СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе в 5-м классе по теме: "Герасим и Татьяна"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 5-м классе по теме: "Герасим и Татьяна"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

ИМЕНИ ГАДЖИБЕКОВА А.И.»



Открытый урок

по литературе в 5-м классе

по теме:

"Герасим и Татьяна"




Учитель русского языка и литературы



Атаева Муминат Сулеймановна







Тема: Герасим и Татьяна

Цели: показать, как раскрывается характер героя в отношени­ях с другими людьми; развивать навыки анализа текста, характеристики героев.

Планируемые результаты: знание содержания и героев рас­сказа; владение элементами анализа текста; умение давать харак­теристику героев.

Оборудование: иллюстрации к рассказу.

Ход урока


  1. Организационный момент


  1. Проверка домашнего задания

(Обсуждение вопросов и заданий рабочей тетради.)


III. Работа по теме урока

1. Характеристика героев рассказа

(Беседа по вопросам сопровождается выступлениями групп.)

  • Что мы узнаем о героях, которые сыграли большую роль в судьбе Герасима, из разговора барыни с дворецким Гав­рилой? (Мы узнаем о том, что барыня имела многочислен­ную дворню, среди которой был башмачник Капитон Кли­мов - «пьяница горький». В разговоре с Гаврилой -главным дворецким барыне вздумалось приказать женить Капитона на Татьяне, прачке.)

  • Как можно охарактеризовать этот диалог. (Диалог барыни

  • с Гаврилой нельзя назвать разговором: говорит только барыня, она отдает приказания, которые ей пришли в голову, а I ве­рила лишь подобострастно поддакивает.)

  • Как автор характеризует Капитона? Какую роль играет ха­рактеристика этого героя?

Автор пишет о Капитоне презрительно-иронически: «Кли­мов почитал себя существом обиженным и неоцененным по до­стоинству, человеком образованным и столичным» (он когда-то «в Питере был в ученье»), «пил, как он сам выражался с горя». На самом деле это был никчемный человек (недаром И.С. Тергенев употребляет слово существо) с большими амбициями.

При описании портрета, действий Капитона И.С. Тургенев упо­требляет изобразительно-выразительные средства, характеризую­щие героя и отношение к нему автора. Из эпитетов самый мягкий, ироничный - легкомысленный. Другие эпитеты и глаголы действия показывают реальную сущность этого человека: развязно прислонясь, проворно замигал глазками, вытаращил глаза, поплелся вон.

Детали портрета: белесоватые волосы, испачканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги - под­черкивают невыразительность, неряшливость Капитона, особен­но в контрасте с высокой лексикой: «Капитон окинул спокойным взором свой испачканный и оборванный сюртук». Самая значимая деталь портрета - «оловянные глазки», т. е. ничего не выражаю­щие, бессовестные, пустые.

Уменьшительные суффиксы в словах, относящихся к Капито­ну, имеют уничижительное значение, они противоречат портрету взрослого человека, мужчины: ножка, глазки, плечики.

Довершает образ Капитона речевая характеристика: он гово­рит безграмотно, неряшливо, искажает, коверкает язык, при этом Гаврила считает: «Аккуратно говорит человек».

Описание Капитона, его образа жизни контрастирует с опи­санием облика и жизни Герасима. На фоне богатыря-дворника Капитон выглядит особенно жалким и никудышным, а красно­речивое молчание Герасима подчеркивается пустой болтовней Капитона.

  • Как автор пишет о Татьяне? Какие черты особенно важны в этой героине? Какую роль играет этот образ в рассказе?

И.С. Тургенев дает подробный портрет Татьяны и ее харак­теристику, выделяя прежде всего ее умелость в работе: «...ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье». В портрете подчеркиваются малый рост, худоба, незаметность Татьяны; особо выделяются родинки на левой щеке как «худая примета — предвещание несчастной жизни». Этим И.С. Тургенев готовит читателя к тому, что Татьяну ожидают испытания.

Татьяна еще молода, лет 28, но «красота с нее очень скоро соскочила» из-за изнурительной работы. Вспомним, если Герасим работал за четверых, то Татьяна, при ее тщедушности — за двоих, «ее держали в черном теле».

В характере Татьяны И.С. Тургенев выделяет в качестве глав­ной черты запуганность: она всех «боялась смертельно», «трепе­тала при одном имени барыни». Когда Гаврила объявил Татьяне о решении барыни выдать ее замуж, Татьяна отвечает однослож­но: «Слушаю-с». Даже Гаврила думает: «Безответная ты душа».

Татьяна тоже по-своему нема. Она не может защитить себя, сказать хоть слово против, ее голос тих, походка чуть слышна, она позволяет себе только всплакнуть потихоньку.

Образ Татьяны пробуждает в характере Герасима нежность, ласковость, желание защитить слабого, способность любить.

Чем Татьяна приглянулась Герасиму? (Беззащитностью, скромностью, тихим нравом. Он взял ее под свою опеку, и ни­кто не смел обижать Татьяну.)

Каково значение образа Гаврилы? Что это за человек, по-вашему?

И.С. Тургенев дает Гавриле ироническую характеристику че­ловека, «которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом». Но Гаврила «начальник» только над дворней, сам он не имеет права голоса, а барыня может распоряжаться им так же, как всеми крепостными. Положение крепостного сделало Гаврилу изворотливым, угодливым, хитрым, готовым на все. Например, он вместе со старшей компаньонкой Любовью Любимовной «крал и учитывал сахар, чай и прочую бакалею». Гаврила — из разряда «людишек».

2. Выразительное чтение по ролям диалогов Гаврилы и Капито­на, Гаврилы и Татьяны

3. Беседа по вопросам

  • Какую хитрость придумали дворовые, чтобы избежать гнева Герасима?

  • Разгадал ли эту хитрость Герасим? Как он вел себя и как это его характеризует?

  • Как И.С. Тургенев показывает душевные переживания Ге­расима? (Через его действия: Герасим разбил бочку по дороге за водой, «так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру».)

  • Как вы думаете, почему никто из дворни не сказал барыне, что Герасим любит Татьяну?

  • Как проявляют себя Герасим и Татьяна в сцене прощания? (Примерный ответ. Перед отъездом Татьяны Герасим дарит ей на память платок, который он бережно хранил для нее целый год, а она «по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом», понимая, что теряет единственного дорогого человека. Это был самый смелый поступок Татьяны, выра­жение ее душевного порыва.)

4. Работа с иллюстрациями

(Устное описание иллюстраций, на которых изображены ге­рои рассказа.)


IV. Закрепление изученного

  • Найдите в рассказе иронические описания. Какую роль играет ирония в характеристике героев?

  • Почему дворовые часто хитрят, изворачиваются?

  • Каково значение образа Татьяны?


VI. Подведение итогов урока

Характеры героев и авторское отношение к ним проявляют­ся через портретные описания, через действия, детали, диало­ги. И.С. Тургенев использует иронию, яркие, точные изобрази­тельно-выразительные средства, характеризующие персонажи, вводит прямые авторские оценки.

Характер главного героя раскрывается и через отношения с другими персонажами; Герасим противопоставлен всем осталь­ным героям, он выделяется среди других не только внешне, но и своими душевными качествами.

Татьяна - единственный человек, которому Герасим симпати­зировал, она тиха, покорна и беззащитна, но не лжива, как многие другие, она вызывает в герое сильные, глубокие чувства, желание защитить ее.


Домашнее задание

Подготовить пересказ эпизодов «Герасим находит щенка», «Муму в доме барыни» (по вариантам).


4