СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе в 5 классе "Природа и человек в рассказах К.Г.Паустовского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Природа и человек в рассказах К.Г.Паустовского". Урок внеклассного чтения сопровождается презентацией. Есть раздаточный материал для учащихся.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Урок литературы в 5 классе

Тема: Природа и человек в рассказах К.Паустовского

Урок внеклассного чтения.

Цели урока:
- развивать речь, воображение учащихся;
- развитие критического мышления; развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций;
- учить вдумчивому, осознанному чтению;
- воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия.
Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с рассказами Паустовского «Заячьи лапы» и «Барсучий нос», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки осознанного чтения и анализа поступков и характеров героев.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере рассказов Паустовского прививать у детей чувство бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.



1.Тема, цель, актуализация, планирование работы

  • Здравствуйте, садитесь! Вспомните, какое д. з. было задано к сегодняшнему уроку и назовите произведения, которые будут объектами изучения на сегодняшнем уроке (прочитать рассказы, нарисовать иллюстрацию)

  • Итак, правильно, объект изучения - рассказы К.Г. Паустовского "Заячьи лапы" и «Барсучий нос», (слайд №1)но это ещё не тема. Попробуем самостоятельно сформулировать тему урока (дети пишут карандашом, говорят, темы разные).

  • Задание было одно? (да) Темы сформулировали разные. Почему? (много интересного: сюжет, герои, худ своеобразие и т.д.)

  • Чтобы правильно сформулировать тему урока, обратимся к д.з. Какой темой объединены рассказы?

  • Записываем дату, тему "Природа и человек в рассказах К.Г. Паустовского .(слайд №2)

  • Сформулируем цель "Проследить, как развиваются взаимоотношения человека и природы в рассказах Паустовского"

  • Вспомните, какие моменты при чтении рассказа вам показались интересными с точки зрения изучения литературного произведения (поступки героев, описание природы и т.д.) Опираясь на ваши интересы и тему урока, составим поэтапный план урока:



а). чтобы вспомнить произведение, что мы можем сделать. Предлагаю наименее затратный по времени вариант - составить план рассказа

б). чтобы обозначить ещё 2 этапа урока, обратите внимание ещё раз на тему: на что мы должны обратить внимание? (человек, герои). Итак, составить характеристику героев . Через что? (речь, поступки)

г). И последнее ? проследить изображение природы в рассказе.

д).Сделать выводы, сформулировать идею рассказа.

Какие приёмы будем использовать?: (чтение, поиск, анализ...)

2. Практическая деятельность.

  • Составляем план рассказа. Перед вами на партах распечатан план рассказа. Ваша задача – проставить правильный порядок.

  • Учащиеся зачитывают план. Он высвечивается на слайде (слайд №4) – На уроке мы познакомимся с понятиями «сюжет» и «ретроспектива». (сюжет- события в произведении в определённой последовательности; ретро – прошлое; ретроспектива - взгляд в прошлое).(слайд №5)

  • Вывод: в сюжете автор использует такой приём, как ретроспектива

  • - Как вы думаете, для чего автор использует ретроспективу? ( неправильный порядок событий)(Чтобы заинтересовать читателей)

  • Переходим к следующему заданию. Перечислите героев произведения. (сколько героев) (слайды №6-11) Ветеринар, бабка Анисья, Ваня, аптекарь, доктор, дед. Задание: я раздаю карточки с именами героев и их характеристиками. Что вы должны сделать?( выбрать характеристику героев, дописать свои характеристики). Дополнительно -проанализировать речь героев, найти цитаты. Ветеринар, бабка Анисья, Ваня, аптекарь, доктор, дед (слайд №12)

  • Вывод: Несмотря на злобу аптекаря и ветеринара, добро побеждает, так как доброту проявляют другие персонажи (большая часть).



  • На следующем этапе урока мы найдем в тексте описания природы. (поиск описаний природы, зачитываем, средства выразительности) (слайд №13)

  • Вывод: 1)Описание природы сопровождает действия и речь героев

2) Автор использует различные средства выразительности при описании природы. (слайд №14)

Физкульминутка "Съедобное -несъедобное": хлопок - прыжок (стул, лук, ноутбук, хлеб, мяч, клавиатура, клубника, морс, ваза, масло, туфли, торт, …)



2.Переходим к рассказу «Барсучий нос». Дома вы прочитали еще один рассказ Паустовского о взаимоотношении человека с природой. (слайд №15)

- Кто нам напомнит сюжет рассказа? (пересказ учащегося)

- Давайте составим план рассказа и поработаем с каждой частью.

