СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Уроки французского – уроки …………..(по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского»)

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе»

Тема урока: Уроки французского – уроки …………..(по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского»)

«Я написал этот рассказ в надежде

на то, что преподанные мне в свое время уроки

лягут на душу как маленького, так и взрослого».


Цель урока: раскрыть нравственное содержание рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

Задачи:

Обучающие:

  1. обогатить представления восьмиклассников о послевоенном времени, о жизни в деревне и тяготах послевоенного детства;

  2. учиться формулировать проблемы, которые поднимает писатель в своем произведении;

  3. учиться анализировать образы главных героев рассказа и делать выводы;

Развивающие:

  1. формировать интеллектуальные умения через работу с текстуальными источниками (словари, учебник, справочный материал, дополнительная литература);

  2. способствовать развитию творческих способностей учащихся;

  3. формировать активную жизненную позицию, через самостоятельный поиск проблемы;

Воспитывающие:

  1. воспитывать уважение к родному языку и слову в произведении В.Г.Распутина;

  2. способствовать формированию ответственного отношения, взаимопомощи и сплоченности в коллективе;

  3. формировать эмоционально-ценностное восприятие мира учащихся,

новый взгляд на преемственность поколений, осмысление собственной жизни и деятельности в плане уважения традиций, сопереживания, сострадания.




Оборудование: мультимедийная установка, слайдовая презентация, фрагмент кинофильма «Уроки французского», изображение березы на доске, приложение (эпиграфы, выдержки из статьи В. Распутина «Уроки доброты», афоризмы по теме урока), колокольчик.


Предварительная подготовка: прочитать рассказ, составить словарик Стойкость. Достоинство. доброта, милосердие, гордость, бесстрашие, щедрость, жестокость, превосходство, власть, сострадание, бескорыстии , самопожертвование.

Связь с другими предметами: русский язык, история,



На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности: мыслительная, речевая, коммуникативная, исследовательская, художественно-эстетическая, что способствует развитию творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.


Форма урока: урок-размышление

Ход урока


  1. Организационный момент.


  1. Вступительное слово учителя

Растет возле нашей школы береза. Высокая, стройная. Летом она радует нас своей свежей зеленью и укрывает от палящих лучей солнца. Зимой восхищает своим снежным кружевным нарядом. А когда-то она была маленьким тонким прутиком, который гнулся от ветра и дождя. И вот этот прутик превратился в сильное, красивое дерево. А где-то рядом стоит чахлое засохшее дерево… Почему оно такое? Потому что не ухаживали, не поливали, не подкармливали. В общем, не помогли в ту минуту, когда было трудно.

Но это так, предисловие. Потому что хочется сказать, что важно все делать в жизни вовремя. Важно оберегать детей от бед и невзгод, помогать им, пока они еще маленькие. Но при этом важно учить их и закалять их характер, чтобы впоследствии они выросли сильными и целеустремленными, образованными и культурными, добрыми и милосердными…


3. Целеполагание

Сегодня я приглашаю вас в школу. Да, вы не ослышались, именно в школу. Но в школу такую, где уроки могут длиться от нескольких минут до нескольких десятилетий, где нет твердого расписания, где нет отметки в баллах, а ценой ошибки, своей или чужой, может быть чья-то судьба …

Я думаю, что вы догадались, что эта школа называется школой…. (ответы детей) жизни.

И уроки жизни мы будем постигать вместе с героем рассказа В. Распутина «Уроки французского».

В своих тетрадях запишите дату и тему урока:


Цель сегодняшнего урока давайте сформулируем вместе. Для этого предлагаю вам опорные глаголы:

Понять

Определить

Разобраться

Сделать вывод

Обобщить


Как вы думаете, что нам нужно выполнить на уроке, чтобы достигнуть поставленных целей (поработать с текстом, посмотреть фрагмент фильма, поговорить о прочитанном, поработать со словарем )


  1. Работа по теме урока Как и в обычной школе, мы будем вести дневник, но он будет отличаться от школьного.


