Пояснительная записка
Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Класс: 6
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2014 г.
Цели урока: проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое ложная и истинная любовь; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Предметные: понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных вневременных, непреходящих ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы; понимание авторской позиции и своё отношение к ней, характеризовать героев, сопоставлять их.
Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, смысловое чтение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Формируемые УУД:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.
Методы и формы обучения: фронтальная (словарная работа, беседа, работа с таблицей), индивидуальная (рассказ), групповая (инсценирование).
Интернет-ресурсы:
http: //www. zavuch.info;
http: //festival.1september.ru;
http: //www/uroki.net
http://xmusic.wm-scripts.ru.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению, портрет В.П. Астафьева.
Основные понятия и термины: нравственность, речевая характеристика, юмор, рассказчик.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности
Слово учителя:
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Васильевна. Сегодняшний урок литературы проведу у вас я. На нашем уроке присутствую гости, поприветствуем их.
(Дети и учитель хлопают в ладоши)
- Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
СЛАЙД1 - Ребята, дома вы должны были дочитать рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» до конца и подготовиться к анализу произведения. На протяжении урока мы проверим, как вы справились с полученным заданием.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»? (Дети вспоминают прошлый урок, говорят, что завязкой рассказа является эпизод, в котором бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему пряник «конем»).
- Исполнилась ли мечта мальчика – получить пряник «конем»? (Да, исполнилась. Это был сказочный конь: «По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».)
- Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?
(Каждый школьник за свою небольшую жизнь хоть раз кого-то обманул, и поэтому каждому знакомы муки совести, стыда. Значит, главный герой, Витя, станет чуточку ближе, понятнее.)
— Счастливое завершение истории... Но какой ценой достался мальчику этот пряник конём?!
— Почему через много лет автор пишет: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»?
III. Построение проекта выхода из затруднения
(цель и тема, способ, план, средство)
— Готовясь к нашему уроку, я остановила своё внимание на словах Л. Н. Толстого. (СЛАЙД 2 с эпиграфом.)
«Совесть — это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал». Л. Н. Толстой
-Когда люди говорят о совести? (Когда возникает вина человека, когда человек совершил плохой поступок.)
-Почему совесть называют «высшим законом и судьей»? (п.ч. она не дает совершать и повторять ошибок, тревожит человека, когда он не прав, наказывает человека муками.)
-Что же такое совесть? (Чувство человека, внутреннее понимание добра и зла, нравственное понятие.)
-Как вы понимаете высказывание, которым я начала урок? (Для того чтобы спокойно и счастливо жить, надо обдумывать поступки и не совершать зла.)
-Имеет ли наш разговор о совести отношение к рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»? Какое?
- Сформулируем вместе тему нашего урока.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ ДАТЫ И ТЕМЫ УРОКА. СЛАЙД3
— Как вы думаете, о ком из героев рассказа пойдет речь в первую очередь? (О деревенском мальчике — Витьке.)
-По вашему мнению, муки совести или, как говорят, угрызения совести что-либо значат в жизни человека? (Помогают осознать поступок, сделать выводы, не повторять ошибок, стать лучше.)
-Значит, жить надо по совести?
IV. Реализация построенного проекта
- Обратите внимание на тему урока. Ребята, а что же такое нравственность?
Нравственность- внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.
СЛАЙД 4 - Почему рассказ так назван?
(Названием рассказа послужило сказочное существо, мечта каждого деревенского мальчишки, - необычной формы и цвета пряник, «конь с розовой гривой». Сколько радости он мог доставить ребенку послевоенного времени! (Пряник = радость)
- Какое ключевое слово в названии? (Пряник)
СЛАЙД 5
- Давайте составим ассоциативный ряд к слову пряник.
(
Уроки жизни
Бабушка
Прощение
Учащиеся называют по одному слову, записывают в тетрадь, а по окончанию работы на доске появляется СЛАЙД)
Радость,
счастье
Стыд
Детство
Пряник
Раскаяние
Сказка
СЛАЙД 6 - Ребята, а как вы думаете, почему пряник в форме коня? (Выбор формы пряника не случаен. Конь - символ сельской, крестьянской, жизни. Конь для крестьянина в то время был кормильцем: это и средство передвижения, и пахарь, и перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг – крестьянин ухаживает за конем, как за человеком, общается, как с другом.)
