэт прожил очень короткую и трагичную жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных произведений, поэм и романов.

Учитель : Что нового мы  узнали о Лермонтове?

Жизнь Лермонтова была  очень интересной, но в то же время достаточно непростой, и это не могло не отразится на его творчестве.

Посмотрим на автопортрет Лермонтова в бурке.

Каким изобразил себя поэт?

(Печальное лицо с тоской в глазах. На нём мундир гусарского полка. Фон- горы Кавказа.)

 

4.      Чтение и анализ стихотворения «Парус.


  1. Чтение стихотворения учителем.

- Какие чувства вызвало у вас данное стихотворение ?

- Какая картина представилась вам во время прослушивания стих-я?

Лермонтов рисует словами картину моря, а как вы представляете море?

    ( Работа с иллюстрациями).

2. Анализ стихотворения.

- Сколько строф в стихотворении?(3)

Прочитаем первую строфу. Что вы представляете, читая её.

Каким рисуется море? (спокойное)

- Во второй строфе каким мы видим море?( Картина бури).

- Третья строфа: буря утихла.

Как построена каждая строфа?

первые две строчки каждой строфы – картина моря;

вторые две – важный вопрос, размышление о жизни (вопрос – ответ).

Словарная работа: «Словарь русского языка» С.И.Ожегов.

Лазурь-1. светло-синий цвет, синева (устаревшее, высокое);

  1. Природная светло-синяя краска.

Мятежный – 1. Причастный к мятежу;

2. Тревожный, неспокойный, бурный.

- Какие средства выразительности – художественные приёмы использует автор?

Эпитеты: парус одинокий, луч солнца золотой, в тумане голубом.

Антонимы: Ищет – кинул; в стране далекой – в краю родном; под ним… - над ним…; буря – покой).

Олицетворение: «играют волны», «ветер свищет», «он (парус) ищет, кинул, бежит».

 Звукопись: «ветер свищет, и мачта гнётся и скрыпит».

Учитель: Если вы внимательно слушали  стихотворение, то обратили внимание, что порядок слов в некоторых предложениях не вполне  привычный для русского языка. В литературе такой прием называется «инверсия».

(сделана надпись на доске) 

Инверсия – от лат inversio_- перестановка, перестановка частей  фразы, придающая ей особую выразительность; необычайная последовательность слов в предложении.

Учитель: Давайте найдем пример инверсии в тексте.

Ученики: парус одинокой

моря голубом!..

стране далекой?

краю родном?..

счастия не ищет

не от счастия бежит!

луч солнца золотой...

Учитель: Иинверсия используется для того, чтобы выделить какие-то важные для автора слова. Так, какие слова в этом стихотворении необходимо интонационно выделить?

Ученики называют.

Учитель: Попробуйте теперь сами прочитать данное стихотворение выразительно.

5. Чтение стихотворения учениками.

6. Прослушивание записи романс А.Варламова «Парус».

Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в музыке и живописи.

Свыше пятидесяти композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс А. Варламова.

(Прослушивание записи. Определение характера музыки.)

7. Итог.

Недолгая, но яркая жизнь М.Ю.Лермонтова до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. Как много успел он, и сколько замыслов осталось не исполнено из-за преждевременной гибели поэта. К чувству восхищения его талантом примешиваются сожаление и горечь утраты.

  1. Где и когда родился М.Ю.Лермонтов?

  2. Где поэт провёл детство?

  3. Кавказ с детских лет вошёл в сознание Лермонтова . Как край чего?

  4. Какими разнообразными талантами одарила природа М.Ю.Лермонтова?

  5. Как , когда погиб поэт?

Домашнее задание:  выучить стихотворение «Парус», нарисовать иллюстрацию к стихотворению.