I. Осенняя рыбалка на озере. (слайд №16)

Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?


Найдите и прочитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя?

Почему барсук прибежал к костру?


Прочитайте, какими словами автор характеризует мальчика?


Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»?


О чём говорится во второй части? Давайте подумаем и дадим название этой части, запишем в тетрадь.

II. Ужин у костра (слайд №17)

- Почему мальчику автор уделил много внимания?

Кто первым услышал фырканье зверя?

Мальчик был наблюдательным: первым заметил барсука, увидел как зверёк лечит нос. Без мальчика рассказ был бы не интересен


-Обнаружил мальчик.


О чём узнали из третьей части?

-Найдите и прочитайте описание барсука.


-Как мы её озаглавим? Давайте подумаем и дадим название этой части, запишем в тетрадь

III. Зверёк решил поужинать у людей. (слайд №18)


Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку.


/Барсук (взвизгнул) и с отчаянным воплем (бросился) обратно в траву. Он (бежал и голосил) на весь лес, (ломал) кусты и (плевался) от негодования и боли./


в) Прочитайте, как повели себя обитатели леса и реки.


/Без времени (заорали) испуганные лягушки, (всполошились) птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, (ударила) пудовая щука./

Работа с 4 частью. (слайд №19)

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?


– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?


– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?


– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

О чём вы узнали из этой части?

Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?

-Какие чувства к зверьку у вас появились?

О чём вы узнали из этой части? Давайте подумаем и дадим название этой части, запишем в тетрадь. 4. часть Барсук лечит свой нос


V часть- (слайд №20)

Почему автор узнал барсука?

Как мы озаглавим эту часть? О чём вы узнали из этой части? Давайте подумаем и дадим название этой части, запишем в тетрадь. 5 часть Встреча через год

- Если не было в рассказе мальчика, смогли рыбаки увидеть, как барсук лечит свой нос?

Какова главная мысль рассказа?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

Красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.



3. Вывод по теме: Мы подошли к главному моменту в изучении рассказов Паустовского. Зачем мы анализировали взаимоотношения человека и природы? (понять идею) Какая она? ( творить добро, помогать людям и животным. бережно относиться к природе). (слайд №21)

-Дома вы нарисовали иллюстрации к одному из рассказов. Расскажите о своих рисунках.

-Ребята, всем спасибо, мне очень понравилось, как вы работали на уроке. А завершить наш урок я хочу словами

К.Г.Паустовского: «Чем больше знаешь, тем интереснее жить». (слайд №22)

Поэтому, ребята, больше читайте, открывайте и познавайте окружающий мир, это очень занимательно и увлекательно!

4.Рефлексия. Оцените свою работу на уроке смайликами: красный-отлично справился, зеленый-хорошо, но можно и лучше, синий-хорошо, но остались вопросы. (слайд №23)

5. Домашнее задание. Прочитать сказку «12 месяцев» С.Я.Маршака. (слайд №24)



Просмотр содержимого документа
«раздат.мат.»

Какие качества характеризуют каждого из героев. Выпишите из списка качества, которые характерны для каждого героя.

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

сердитый, раздражённый, но добрый, беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

Ветеринар -

Бабка Анисья –

Аптекарь -

Ваня -

Доктор Карл Петрович -

Дед Ларион –



Расставьте по порядку:

  • Заячья и дедова слава

  • Бабка Анисья дает совет

  • Я всю жизнь детей лечил, а не зайцев

  • История зайца и деда

  • Ваня идет к ветеринару

  • В поисках Карла Петровича





Просмотр содержимого презентации
«мой урок»

Природа и человек в рассказах К.Паустовского
  • Природа и человек в рассказах К.Паустовского
Составьте правильный план рассказа   Заячья и дедова слава Бабка Анисья дает совет Я всю жизнь детей лечил, а не зайцев История зайца и деда Ваня идет к ветеринару В поисках Карла Петровича
  • Составьте правильный план рассказа
  • Заячья и дедова слава
  • Бабка Анисья дает совет
  • Я всю жизнь детей лечил, а не зайцев
  • История зайца и деда
  • Ваня идет к ветеринару
  • В поисках Карла Петровича
Правильный план рассказа

Правильный план рассказа

  • Ваня идет к ветеринару
  • Бабка Анисья дает совет
  • В поисках Карла Петровича
  • Я всю жизнь детей лечил, а не зайцев
  • Заячья и дедова слава
  • История зайца и деда
сюжет- события в произведении в определённой последовательности; ретро – прошлое; ретроспектива - взгляд в прошлое .
  • сюжет- события в произведении в определённой последовательности;
  • ретро – прошлое; ретроспектива - взгляд в прошлое .
«Вы не лайтесь. Этот заяц особенный. Он деда спас. Полечите его». «Валяй, валяй! Зажарь зайца с луком – деду будет закуска».

