СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе "А.П. Платонов. Рассказ "Никита""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе "А.П. Платонов. Рассказ "Никита""»

Тема: Андрей Платонович Платонов. Рассказ «Никита»

Цели урока:

1. Раскрыть идейно – художественное своеобразие рассказа

Результат: выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении семейного и трудового начал в жизни человека как созидательных сил, содействующих становлению личности ребёнка;

2. Развивать умение выделять главное в тексте: детали быта, портрет, пейзаж.

Результат: уметь по деталям воссоздавать образ жизни послевоенной деревни.

3. Воспитывать нравственные качества: уважение к труду,

доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим.

Результат: воспитывать чувства долга, ответственности, совести.

Оборудование: Презентация «Андрей Платонович Платонов», тексты рассказа.

Литература:

1) Андрей Платонов. Избранные произведения. В двух томах. М.: Художественная литература, 1978.

2) ресурс Интернет

Ход урока:

I. Орг.момент (1 мин.)

II. Проверка домашнего задания (7 мин.).

III. Мотивация, актуализация знаний, слово о писателе (7 мин.).

IV. Комментированное чтение. Словарная работа. (27 мин.)

V. Домашнее задание (3 мин.)

I. Оргмомент

- Здравствуйте, товарищи кадеты. Садитесь, пожалуйста.

II. Проверка домашнего задания

- Ребята, на дом вам было задание дочитать сказку Маршака «12 месяцев». Вспомните, на каком моменте мы остановились. Расскажите, что было дальше.

- Какие герои в сказке положительные, а какие отрицательные? Почему?

- Ребята, а кто знает, чем закончится сказка?

- Чему учит эта пьеса – сказка?

III. Мотивация, актуализация знаний, слово о писателе

- Ребята, сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного писателя 20-го века Андрея Платонова. Откройте биографию писателя в вашем учебнике.

- Посмотрите, биографии предшествует эпиграф, прочитайте его.

- Как вы понимаете слова Платонова? О чём он говорит? (о тяжелом труде писателя, о том, что народ – такой же труженик, он знает, как нелегко писать действительно хорошие произведения, поэтому бережно относится к слову, к книгам)

- Давайте прочитаем биографию. (Чтение биографии 2-мя учениками)

- Ребята, я вам даю 2 минуты, прочитайте еще раз статью и перескажите. Пересказывают 2 ученика.

- Давайте узнаем, о чём же рассказ «Никита» и почему он так назван.

IV. Комментированное чтение

- Я начну читать, а вы продолжите. Слушайте внимательно, буду задавать вопросы про прочитанному. Чтение со слов «Рано утром…» до «Дедушка, ты где…»

Словарная работа:

- Какие слова вам были непонятны? (плетень, горница, трудодень, просо)

- Кто является героем рассказа? (мальчик Никита, ему 5 лет)

- Скажите, в какое время происходит действие рассказа? Как вы это определили? (События происходят во время Великой Отечественной войны)

- Где был отец Никиты? (на войне)

- Почему война – это главная работа? (нет ничего важнее защиты своей Родины)

- Почему Никита оставался один? (мать работала в поле)

- Какие поручения давала мальчику мама? Чему она его учила? («Уходя, мать ему наказывала…»; учила его быть самостоятельным, отвечать за свои поступки, следить за хозяйством, ничего не бояться)

- Почему мальчик пошёл во двор? Что он хотел? (хотел узнать то, чего не знал)

- Как это характеризует Никиту? (Никита – человек ищущий, любопытный, стремится понять окружающий мир. У него хорошо развита фантазия и воображение, но он еще маленький и ему страшно оставаться одному, нужна поддержка и защита взрослых)

- Скажите, кого представлял Никита в бочке? (маленького человечка с бородой, который выходил ночью и сметал сор и солому в сарае)

- Боялся ли Никита этого человечка? (боялся)

- От кого он ждал защиты? (от дедушки)

- Почему Никита считает, что дедушка живёт на солнце? (потому что дедушка был добрым, ласковым и тёплым как солнышко)

- Давайте посмотрим, кого же еще представляет Никита, ходя по двору. Чтение со слов «За огородом…» до «И Никита побежал назад к дому»

- Кого представлял Никита в колодце? (маленьких водяных людей)

- Чего боялся Никита? (боялся, что они выпьют его глаза)

