Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Қостанай облысы әкімдігінің білім басқармасы
Управление образования акимата Костанайской области
«Қазақстан агротехникалық колледжі» КМҚК
КГКП «Казахстанский агротехнический колледж»
Ашық сабатың әдістемеліқ әзірлемесі
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
Пән: Орыс тілі және орыс әдебиеті
.
Предмет: Русский язык и русская литература
Сабақтың тақырыбы: Александр Иванович Куприның
« Гранатовый браслет» әнгемесі бойынша « Махабатттың күші».
Тема урока: "Великая сила любви". По повести Александра Ивановича Куприна
« Гранатовый браслет»
.
Топ/Группа: 191
Мамандық: 1504000 «Ферма шаруашылығы»
Специальность: 1504000 «Фермерское хозяйство»
Біліктілік: 1504042 «Аспазшы»
Квалификация: 1504042 «Повар»
Дайындаған окытушы: Сафина С. Е.
Разработал преподаватель: Сафина С. Е.
ЦӘК отырысында қарастырылған
Рассмотрено на заседании ЦМК
Хаттама №_____« ________»_______________ 2017 ж.
Протокол №_____от «_____»______________ 2017 г.
Председатель ЦМК : ________________
ЦӘК отырысында қарастырылған
Қарабалық 2017 ж.
Карабалык 2017 г.
Пән: Орыс тілі және орыс әдебиеті
.Предмет: Русский язык и русская литература
Сабақ № ________ _______Күні
№ урока Дата
Топ/ группа 191
Сабақтың тақырыбы: Александр Иванович Куприның
« Гранатовый браслет» әнгемесі бойынша « Махабатттың күші».
Тема урока: « Великая сила любви». По рассказу Александра Николаевича
Куприна « Гранатовый браслет».
.
Сабақтың мақсаты:
Цель урока:
Білімділік/ Образовательная: познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
Дамытушылык/Развивающая: формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.
Тәрбиелік /Воспитательная: воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства);
Сабақтың түрі/Тип урока: комбинированный
Сабақ түрі/Вид урока: урок – беседа
Жұмысты ұйымдастыру/Форма учебной работы: индивидуальная, групповая
Оқыту әдіс- тәсілдері/Методы обучения: слово учителя, индивидуальные сообщения учеников, аналитическая беседа, компьютерная презентация, работа со словарем, акростих
Өзіндік жұмыстың түрлері/ Виды самостоятельной работы: работа с раздаточным материалом
Аралық пәндік байланыс/ Межпредметная и внутрипредметная связь: русский язык, история.
Жабдық/ Оборудование: портрет поэта, опорные записи на доске, раздаточный материал, тсо (мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук)
Сабақтың барысы:
Структура урока:
1. Ұйымдастыру кезеңі. / организационный момент.
-Психологический прием расположения учащихся к преподавателю;
-Проверка присутствующих и готовности, учащихся к уроку;
2. Тақырыптың маңыздылығы/ актуализация темы.
- Знакомство с темой урока.
- Постановка целей и задач урока.
3. Өткен материалды алу/ Учет знаний, умений и навыков:
- опережающие задания по теме урока, которые реализуются в ходе урока
4. Тақырыптың маңыздылығы/ актуализация темы :
Эпиграф: “У любви тысячи сюжетов,
и в каждом из них свой свет,
своя печаль, свое счастье
и свое благоухание”.(К.Г.Паустовский)
1.Вступительное слово преподавателя.
Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви…
“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.
Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский "Гранатовый браслет"
И эпиграфом к уроку нам послужат слова Константина Георгиевича Паустовского: “У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня.
Мы остановимся на рассказе А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.
2. Сообщение обучающегося “ Этапы биографии и творчества А. И.Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).