«Вы не лайтесь. Этот заяц особенный. Он деда спас. Полечите его». «Валяй, валяй! Зажарь зайца с луком – деду будет закуска».

«Пожжённый он, дедушкин заяц. Вот-вот, гляди, умрёт». «Не умреть, - прошамкала Анисья. – Пущай дедушка несёт его в город к Карлу Петровичу».

«Пожжённый он, дедушкин заяц. Вот-вот, гляди, умрёт». «Не умреть, - прошамкала Анисья. – Пущай дедушка несёт его в город к Карлу Петровичу».

Дед, заикаясь от робости, рассказал про зайца. «Это мне нравится! – сказал аптекарь. – Интересные пациенты завелись у нас в городе!».

Дед, заикаясь от робости, рассказал про зайца. «Это мне нравится! – сказал аптекарь. – Интересные пациенты завелись у нас в городе!».

Зайца вылечили. Ваня понёс его домой, на Урженское озеро.

Зайца вылечили. Ваня понёс его домой, на Урженское озеро.

Вскоре историю о зайце забыли, и только какой-то профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца. Присылал даже письма с марками на ответ.

Вскоре историю о зайце забыли, и только какой-то профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца. Присылал даже письма с марками на ответ.

Речь ДОКТОР ВЕТЕРИНАР КАРЛ ПЕТРОВИЧ Равнодушный Грубо кричит Злой Интеллигентный Невоспитанный Образованный ЖЕСТОКИЙ Строгий ДОБРЫЙ Речь Строго разговаривает Речь БАБКА АНИСЬЯ Напевно Жалостливая Любопытная шамкает Душевная ДОБРАЯ ДЕД ЛАРИОН Отзывчивый Робкий ДОБРЫЙ Речь Упрямо бормочет Речь ВАНЯ Переживающий Волнуясь шепчет Выносливый Упорный Заботливый Старательный Шустрый Очень ДОБРЫЙ Речь АПТЕКАРЬ Нервный Сердито говорит Сердитый Строгий Раздраженный ДОБРЫЙ

Речь

ДОКТОР

ВЕТЕРИНАР

КАРЛ ПЕТРОВИЧ

Равнодушный

Грубо кричит

Злой

Интеллигентный

Невоспитанный

Образованный

ЖЕСТОКИЙ

Строгий

ДОБРЫЙ

Речь

Строго разговаривает

Речь

БАБКА АНИСЬЯ

Напевно

Жалостливая

Любопытная

шамкает

Душевная

ДОБРАЯ

ДЕД ЛАРИОН

Отзывчивый

Робкий

ДОБРЫЙ

Речь

Упрямо бормочет

Речь

ВАНЯ

Переживающий

Волнуясь шепчет

Выносливый

Упорный

Заботливый

Старательный

Шустрый

Очень ДОБРЫЙ

Речь

АПТЕКАРЬ

Нервный

Сердито говорит

Сердитый

Строгий

Раздраженный

ДОБРЫЙ

К.Г.Паустовский  «Барсучий нос»

К.Г.Паустовский «Барсучий нос»

План.

План.

  • Осенняя рыбалка на озере.
  • Ужин у костра.
  • Зверёк решил поужинать у людей.
  • Барсук лечит нос.
  • Встреча через год
Вывод по теме:
  • Вывод по теме: взаимоотношения человека и природы
  • творить добро,
  • помогать людям и животным,
  • бережно относиться к природе
К.Г.Паустовский: « Чем больше знаешь, тем интереснее жить».

К.Г.Паустовский: « Чем больше знаешь, тем интереснее жить».

Оцените свою работу на уроке смайликами:  красный-отлично справился, зеленый-хорошо, но можно и лучше,  синий-хорошо, но остались вопросы.
  • Оцените свою работу на уроке смайликами:
  • красный-отлично справился,
  • зеленый-хорошо, но можно и лучше,
  • синий-хорошо, но остались вопросы.
Домашнее задание
  • Домашнее задание

Прочитать сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!