Открытый урок по литературе в 8 классе на тему «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».
Цели: а) Дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны б) Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя в) Развивать познавательные способности учащихся, а также коммуникативные и информационные компетентности г) Воспитывать чувство патриотизма и гордость, за страну и её народ.
Задачи:
познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;
развивать умение выделять главное в лекционном материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор учащихся;
воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому ВОВ
Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учеников с презентацией, выразительное чтение, беседа по вопросам, прослушивание аудиозаписей.
Оборудование: записи военных лет; поэтические сборники; портреты поэтов; И. Тоидзе (плакат) «Родина-мать зовёт!», аудиозаписи Ю. Б.Левитана. Оформление доски: рисунки учеников, окруженные птицами (журавлями) и гвоздиками, вечный огонь (объемная звезда из бумаги), окруженный березами.
Эпиграф:
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В. Лебедев-Кумач (1943)
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята! У нас сегодня урок внеклассного чтения « Стихи и песни о Великой Отечественной войне. (Слайд 1)
Цель нашего урока – понять ту боль, что перенёс мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов этого времени, выстоявших, вселявших надежду в народ; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и её роль в грозные годы.
- Эпиграфом к уроку являются строки В.Лебедева-Кумача. В чём смысл этого эпиграфа? (2 слайд)
Учитель: Ребята, вы подготовили мне рисунки по темам: «Война» и «Мир на Земле». Я оформила выставку. Посмотрите, что получилось.
- Какие вы краски брали, чтобы изобразить войну? Почему?
- А когда рисовали «Мир на Земле»?
Обратите внимание, почти на каждом рисунке о Мире изображено яркое солнце. Солнце – символ мира, тепла, добра и света.
Также оформлена выставка книг на военную тему.
Учитель: Ребята! Многие из вас получили творческие задания к сегодняшнему уроку: некоторые ребята подготовили сообщения о значительных поэтах Великой Отечественной войны, а другие ребята нам прочитают выразительно стихотворения на военную тему.
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, сколько писателей и поэтов сражались на фронте? (Свыше 2-х тысяч писателей и поэтов ушли на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяя со всем народом страдания, опасности и лишения тех страшных дней.)
-Какую роль играла поэзия в те суровые годы? (Стихи и песни звали на бой с фашистами, укрепляли мужество защитников. Поэзия занимала огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, помогала переносить испытания, то есть помогала людям жить.)
(Слайд 3) Учитель: Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет.
Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.
Сейчас мы послушаем стихотворения о войне. Нурлан, Имир, Вагид, вам слово!
Нурлан
А знаешь…
А знаешь, кому мы обязаны жизнью,
За то, что свободно и мирно живем.
Тем, кто, собой защищая Отчизну,
О будущем думал твоем и моем.
О том, как фашистов изгонят –
Россия сынами сильна.
О том, как знамена приклонят
Враги у стен Золотого Кремля.
Имир
Шел год сорок первый. Мое поколение
Разбилось на взводы и на отделения,
Под стон матерей обживало теплушки,
Грузя на платформы снаряды и пушки.
С востока на запад стучали колеса,
И бомбы из «юнкерсов» падали косо,
И рваное небо во весь горизонт…
В те дни мы вот так добирались на фронт
Мне жалко ребят, о сраженьях мечтавших,
И в самом начале под бомбы попавших,
И голову честно сложивших свою,
По праву зачисленных к павшим в бою.
Вагид
Воспоминание.
Как хорошо, что нет сейчас войны.
Живем под мирным, чистым небом.
Смеются дети, на земле растут цветы,
И солнце яркое над ними светит.
А помнишь, в те годы грозовые
Рвались снаряды, голод нас морил,
Дыханье смерти ощущали наши плечи,
Но верили мы в то, что победим.
К победе приближались шаг за шагом,
Гоня с земли родной врага.
И знамя водрузили над Рейхстагом,
А это значило – окончена война.
Учитель: (Слайд 4) Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен... И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе, на привале и в бою...
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой!
И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов.
Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен.
В народе в войну говорили, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия.
(Слайд 5) Поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Уже на третий день по всей стране как призыв прозвучала песня Лебедева-Кумача «Священная война».. Автором музыки был А. Александров.
( Аудиозапись 1-й куплет «Священной войны» № 2).
С этой песней родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашистами. Слова этой песни звучали почти как воинская присяга.
- Почему война названа «священной» и «народной»?
(Эта война за правое дело, за свою родину. Она ещё народная, потому что объединяет устремления всего народа, «священная» – потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.)
(Слайд 6) Учитель: Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому, которого называют “Соловьиным чудом России”. Он написал немало стихотворений и поэм, но всенародную любовь и известность он обрёл как поэт-песенник.