Заполните п.1 листка Самооценки



У вас на партах лежит таблица, которая и будет нашим дневником. Первая графа, конечно же будет называться «урок». А поскольку мы присутствуем на уроках французского языка, мы должны выучить французское слово. И это будет слово резюме

résumé заимствовано в XX веке; франц. résumé – буквально «сокращенный, кратко изложенный», от фр. глагола résumer – «резюмировать, излагать вкратце, подводить итог»


Как мы с вами сказали, жизнь не ставит отметок, она позволяет нам делать выводы. И графу нашего дневника мы назовем «резюме героя». В ней мы будем отражать жизненные наблюдения героя и записывать резюме. Как и в любой школе, в графе урок мы запишем расписание. А составили его вслед за автором текста на прошлом уроке.


Расписание Уроков

Резюме героя

  1. Урок самостоятельной жизни.


  1. Урок выживания


  1. Урок милосердия.


  1. Урок сострадания и самопожертвования


  1. Урок мудрости


  1. Урок бескорыстия





Урок первый. Уроки самостоятельной жизни.

  • Когда началась самостоятельная жизнь героя?

  • Почему так рано? (ответы учеников)

  • Как живется ему в городе? Найдите и запишите КРАТКО в наш дневник.

  • Изменилось ли его отношение к учебе? Запишите резюме героя.


Дома вы выписывали значения слов – человеческих качеств. Составьте устно словарик нашего урока.

Стойкость.

Ответственность

Урок второй. Уроки выживания.

  1. Почему ребенок вынужден выживать?

  1. Как он борется с жизненными трудностями?

  2. Почему играют Вадик и Птаха? Для них это развлечение, а также возможность продемонстрировать свою власть и превосходство)

  3. А почему наш герой?

жестокость,

превосходство,

власть

  1. Какие выводы сделал для себя герой? Запишите в резюме героя страничку.


Урок четвертый. Урок милосердия

Словарик этого урока – понятия

доброта,

милосердие,

гордость,

щедрость.

Достоинство

Помните , в начале урока я рассказала о двух березках? Наверное, если сравнить нашего героя с деревцем, то преподанные жизнью уроки выживания и жестокости закалили бы его, но сделали бы черствым и невосприимчивым. Чтобы из ребенка вырос Человек с большой буквы, нужно, чтобы на его жизненном пути ему встретились люди добрые, щедрые, душевные. Великое счастье героя, что именно такой человек поддержал его в трудную минуту.


  1. Почему Лидия Михайловна решила помогать мальчику? Как она это делала?(дополнительные занятия, пыталась накормить, посылка)

  2. Почему герой отказывался принимать эту помощь?

  3. Как Лидия Михайловна объясняет свое желание помочь? Найдите в тексте и запишите



Урок пятый. Уроки сострадания и самопожертвования.

Словарик этого урока – понятия

Сострадание –

Самопожертвование –

Бескорыстие -

Посмотрим фрагмент фильма (игра в замеряшки).


  • Знала ли Лидия Михайловна о последствиях своего поступка?

  • Что «вынудило» Лидию Михайловну играть с учеником в замеряшки? (Желание помочь, накормить)

  • Проблемный вопрос: С точки зрения директора, поступок Л.М. – педагогическое преступление, а с точки зрения автора…?

  • Почему Распутин посвятил свой рассказ учительнице? Воспользуйтесь эпиграфами.

Благодарность



Мы говорили, что рассказ имеет автобиографическую основу. То есть, в нем есть правда, в нем есть вымысел.

В своей статье «Уроки доброты» В.Распутин писал:


"Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".


Обратимся к теме сегодняшнего урока. Мы оставляли место, когда объясняли смысл названия рассказа. Так чем же стали для героя уроки французского? (Это самые важные уроки в жизни – уроки доброты).


«Поразмыслив, я понял, что истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила».


«Я написал этот рассказ в надежде на то, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого».


Обобщение:

Перед вами на листах высказывания великих людей, прочитайте их и выберите одно в качестве вашего эпиграфа к сегодняшнему уроку (спросить 2-3 учеников)


Рефлексия

Народная мудрость гласит, что каждый человек должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребенка. И я думаю, что вы согласитесь со мной, что в фундамент дома должно быть заложено добро. Что ребенка нужно воспитать на идеалах добра. А о дереве нужно заботиться. Дом вы построите и детишками обзаведетесь в будущем. А сегодня мы посадим березку добра. Для того чтобы она выросла красивой, выберите нужные слова в качестве почвы. (из табличек с качествами)


Запишите на листочках те добрые дела, которые вам бы хотелось совершить, и наклейте на доску. И пусть наша березка вырастет сильной и красивой. Потому что доброта украшает. Потому что добро возвращается добром.




