СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе в 6 классе Тема урока: Человеческая ценность повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка»ма"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 6 классе Тема урока: Человеческая ценность повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка»ма"»

МКОУ «Баршамайская СОШ им. Качмасова А.Р.»



Открытый урок по литературе в 6 классе



Тема урока: Человеческая ценность повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка»









Разработан: учителем

русского языка и чтения

Абакаровой Маржанат Темирбулатовной





2020 г.



Конспект урока по литературе в 6 классе

Тема: Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Цель:

Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста.

Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения.

Задачи:

Формировать навыки исследовательской деятельности учащихся

Развивать речь учащихся.

Оборудование:

Презентация «По страницам повести «Барышня-крестьянка», фрагменты художественного фильма «Барышня- крестьянка»

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.


Доброе утро! Перед началом нашего урока вспомним нашу формулу успеха! (на экране)

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям,

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.


  1. Мотивация.

Музыка Чайковского «Времена года»


Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…


- Кто автор этих строк?

- О каком времени года говорит А.С Пушкин?

- Об осени.

Да. Это было любимое время года поэта.

В творчестве А.С. был такой период, который литературоведы назвали «Болдинская осень». Что же это значит?


Презентация «Повести Белкина» ( 2 мин )


Вы уже догадались, что сегодня мы с вами будем говорить не о поэзии…

Скажите, чему будет посвящен наш урок, какие вопросы мы сегодня должны обсудить?


…о пушкинской прозе – о повести «Барышня-крестьянка».

Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, назовем которую – пушкинская.


Какое впечатление произвела на вас повесть?

Повесть «Барышня-крестьянка» изящна, легка, кажется, что это просто весёлое произведение со счастливым концом. Так ли это?

В чем ценность повести «Барышня-крестьянка»?

Наша задача сегодня на уроке: разобраться и ответить на этот вопрос.

Запишем тему урока в тетради

  1. Проверка домашнего задания (знание содержания повести).
Но вам нужно получить допуск, чтобы начать исследование. Для этого проведем блиц-опрос, т. е. быстрый опрос.

Прием «Да-нет» (Да –встали, нет –сидим на месте, физминутка)


  1. Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский были соседями? (да)

  2. Ненависть к нововведениям была отличительной чертой Берестова? (да)

  3. Отец поругал Лизу за то, что она странно оделась к обеду с Берестовыми? (нет)

  4. Отец обыкновенно звал Лизу Бетси? (да)

  5. Упав с лошади, травму получил Муромский? (да)

  6. Мисс Жаксон разрешила Лизе взять её белила и сурьму? (нет)

  7. Отец Алексея спрашивал у сына согласия женить его на Лизе? (нет)

  8. Идея обучить Акулину грамоте принадлежала Алексею? (да)

  9. Узнали ли отцы о переодеваниях Лизы? (нет)


Допуск к исследованию вы получили. Приступаем к работе с текстом.


В повести Пушкин рассказывает нам о своем времени, начале 19 века, о людях, об отношениях, принятых тогда в обществе. В этом историческая ценность его произведения. Вам нужно подтвердить это утверждение.

Презентация «Мир дворянской усадьбы» (2 мин)

А теперь найдем доказательства в тесте. Смайлики за правильные ответы.

Какие два поколения представлены в повести?

Старшее - Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, а также молодое поколение.

В начале повести перед нами предстают родители главных героев, это типичные помещики того времени. Давайте посмотрим, какими показывает их автор.

4.Защита первой части исследования.

Представьте информацию о помещиках (ответы на основе домашнего задания, заполненные таблицы в тетрадях)

- о Берестове Иване Петровиче

- о Муромском Григории Ивановиче, зачитайте цитаты из текста.



Факты из текста

Берестов Иван Петрович

Григорий Иванович Муромский

Названия имения



В Ведение хозяйства, дел



Воспитание детей





Назовите положительные и отрицательные стороны помещиков Берестова и Муромского.

Положительные стороны помещика … (Берестова старшего) – разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин.

Положительные стороны помещика … ( Муромского) – всё время вводил что-то новое, хороший отец.

Назовите отрицательные стороны помещиков И.П.Берестова, и Г.И.Муромского

(Берестов) гордится своей суконной фабрикой и богатым поместьем, думает только о выгоде.

(Муромский) живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство, слишком увлечен всем английским.

Какие чувства у вас вызывает решение отцов-помещиков поженить детей, не спрашивая их согласия?

(недовольство, уважение, сочувствие влюбленным)

Сделаем выводы (составление кластера на доске)


Перед нами типичные помещики того времени.

Один - хозяин, другой - англоман.

Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.

Григорий Иванович Муромский - «это был  настоящий русский барин», но всё делал на английский манер. Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени 19 века

Мы видим в повести признаки исторической эпохи

В этом заключается историческая ценность повести «Барышня-крестьянка»



  1. Защита второй части иследования

Вопрос:

А в чем же человеческая ценность повести?

Назовите главных героев повести (Алексей Берестов, Лиза Муромская)

Скажите, о ком эта информация:

1. Воспитывался в университете. «Молодец», «красавец, стройный, высокий, румянец во всю щеку». Играет в горелки с крестьянами.

2. «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо». Воспитывает англичанка мисс Жаксон. Дружит со своей служанкой.

Что происходит с героями?

Как они познакомились? (краткий пересказ)

Итак, молодые люди полюбили друг друга. Давайте выясним, какие качества характера вызвали у них взаимную симпатию? Продолжите высказывания (правильное 1 из 2 вариантов):

1. Алексей понравился Лизе, потому что

а) был холоден и равнодушен ко всем барышням;

б) в отношениях с Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством.


2. Алексей полюбил Лизу, потому что

а) она была красивой барышней из богатой семьи;

б) она была необычной крестьянкой, умной, находчивой, естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.


Продолжите фразу:

«Любовь к Акулине изменила Алексея, он повзрослел …»

1.Алексей верен своей любви и твердо решил жениться на крестьянке, ослушавшись воли родителя.

2. Алексей решил послушать отца и жениться на Лизе, хотя её не любит.

Фрагмент фильма (заключительная сцена) 2 мин.

Вопрос

Как заканчивается повесть?

Повесть заканчивается счастливо:

Алексей узнает в Лизе свою любимую Акулину и Муромский благословляет их.

Что вы чувствуете?


Радость за счастье героев, они по-настоящему и искренне любят и заслуживают счастья.


Учитель:

Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза одна и та же девушка. Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести:

« Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.»

- Как вы понимаете данные слова?

Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.

Теперь герои не могут скрывать своих чувств. Повесть со счастливым концом.

6. Выводы, составление синквейна

Мы выяснили: Александр Сергеевич хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.


А разве мы, живущие в 21 веке не ценим в людях порядочность, верность, преданность?

Для нас также важны все эти человеческие качества, как были важны и для А.С. Пушкина почти 200 лет назад.

Исследуя текст повести «Барышня-крестьянка», мы убедились в том, что простое на первый взгляд произведение Пушкина обладает глубиной, огромной человеческой ценностью и современно по сей день.

  1. Домашнее задание: Мое впечатление от повести «Барышня-крестьянка» (в тетради)

Нарисовать иллюстрацию (по желанию)

  1. Оценки за урок:

(1,2 смайлика – «4», 3 смайлика- «5»)