- А что даем нам цвет розовый? (Цвет детства, чистоты, наивности, невинности, радости.)
- Давайте послушаем нашего героя, попробуем понять чувства, которые он испытывает, держа в руках этого сказочного коня.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
(Выразительное чтение отрывка (с.64-65) «Пряник конем! Это же мечта всех деревенских малышей. (…) что останется от коня хвост да грива».)
- Какими словами, выражениями автор создает ощущение счастья, радости?
ЗАДАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА
(Ребята находят в тексте и зачитывают авторские определения: «конь лягается копытами», «конь-огонь», «ребята ластятся», «холодея от ужаса»…)
- А что для вас – радость, какие ассоциации возникают?
Работа в группе. Дети заполняют схему, соревнуясь у кого получится больше. 1-2 работы послушать.Приложение2
РАДОСТЬ
Новая вещь
путешествие
Общение с природой
Игры с друзьями
праздник
- Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю? (Устное словесное рисование, защита рисунков)
(Учащиеся отмечают душевную чуткость мальчика, его обостренную совестливость, неприятие зла в любых его проявлениях, любовь ко всему прекрасному: как он рассуждает о «коренных песнях» каждой семьи на селе.)
— Почему мальчик отправился в лес? (Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка.)
- С кем мальчик отправился в лес?
ЗАДАНИЕ: СЛАЙД 7
- Давайте назовем глаголы, которыми автор описывает поход за земляникой.
- Как вели себя Левонтьевские дети?
- Какую посуду взяли с собой левонтьевские дети? (бокалы с отбитыми краями, изодранные туески, ковшик без ручки)
- О чем говорит описание посуды?(бесхозяйственность)
- Во что собирал Витя землянику? (аккуратненький туесок)
СЛАЙД 8, 9 - Мы для себя должны определить названия некоторых слов. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Увал- пологий холм.
Туесок- берестяная корзина с крышкой.
Шаньга- булочка с творогом.
ФИЗМИНУТКА
Часы
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
БЕСЕДА:
-Из каких семей дети?
- Кто их родители?
Мы неслучайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание.
- Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идёшь по жизни. Подрастая, человек может уже заниматься самовоспитанием, но в юном возрасте воспитательную среду представляет ЧТО? (Семья).
- Как воспитывали Витю? Как воспитывали в семье Левонтия?
- А теперь ответьте на вопрос: как герои противопоставлены по отношению к таким нравственным понятиям, как честность, трудолюбие, чувство долга, совесть?
СЛАЙД 10
РАБОТА В ПАРАХ
Дети работают в парах. На карточке дана таблица. Необходимо стрелками указать соответствие цитаты и героев. Приложение 3
КАРТОЧКА(ответ)
Левонтьевские | Герой-рассказчик |
«…бросали друг в друга», «барахтались», «принимались драться, дразнились» «жрут ягоды, бьются, катаются» «растерзали рыбину» «пуляли камнями» «гнали по дороге» | «…трудом своим заработать пряник» «начали брать землянику, радостную и дорогую» «брал старательно» «скоро покрыл дно аккуратненького туеска» «вздохнул с облегчением» |
Совесть, честность, трудолюбие, чувство долга
Дети дают ответ на вопрос, использую цитаты. СЛАЙД 11
(Левонтьевские хитры, ленивы, в неудачах привыкли обвинять больше других, чем спрашивать с себя, недружны, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению, к безделью; герой-рассказчик - искренний, трудолюбивый, ответственный человек)
-Почему искренний человек Витька совершает обман?
-«Я понял, что попал на уду», - обнаруживает герой. Как вы понимаете фразеологизм «попасть на уду»?
-Как «левонтьевской орде» удается поймать на уду» героя?
-Почему герой решает высыпать ягоды на траву? (Чтобы не опозориться, не спасовать, не струсить, не показаться жадным.)
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
-Мы отметили, что герой попал под влияние «левонтьевской орды», на их уду, на их «слабо», не смог противостоять злу, а дальше, как в пословице: «Пришла беда – отворяй ворота!» - за одним глупым поступком следует обман, воровство.
