Урок литературы в 5 классе
Тема: Природа и человек в рассказах К.Паустовского
Урок внеклассного чтения.
Цели урока:
- развивать речь, воображение учащихся;
- развитие критического мышления; развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций;
- учить вдумчивому, осознанному чтению;
- воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с рассказами Паустовского «Заячьи лапы» и «Барсучий нос», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки осознанного чтения и анализа поступков и характеров героев.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере рассказов Паустовского прививать у детей чувство бережного отношения к природе.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
1.Тема, цель, актуализация, планирование работы
Здравствуйте, садитесь! Вспомните, какое д. з. было задано к сегодняшнему уроку и назовите произведения, которые будут объектами изучения на сегодняшнем уроке (прочитать рассказы, нарисовать иллюстрацию)
Итак, правильно, объект изучения - рассказы К.Г. Паустовского "Заячьи лапы" и «Барсучий нос», (слайд №1)но это ещё не тема. Попробуем самостоятельно сформулировать тему урока (дети пишут карандашом, говорят, темы разные).
Задание было одно? (да) Темы сформулировали разные. Почему? (много интересного: сюжет, герои, худ своеобразие и т.д.)
Чтобы правильно сформулировать тему урока, обратимся к д.з. Какой темой объединены рассказы?
Записываем дату, тему "Природа и человек в рассказах К.Г. Паустовского .(слайд №2)
Сформулируем цель "Проследить, как развиваются взаимоотношения человека и природы в рассказах Паустовского"
Вспомните, какие моменты при чтении рассказа вам показались интересными с точки зрения изучения литературного произведения (поступки героев, описание природы и т.д.) Опираясь на ваши интересы и тему урока, составим поэтапный план урока:
а). чтобы вспомнить произведение, что мы можем сделать. Предлагаю наименее затратный по времени вариант - составить план рассказа
б). чтобы обозначить ещё 2 этапа урока, обратите внимание ещё раз на тему: на что мы должны обратить внимание? (человек, герои). Итак, составить характеристику героев . Через что? (речь, поступки)
г). И последнее ? проследить изображение природы в рассказе.
д).Сделать выводы, сформулировать идею рассказа.
Какие приёмы будем использовать?: (чтение, поиск, анализ...)
2. Практическая деятельность.
Составляем план рассказа. Перед вами на партах распечатан план рассказа. Ваша задача – проставить правильный порядок.
Учащиеся зачитывают план. Он высвечивается на слайде (слайд №4) – На уроке мы познакомимся с понятиями «сюжет» и «ретроспектива». (сюжет- события в произведении в определённой последовательности; ретро – прошлое; ретроспектива - взгляд в прошлое).(слайд №5)
Вывод: в сюжете автор использует такой приём, как ретроспектива
- Как вы думаете, для чего автор использует ретроспективу? ( неправильный порядок событий)(Чтобы заинтересовать читателей)
Переходим к следующему заданию. Перечислите героев произведения. (сколько героев) (слайды №6-11) Ветеринар, бабка Анисья, Ваня, аптекарь, доктор, дед. Задание: я раздаю карточки с именами героев и их характеристиками. Что вы должны сделать?( выбрать характеристику героев, дописать свои характеристики). Дополнительно -проанализировать речь героев, найти цитаты. Ветеринар, бабка Анисья, Ваня, аптекарь, доктор, дед (слайд №12)
Вывод: Несмотря на злобу аптекаря и ветеринара, добро побеждает, так как доброту проявляют другие персонажи (большая часть).
На следующем этапе урока мы найдем в тексте описания природы. (поиск описаний природы, зачитываем, средства выразительности) (слайд №13)
Вывод: 1)Описание природы сопровождает действия и речь героев
2) Автор использует различные средства выразительности при описании природы. (слайд №14)
Физкульминутка "Съедобное -несъедобное": хлопок - прыжок (стул, лук, ноутбук, хлеб, мяч, клавиатура, клубника, морс, ваза, масло, туфли, торт, …)
2.Переходим к рассказу «Барсучий нос». Дома вы прочитали еще один рассказ Паустовского о взаимоотношении человека с природой. (слайд №15)
- Кто нам напомнит сюжет рассказа? (пересказ учащегося)
- Давайте составим план рассказа и поработаем с каждой частью.
I. Осенняя рыбалка на озере. (слайд №16)
– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?
– Найдите и прочитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя?
– Почему барсук прибежал к костру?
– Прочитайте, какими словами автор характеризует мальчика?
– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»?
– О чём говорится во второй части? Давайте подумаем и дадим название этой части, запишем в тетрадь.
II. Ужин у костра (слайд №17)
- Почему мальчику автор уделил много внимания?
– Кто первым услышал фырканье зверя?
Мальчик был наблюдательным: первым заметил барсука, увидел как зверёк лечит нос. Без мальчика рассказ был бы не интересен
-Обнаружил мальчик.
О чём узнали из третьей части?
-Найдите и прочитайте описание барсука.
-Как мы её озаглавим? Давайте подумаем и дадим название этой части, запишем в тетрадь
III. Зверёк решил поужинать у людей. (слайд №18)
Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку.
/Барсук (взвизгнул) и с отчаянным воплем (бросился) обратно в траву. Он (бежал и голосил) на весь лес, (ломал) кусты и (плевался) от негодования и боли./
в) Прочитайте, как повели себя обитатели леса и реки.
/Без времени (заорали) испуганные лягушки, (всполошились) птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, (ударила) пудовая щука./
Работа с 4 частью. (слайд №19)
– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?
– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?
– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?
– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.
– Что мы можем сказать о барсуке?
О чём вы узнали из этой части?
Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?
-Какие чувства к зверьку у вас появились?
– О чём вы узнали из этой части? Давайте подумаем и дадим название этой части, запишем в тетрадь. 4. часть Барсук лечит свой нос
V часть- (слайд №20)
– Почему автор узнал барсука?
–Как мы озаглавим эту часть? О чём вы узнали из этой части? Давайте подумаем и дадим название этой части, запишем в тетрадь. 5 часть Встреча через год
- Если не было в рассказе мальчика, смогли рыбаки увидеть, как барсук лечит свой нос?
– Какова главная мысль рассказа?
Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.
Красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.
3. Вывод по теме: Мы подошли к главному моменту в изучении рассказов Паустовского. Зачем мы анализировали взаимоотношения человека и природы? (понять идею) Какая она? ( творить добро, помогать людям и животным. бережно относиться к природе). (слайд №21)
-Дома вы нарисовали иллюстрации к одному из рассказов. Расскажите о своих рисунках.
-Ребята, всем спасибо, мне очень понравилось, как вы работали на уроке. А завершить наш урок я хочу словами
К.Г.Паустовского: «Чем больше знаешь, тем интереснее жить». (слайд №22)
Поэтому, ребята, больше читайте, открывайте и познавайте окружающий мир, это очень занимательно и увлекательно!
4.Рефлексия. Оцените свою работу на уроке смайликами: красный-отлично справился, зеленый-хорошо, но можно и лучше, синий-хорошо, но остались вопросы. (слайд №23)
5. Домашнее задание. Прочитать сказку «12 месяцев» С.Я.Маршака. (слайд №24)