3.Интерактивная викторина по биографии А. И. Куприна ( слайдовая презентация) 1.Укажите годы жизни А.И.Куприна. ( 1870- 19380)
2. А.И.Куприн был специалистом (получил документ об образовании) ( в военном деле)
3. В каком году А.И. Куприн покинул Россию и оказался в эмиграции? ( 1919)
4. Как назывался первый опубликованный рассказ А.И. Куприна, назовите год опубликования.( последний дебют)
5. Назовите основные события в жизни Куприна в 1901 году.(переезд в Петербург, женитьба на М. Давыдовой, рождение дочери Лидии)
7. Профессии, которыми пытался овладеть А. И. Куприн после своей отставки в 1893 г.(Играл в театре, работал в кузнице, изучал зубоврачебное дело,
преподавание в училище для слепых, работа на сталелитейном заводе)
8. Что помешало А. И. Куприну поступить в Академию Генштаба?( Скандал, связанный с буйным нравом молодого писателя (сбросил полицейского в воду)
9. Автор воспоминаний «Куприн – мой отец»?( Дочь от второго брака Ксения)
10. Узнайте героя по описанию.
«По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, - черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости».
( Генерал Аносов)
11. Каковы инициалы бедного влюбленного телеграфиста ( ГСЖ - Фамилия Желтков впервые появляется в 10 главе, а имени и отчества в повести я не нашла, хотя в Википедии в перечне главных героев он назван Георгием Степановичем Желтковым.)
12. Чью композицию исполнила пианистка Женни Рейтер? « соната Л. Бетховена)
4. Анализ рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.
Преподаватель:
Литературовед Василий Львов-Рогачевский в одной из своих статей отметил: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.
5. Сообщение обучающегося “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).
Преподаватель:
“Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.
(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)
6.Аналитическая беседа сопоставительного характера.
Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что “маленький человек” способен на большое, всеобъемлющее чувство. (Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви , о чувстве, заставила ее переживать , сочувствовать, что она не делала ранее.)
7. Блиц- опрос на знание содержания рассказа
Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем блиц – опрос на знание содержания рассказа . Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ “Гранатовый браслет” и как хорошо вы помните его содержание:
1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)
3. Как зовут главную героиню? (Княгиня вера Шеина.)
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
5. Кто был предком Веры Шеиной? (Тамерлан.)
6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)
7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
8. Его должность ? (Предводитель дворянства.)
9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)
12. Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Жени Рейтер.)
13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
14. С чем сравнивает В ера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)
15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист.)
16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)
17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)
18. О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине Вере).
19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)
20. Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)
21. О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)
22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
23. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).
24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)
5. Работа в группах.
Что такое группа? Это песня, песня, что поется только в хоре.
Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!
Задание 1.
Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.
Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?
(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельзя)
Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?
(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.)
Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.
(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая.)
Четвертая группа: Работа со словарями
Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты.
Любовь – это:
Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)
Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)
Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)
Преподаватель:
Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.
Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.
Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.
Как же это определить? Обратимся к рассказу А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить
Задание 2.
Первая группа: Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)
Вторая группа: Способна ли она на пылкую, страстную любовь? (В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)
Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? (Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение".)
Четвертая группа: “Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия?
Задание 3.
Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.
Первая группа: Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? (О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)
Вторая группа: Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя.)
Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый человек.)
Четвертая группа: Каким предстает Желтков в предсмертном письме?
Задание 4.
Первая группа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)
Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше?
Третья группа: Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?
Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее... думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.
Четвертая группа: Существует ли идеальная любовь?
Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов.
Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.
Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.)
5.Пысықтау /Закрепление: - Почему Куприн художественно преобразил реальную историю?
- Почему автор закончил рассказ трагической развязкой? Куприн хотел оттенить силу великой любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”. ”.
- Достиг ли своего замысла писатель?
работа с текстом
Задание: Кому из героев принадлежат данные высказывания и объяснить чья точка зрения вам ближе и почему?
Аносов:Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?
Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.
Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”
Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”
Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”
5. Шағылу/ Рефлексия: применение технологии « Акростих» - слово « Любовь» в качестве темы
6. Үй тапсырмасы/ Домашнее задание: читать пьесу А. П. Чехова « Вишневый сад»
7. Қорытындылау / Подведение итогов: Вот подошел к концу на урок , давайте подсчитаем свои баллы за викторину и количество жетонов по блиц- опросу на знание содержания рассказа ( подвести итоги и прокомментировать оценки за работу на уроке)
И закончу я урок следующими словами:
Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
в нем браслет гранатовый лежал,
Ко дню рождения подарок каменный...
В окайме золотых оправ,
Пусть дешевый, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым...
Он скрывал в себе живой огонь
-Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."
Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!"
-Будут долго повторять гранаты..(. включить отрывок апассионаты)