-О какой проблеме общества людей, актуальной и в наши дни, говорит автор? (Проблема взаимоотношений между людьми.)
-Какой урок должен усвоить герой? (Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Надо уметь противостоять злу.)
РАБОТА С ТЕКСТОМ
-Легко ли далось герою решение высыпать ягоды, отказаться от пряника, от своей мечты?
Прочитаем по ролям этот эпизод на с.69.
-Санька бессовестно играет на мальчишеских чувствах, «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Какое чувство испытывает Санька? (удовольствие)
-Как называется чувство радости и удовольствия от того, когда удается увидеть или почувствовать чужие страдания? (жестокость, злобность)
- Что ещё плохого совершает мальчик под влиянием Саньки? (Крадёт у бабушки калач.)
-Расскажите, когда мальчик окончательно понял свою вину перед бабушкой? Что чувствует герой? (Угрызения совести, называет себя окончательно запутавшимся преступником.)
- Витя решает рассказать всё бабушке, но не успевает – она уезжает рано утром в город. С каким чувством мальчик ждёт её возвращения? (Хочет избежать наказания, страх.)
- И опять Санька со своими советами тут как тут. Что он предлагает? (Не ходить домой, будто утонул, т. е. уйти от ответственности за содеянное.)
- Как на это отвечает Витя? Найдите в тексте. (с.76)
-Вспомните начало рассказа, каким был герой и каким сейчас видим его. Что изменилось в нём? (Стал решительнее, нашёл силы сказать Саньке «нет» в ответ на его дурной совет.)
- Почему Витя отказывается от этого? (У него есть чувство ответственности.)
- Сколько ни оттягивал Витя встречу с бабушкой, всё равно это произошло. ПЕРЕСКАЖИТЕ ЭТОТ ЭПИЗОД.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Итак, Витя раскаивается в своём поступке, ведь он не только обманул бабушку, но и сделал её обманщицей.
СЛАЙД 12
- Этот эпизод изображён на иллюстрации к рассказу. Что, по-вашему, передано художником особенно удачно? (Движения бабушки. Ей жаль внука, и в то же время она понимает, что его надо наказать. В таких ситуациях и проявляется истинная любовь. Бабушка часто ругает Витю, он досадует на это, но бабушка всё делает из любви к внуку, из желания, чтобы из него вырос хороший человек.)
- Проследите самостоятельно поведение бабушки на другой день. Почему, осуждая внука за мошенничество, она всё же купила ему пряник? Что победило – ум или сердце – в душе этой старой русской женщины? Почему же бабушка даёт Вите пряник конём? (Внук раскаялся. Она простила его.)
VII. Включение в систему знаний и повторение
Работа с пословицами. (СЛАЙД 13 с пословицами.)
— Перед вами несколько пословиц, содержание которых касается разных сторон человеческих отношений. Выберите из них те, которые созвучны содержанию сегодняшнего урока. Мотивируйте свой выбор.
— Снаружи мило, а внутри гнило.
— Верная указка не кулак, а ласка.
— Детство — время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое.
— Добро сильнее зла.
— Без строгости и щенка не вырастишь.
— Добрый пример лучше ста слов.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
- Какие уроки нравственности я получил после прочтения рассказа?
СЛАЙД 14
УРОКИ ДОБРОТЫ И НРАВСТВЕННОСТИ В РАССКАЗЕ
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
В одном из рассказов сборника В. Астафьева «Последний поклон» бабушка Екатерина Петровна просит Бога: «Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, прощать и любить». Хочется верить, что эти слова бабушки найдут отклик и в вашей душе.
Ребята! Я дарю вам ПРЯНИКИ, мне бы хотелось, чтобы они стали символом совести для вас. Пусть это будет предостережением от дурных поступков.
СЛАЙД 15 Домашнее задание: Я предлагаю вам пересказать текст рассказа только не от лица нашего героя, а от того героя, которого вы захотите. Предлагаю вам четыре варианта: 1) от лица бабушки; 2) от лица Саньки Левонтьева; 3) от лица дедушки. Еще один дополнительный вариант – написать рассказ в форме безличного повествования. (Домашнее задание раздается детям на карточках.) Приложение 4
СЛАЙД 16 Урок окончен! Спасибо за работу!
10