СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе в 8 классе на тему «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;

развивать умение

познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;

развивать умение выделять главное в лекционном материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор учащихся;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому ВОВ

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 8 классе на тему «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».»

Открытый урок по литературе в 8 классе на тему «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».

Цели: а) Дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны б) Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя в) Развивать познавательные способности учащихся, а также коммуникативные и информационные компетентности г) Воспитывать чувство патриотизма и гордость, за страну и её народ.

Задачи:

познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;

развивать умение выделять главное в лекционном материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор учащихся;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому ВОВ



Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учеников с презентацией, выразительное чтение, беседа по вопросам, прослушивание аудиозаписей.

Оборудование: записи военных лет; поэтические сборники; портреты поэтов; И. Тоидзе (плакат) «Родина-мать зовёт!», аудиозаписи Ю. Б.Левитана. Оформление доски: рисунки учеников, окруженные птицами (журавлями) и гвоздиками, вечный огонь (объемная звезда из бумаги), окруженный березами.



Эпиграф:

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

В. Лебедев-Кумач (1943)



Ход урока

1. Организационный момент.

  1. Учитель: Ребята! У нас сегодня урок внеклассного чтения « Стихи и песни о Великой Отечественной войне. (Слайд 1)

Цель нашего урока – понять ту боль, что перенёс мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов этого времени, выстоявших, вселявших надежду в народ; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и её роль в грозные годы.

- Эпиграфом к уроку являются строки В.Лебедева-Кумача. В чём смысл этого эпиграфа? (2 слайд)

Учитель: Ребята, вы подготовили мне рисунки по темам: «Война» и «Мир на Земле». Я оформила выставку. Посмотрите, что получилось.

- Какие вы краски брали, чтобы изобразить войну? Почему?

- А когда рисовали «Мир на Земле»?

Обратите внимание, почти на каждом рисунке о Мире изображено яркое солнце. Солнце – символ мира, тепла, добра и света.

Также оформлена выставка книг на военную тему.

Учитель: Ребята! Многие из вас получили творческие задания к сегодняшнему уроку: некоторые ребята подготовили сообщения о значительных поэтах Великой Отечественной войны, а другие ребята нам прочитают выразительно стихотворения на военную тему.



Учитель:

Ребята, как вы думаете, сколько писателей и поэтов сражались на фронте? (Свыше 2-х тысяч писателей и поэтов ушли на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяя со всем народом страдания, опасности и лишения тех страшных дней.)

-Какую роль играла поэзия в те суровые годы? (Стихи и песни звали на бой с фашистами, укрепляли мужество защитников. Поэзия занимала огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, помогала переносить испытания, то есть помогала людям жить.)



(Слайд 3) Учитель: Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет.



Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Сейчас мы послушаем стихотворения о войне. Нурлан, Имир, Вагид, вам слово!

Нурлан

А знаешь…



А знаешь, кому мы обязаны жизнью,

За то, что свободно и мирно живем.

Тем, кто, собой защищая Отчизну,

О будущем думал твоем и моем.

О том, как фашистов изгонят –

Россия сынами сильна.

О том, как знамена приклонят

Враги у стен Золотого Кремля.



Имир

Шел год сорок первый. Мое поколение

Разбилось на взводы и на отделения,

Под стон матерей обживало теплушки,

Грузя на платформы снаряды и пушки.



С востока на запад стучали колеса,

И бомбы из «юнкерсов» падали косо,

И рваное небо во весь горизонт…

В те дни мы вот так добирались на фронт



Мне жалко ребят, о сраженьях мечтавших,

И в самом начале под бомбы попавших,

И голову честно сложивших свою,

По праву зачисленных к павшим в бою.



Вагид



Воспоминание.



Как хорошо, что нет сейчас войны.

Живем под мирным, чистым небом.

Смеются дети, на земле растут цветы,

И солнце яркое над ними светит.

А помнишь, в те годы грозовые

Рвались снаряды, голод нас морил,

Дыханье смерти ощущали наши плечи,

Но верили мы в то, что победим.

К победе приближались шаг за шагом,

Гоня с земли родной врага.

И знамя водрузили над Рейхстагом,

А это значило – окончена война.







Учитель(Слайд 4) Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен... И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе, на привале и в бою...



От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой!



И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов.



Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен.

В народе в войну говорили, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия.



(Слайд 5) Поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Уже на третий день по всей стране как призыв прозвучала песня Лебедева-Кумача «Священная война».. Автором музыки был А. Александров.

Аудиозапись 1-й куплет «Священной войны» № 2).

С этой песней родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашистами. Слова этой песни звучали почти как воинская присяга.

Почему война названа «священной» и «народной»?

(Эта война за правое дело, за свою родину. Она ещё народная, потому что объединяет устремления всего народа, «священная» – потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.)