Доброта Щедрость Сострадание и т. п



Домашнее задание

 

Какие уроки вы получили из рассказа «Уроки французского» ?



Справочный материал об употреблении французских слов в нашей речи: В XVIII - начале XIX века в русскую лексику вошли слова, поистине пропитанные французским духом: шарм (charme), адюльтер (aduletère), визитер (visiteur), гувернер (gouverneur), кавалер (cavalier), кокотка (cocotte), комплимент (compliment), реверанс (révérence), фаворит (favorite).

     Галлицизмы проникают во все сферы жизни и деятельности людей. Особенно французскими заимствованиями пополнилась лексика, связанная с одеждой: аксессуар (accessoire), бижутерия (bijouterie), вуаль (voile), жабо (jabot), манто (manteau), пеньюар (peignoir) и едой: безе (baiser), пюре (purée), майонез (mayonnaise). Любопытная деталь - именно французское происхождение имеют такие слова, как гурmан (gourmand) и деликатес (délicatesse). Например, таким могло бы быть меню для гурманов:

Спаржа (asperge)Омар с гарниром (homard), (garnir)Мясо-гриль под бешамелью (griller), (bèchamel)

А на десерт - бисквит (biscuit) и желе (gelèe),меренга (meringue) и суфле (soufflè), а также ликер (liqueur) и крюшон (cruchon).

    Особое внимание хочется уделить галлицизмам, которые связаны с искусством - театром, музыкой, живописью. Например, с музыкой связаны следующие слова: аккордеон (accordéon), ансамбль (ensemble), вокал (vocal), кларнет (clarinette), ноктюрн (nocturne), увертюра (ouverture). Очень много галлицизмов, связанных с театром: актер (acteur), антракт (entracte), аплодисменты (applaudissments), афиша (affiche), водевиль (vaudeville), грим (grimer), дебют (dèbut), пируэт (pirouette); а также с живописью: галерея (galerie), верниса,ж (vernissage), гуашь (gouache), палитра (palette), импрессионизм (impressionnisme).

    В XIX - начале XX века в русском языке появлялись всё новые и новые галлицизмы. Многие из них были связаны с общественной жизнью, с экономикой, с политикой. Примеры таких слов: каnитализм (capitalisme), буржуазия (bourgeoisie), бюджет (budget), пресса (presse), дипломат (diplomate), атташе(attachè), демократ (dèmocrate), акционер (actionnaire), бюрократизм (bureaucratisme). Эти слова известны всем и часто употребляются в повседневной жизни.

. Отношение к заимствованным словам как к более «красивым» и престижным характерно для конца 20- начала 21 века. Например, слово бутик. Во французском языке boutique означает просто «маленький магазин», а на русской почве слово бутик стало означать «дорогой магазин модной одежды».

     Подобных заимствований довольно много в современном русском языке. Вот некоторые из них: парфюм (parfum), нувориш (nouveau riche), портмоне (porte-monnaie), кофр (coffre), несессер (nécessaire), вояж (voyage), консьерж (concièrge), волонтер (volontaire), камуфляж (camouflage), гран-при (Grand Prix), карт-бланш (carte blanche).

     Интересно, что именно из французского языка заимствованы слова, характеризующие высший свет: элита (élite), богема (bohème), бомонд (beaumоndе).




































Расписание Уроков

Резюме героя











































1. Чем человек добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях ( Л. Н. Толстой)

2.Мне нужно было вернуть людям то добро, которое они в свое время сделали для меня( В. Распутин)

3.Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится(Ч. Айтматов)

4. Доброта проявляется то как жалость и сочувствие, то как любовь или справедливость – ее источает множество родников нашей души… Есть тысячи способов проявить доброту. (М. Максвелл)

5.Нет ничего радостнее и приятнее делания добра. Даже самое маленькое добро – оказать услугу, уступить место, помочь встать – приятно и хорошо. (И.Соколов-Микитов)

6.Трудное быстро забывается, помнится доброе. (В. Быков)


7. Пока человек в состоянии творить добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью. (Ф.Ларошфуко)

8.Только доброта открывает ребенку радость бытия, радость взаимоотношений. Воспитание доброты требует от учителя большого такта и чуткости. (В.Сухомлинский)

9. Ничто так не украшает жизнь и свою и своих людей, как установившаяся привычка быть добрым. (Л. Толстой)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!