Миллионы людей пели песни, даже не зная имени автора, например: «Дан приказ ему на запад…», «В лесу фронтовом…», «Враги сожгли родную хату…».
Давайте сейчас прослушаем фрагмент этого стиха Шамиль( стихи Исаковского «Враги сожгли родную хату…
- О чём говорится в этой песне? ( Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, но пафос песни трагический: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепел и могилу любимой на кладбище у околицы… Потрясение воина-победителя огромно.)
- Какова тема этой песни?
(Тема трагических невосполнимых потерь во время войны).
Учитель: Об Исаковском мы подробнее узнаем из сообщения Гусейновой Самиры.
Учитель: Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение было написано в 1938 году.
Учитель: « Об истории создания песни «Катюша»» нам расскажут Гюльмагомедова Х-
Ребята, а почему всенародно любимой песней стала именно «Катюша»?
(Потому что в ней оказались, сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета: обращение девушки к возлюбленному, полное любви к нему, заботы о нём)
(Слайд 7) Учитель: Удивительная песенная музыкальность, мягкая личность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», — писал о феноминальной песенности стихов А. Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Маршал Жуков назвал «Соловьёв» одной из лучших песен военной эпохи.
«Соловьи - Суна
Учитель: Подробнее о Фатьянове нам расскажет Самида.
Учитель: Какую тему поднимает песня Фатьянова «Соловьи»?
( Тему памяти, соловьи напоминают солдатам дом, тем самым тревожат их души, но укрепляют желание победить, ведь с каждым днём ближе дом в краю родном.)
(Слайд 8) Учитель: Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики…».
Учитель: Об этом поэте нам расскажет Милана.
- Хадижа Рамазанова и СЕБЕЙДАТ нам прочитает выразительно стихотворение Булата Окуджавы «Песенка о пехоте».
Учитель: Какова тема этого стихотворения?
(Тема высокого призвания мужчины защищать свою землю)
Учитель: Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Ветераны войны её воспринимают как фронтовую, слушают её со слезами на глазах.
Я предлагаю вам прослушать фрагмент этой песни.
Учитель: Какую тему поднимает эта песня?
(Победа была оплачена всеми, люди готовы были пожертвовать всем ради общего дела.)
(Слайд 9) Учитель: Значительное место в поэзии занимает поэт Лев Иванович Ошанин. О нём нам расскажет ХАСАН
Учитель: Интересна судьба песни « Дороги». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно тёплую песню раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся бойцах на поле боя.
(Прослушивание песни «Дороги» № 65 время 3:27) – Х. Гюлмагомедова
- Какова тема этой песни?
(Тема дороги, особенная памятная тем, что на ней было много потерь.)
- Маршал Советского Союза Жуков назвал «Дороги» в числе трёх лучших военных песен – рядом со «Священной войной» и «Соловьями».
(Слайд 10) Учитель: Следующий известный татарский поэт военных лет – Муса Джалиль. Он знал войну «изнутри». В тяжёлые годы войны им было написано много стихотворений: «Красная ромашка», «Варварство» и др.
Учитель: Эмир нам расскажет об этом поэте.
Человеку свойственно образное мышление через отвлеченные понятия, условные знаки, символы. Символы отражают наши духовные, нравственные ценности. Это иносказательный образ, который возникает подсознательно в отличие от его первого значения.
Например, голубь – символ мира, лебедь – символ верности, орел – символ свободы и независимости.
(Курлыканье журавлей)
- Кто из вас знает, что символизируют журавли?( символ мира и дружбы)
Давайте вспомним еще стихотворение нашего земляка Р Гамзатова «Журавли» - Зарина
О Р. Гамзатове нам расскажет Саид
Сочинение «След войны в моей семье». – Эмир, Вагид, Саид
Учитель:
Сегодня, ребята, мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия войны”, так как поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи Б.Окуджава, М. Исаковского, А. Фатьянова, К. Симонова, М.Джалиля, Р. Гамзатова .
По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 470 писателей с войны не вернулись.
После войны, оставив большой след в поэзии о ВОв, ушли от нас поэты:
Юлия Владимировна Друнина, Александр Трифонович Твардовский, Расул Гамзатов, Владимир Высоцкий и др.
Помните –
через века,
через года.
Помните о тех,
Кто уже не придёт никогда,
Пожалуйста,
Помните…
(Слайд 11)
Итог урока
- Какое впечатление осталось у вас от урока?
- Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне? ( Песни о войне пронизаны чувством единения: людей объединяла и любовь, и утраты, и дорога, и природа, а также чувство жажды справедливого отмщения).
Домашнее задание. Написать сочинение «Война в произведениях писателей 20-го века»