- К кому обратился Никита, когда ему снова стало страшно? (к дедушке)

- Продолжаем чтение. Со слов «И Никита побежал…» до «Но незнакомые, злобные лица…»

- Скажите, кто жил в земляных норах, по мнению Никиты? (змеи)

- Почему мальчик решил накормить змей и разложил хлеб возле нор? (он боялся, что змеи ночью ужалят мать во сне, и она умрёт)

- Кого он увидел в старом пне? Что герой ему посоветовал? (человека, посоветовал вылезти, чтобы помочь вспахать землю)

- Посмотрите, мальчик постоянно говорит о том, что нужно трудиться: просо полоть, землю пахать. Как это его характеризует? (трудолюбивый, уже с детства знает цену труда, не ленится)

- Где мальчику не страшно? Почему (в избе не страшно, т.к. там недавно была мать)

- Скажите, почему мальчик видит в окружающих предметах дедушку и бабушку? (скучает по своим близким людям, поэтому видит их рядом с собой)

- На кого был похож петух? Чем?

- Как изменился окружающий мир, когда Никита сорвал цветок? Почему? (все вокруг стало злым, даже лопухи, которые должны были быть добрыми, не любили его в данный момент, потому что Никита причинил вред природе, сорвал цветочек)

- Как вы считаете, почему Никите стало казаться, что все перестали его любить после причинения вреда цветку? (он понял свой поступок, совесть не давала ему покоя, он очень переживал, что причинил вред природе)

- Давайте узнаем, что же было дальше. Чтение со слов «Никита лёг на землю…» до «Никита сел ненадолго…»

- Какие слова вам были не понятны? (застреха, застило, овин)

- Чего испугался Никита в данном эпизоде? (что кругом живут чужие и злые люди, даже изба стала чужой)

- Какое чувство испытывает Никита и к кому он обращается? (чувство страха, к матери)

- О чём говорят слова Никиты «Пускай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их!»? (он понимает, что трудодень – спасение для них, ведь отца нет, но мальчик согласен на половину, только бы не оставаться с чужими людьми и быть поближе к матери)

- Скажите, о чём переживает Никита? (о том, что пень-голова съест всю капусту на огороде, тогда им зимой будет нечего есть)

- Как это характеризует Никиту? (он заботливый, хозяйственный, несмотря на свой возраст, уже думает о будущем)

- Что придало Никите сил подняться и бежать к матери? (мысль о том, что дедушка смотрит на него, такого ослабевшего и ползущего по земле)

- Прибежал ли Никита к матери?

- Продолжаем читать. Со слов «Дома Никита увидел мать» и до «Давай, сынок…»

- Скажите, кого дома увидел Никита? (мать и старого солдата – его отца)

- Почему мать смотрела, не отрывая глаз, на отца? (была рада, что он вернулся с войны живым)

- Что первым делом спросил Никита у отца? (не уйдет ли он от них снова)

- Как вы понимаете ответ отца «век буду с тобой вековать»? (навсегда останется, никогда не бросит Никиту)

- Что значат слова отца «врага-неприятеля мы погубили…»? (Родина на 1-м месте, важно было защитить ее от врага)

- Как стал вести себя Никита, когда вернулся отец? (стал храбрым, перестал бояться, мужественно прошел по двору, заглядывая своим страхам в лицо)

- Во что превратились фантазии героя? («Никита так же, как и вчера, смотрел в лицо…»)

- Почему Никита хотел всех живыми сделать? (потому что у него доброе сердце)

- Как вы понимаете это?

- Какую работу дал отец Никите? Как мальчик отреагировал? (выпрямить гвозди, начал работать с охотой, как большой)

- Кого Никита увидел в гвозде? (маленького и доброго человечка)

- Скажите, почему гвоздь-человечек оказался добрым, а не злым, какими до этого Никите казались предметы? Кто объяснил это в рассказе? (те были выдуманы, а этого Никита сделал собственными руками, своим трудом, вложил частичку себя и своей доброты, оттого гвоздь – человечек и добрый, это отец объяснил Никите)

- Что предложил Никита отцу? Как вы это понимаете? (трудом работать, чтобы все были живыми и добрыми)

- Во что верил отец Никиты? (верил, что его сын останется добрым навсегда)

V. Домашнее задание

- дочитать рассказ, проследить, как и из-за чего меняется отношение главного героя к окружающему миру.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!