(Слайд 6) Учитель: Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому, которого называют “Соловьиным чудом России”. Он написал немало стихотворений и поэм, но всенародную любовь и известность он обрёл как поэт-песенник.

Миллионы людей пели песни, даже не зная имени автора, например: «Дан приказ ему на запад…», «В лесу фронтовом…», «Враги сожгли родную хату…».

Давайте сейчас прослушаем фрагмент этого стиха Шамиль( стихи Исаковского «Враги сожгли родную хату…

- О чём говорится в этой песне? ( Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, но пафос песни трагический: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепел и могилу любимой на кладбище у околицы… Потрясение воина-победителя огромно.)

- Какова тема этой песни?

(Тема трагических невосполнимых потерь во время войны).



Учитель: Об Исаковском мы подробнее узнаем из сообщения Гусейновой Самиры.



Учитель: Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение было написано в 1938 году.

Учитель: « Об истории создания песни «Катюша»» нам расскажут Гюльмагомедова Х-

Ребята, а почему всенародно любимой песней стала именно «Катюша»?

(Потому что в ней оказались, сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета: обращение девушки к возлюбленному, полное любви к нему, заботы о нём)



(Слайд 7) Учитель: Удивительная песенная музыкальность, мягкая личность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», — писал о феноминальной песенности стихов А. Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Маршал Жуков назвал «Соловьёв» одной из лучших песен военной эпохи.

«Соловьи - Суна



УчительПодробнее о Фатьянове нам расскажет Самида.



УчительКакую тему поднимает песня Фатьянова «Соловьи»?

( Тему памяти, соловьи напоминают солдатам дом, тем самым тревожат их души, но укрепляют желание победить, ведь с каждым днём ближе дом в краю родном.)

(Слайд 8) Учитель: Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики…».



Учитель: Об этом поэте нам расскажет Милана.



Хадижа Рамазанова и СЕБЕЙДАТ нам прочитает выразительно стихотворение Булата Окуджавы «Песенка о пехоте».



Учитель: Какова тема этого стихотворения?

(Тема высокого призвания мужчины защищать свою землю)

Учитель: Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Ветераны войны её воспринимают как фронтовую, слушают её со слезами на глазах.

Я предлагаю вам прослушать фрагмент этой песни.



Учитель: Какую тему поднимает эта песня?

(Победа была оплачена всеми, люди готовы были пожертвовать всем ради общего дела.)



(Слайд 9) Учитель: Значительное место в поэзии занимает поэт Лев Иванович Ошанин. О нём нам расскажет ХАСАН



Учитель: Интересна судьба песни « Дороги». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно тёплую песню раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся бойцах на поле боя.

(Прослушивание песни «Дороги» № 65 время 3:27) – Х. Гюлмагомедова

- Какова тема этой песни?

(Тема дороги, особенная памятная тем, что на ней было много потерь.)



Маршал Советского Союза Жуков назвал «Дороги» в числе трёх лучших военных песен – рядом со «Священной войной» и «Соловьями».



(Слайд 10) Учитель: Следующий известный татарский поэт военных лет – Муса Джалиль. Он знал войну «изнутри». В тяжёлые годы войны им было написано много стихотворений: «Красная ромашка», «Варварство» и др.



Учитель: Эмир нам расскажет об этом поэте.

Человеку свойственно образное мышление через отвлеченные понятия, условные знаки, символы. Символы отражают наши духовные, нравственные ценности. Это иносказательный образ, который возникает подсознательно в отличие от его первого значения.

Например, голубь – символ мира, лебедь – символ верности, орел – символ свободы и независимости.

(Курлыканье журавлей)

- Кто из вас знает, что символизируют журавли?( символ мира и дружбы)



Давайте вспомним еще стихотворение нашего земляка Р Гамзатова «Журавли» - Зарина

О Р. Гамзатове нам расскажет Саид



Сочинение «След войны в моей семье». – Эмир, Вагид, Саид



Учитель:

Сегодня, ребята, мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия войны”, так как поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи Б.Окуджава, М. Исаковского, А. Фатьянова, К. Симонова, М.Джалиля, Р. Гамзатова .

По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 470 писателей с войны не вернулись.

После войны, оставив большой след в поэзии о ВОв, ушли от нас поэты:



Юлия Владимировна Друнина, Александр Трифонович Твардовский, Расул Гамзатов, Владимир Высоцкий и др.



Помните –



через века,

через года.

Помните о тех,

Кто уже не придёт никогда,

Пожалуйста,

Помните…



(Слайд 11)

Итог урока

- Какое впечатление осталось у вас от урока?

Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне? ( Песни о войне пронизаны чувством единения: людей объединяла и любовь, и утраты, и дорога, и природа, а также чувство жажды справедливого отмщения).



Домашнее задание. Написать сочинение «Война в произведениях писателей 20-го века»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!