СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с творчеством М. М. Пришвина, организация эмоционально-эстетического восприятия текста, сопереживание героям произведения. Учить анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению»

13



Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели:

познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка произведений М.М. Пришвина.

Ход урока

I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

1.Приветствие: видеозаставка к передаче: «В мире животных»

(читаю текст под музыку)

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро солнцу и птицам,

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его.

- Какие добрые поступки совершаете вы?

2. Речевая разминка: работа над дикцией.

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

А ещё

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»


II. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Вспомним изученные произведения.

Игра «Соответствие»

-Работаем в парах (карточки)

- На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом по парте укажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин.


-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией


Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски

А.Шибаев

Жила - была собака,

Она была большая,

И был у той собаки

Огромный рыжий хвост

И.Пивоваров

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка

Б.Заходер

Жеребенок – с каждым днем

Подрастал и стал конем.

Бык, могучий великан,

В детстве был теленком

В.Берестов


Проверка: стихи на слайдах ставим плюсики на листочках

- У кого 4 +? 3+? – замечательно.


- Какой темой объединены эти произведения?

Ш. Сообщение темы урока

- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших».

- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

- С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)


- Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)


- Узнать о жизни и творчестве писателя

- Познакомиться с новым произведением

- Определить тему и главную мысль произведения, которое будем изучать на уроке.



Тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина.

VI. Первичное усвоение новых знаний.

1.Выставка книг.

- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и в сельской библиотеке и прочитать.

2.Биография писателя.

- Вы узнаете о творчестве писателя, прочитав сведения из его биографии.

- Каждая группа готовит свою информацию.

Работа в группах (На чтение – 2 минута, читают про себя)

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.


- Что узнали о жизни М.М.Пришвина?


Текст для 2 группы на бумаге розового цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»


- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.

V. Знакомство с новым произведением.

1. Прочитайте заглавие рассказа. Рассмотрите иллюстрацию.

- Можно ли по ним  определить, кто будут герои рассказа? (Ребята и утята)

2. Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.

3. Прочитав рассказ, мы должны ответить на вопросы:

- Почему М. Пришвин дал такое название рассказу?

- Над чем заставил задуматься каждого из вас этот рассказ?

VI. Словарная работа

-На доске записаны слова, которые встретятся в рассказе.

- Для чего я выписала эти слова? (Объяснить лексическое значение этих слов для того, чтобы понять этот рассказ).


Холм – небольшой бугорок.

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (доска)

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (доска)

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (доска)

Кузница – помещение, где работают кузнецы. (доска)

( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)

VII. Работа над содержанием рассказа.

1. Слушание аудиозаписи.

- Послушаем аудиозапись этого рассказа, а вы следите по учебнику, а потом попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

- Понравился рассказ? (Да)

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный, научный, фантастический или поучительный?

(Ответы оставляю без комментарии , возврат к этому вопросу в конце урока)

2) Обмен впечатлениями по прочитанному
– Что взволновало автора?
(Взволновало поведение ребят).
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? – Кто именно? (Вызывают сочувствие Утка с утятами)
– А кто нет? (ребята)
– Почему? (Они совершили необдуманный поступок. Нельзя обижать тех, кто слабее тебя. Глупая забава детей испугала утку и утят.)

Физкультминутка «Танец маленьких утят»

3) Чтение рассказа и анализ

1часть «Жужжащее чтение»

Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения. (весной это озеро далеко разливалось …)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (вода спала и уточка возвращается на озеро, на свободу)

Сколько надо было идти до озера? ( 3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека? (Не много)
– А для маленькой уточки? (Много, так как шаги у неё намного меньше, чем у человека).
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.( На открытых местах мать шла позади утят. …)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду)
– Какие враги были у уток? (Для  утят опасны лисица и ястреб, а также люди.)

2часть «Чтение в парах, по ролям»
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
(Зашвыряли шапками)

Зачем ребята это делали?Просто так, для забавы

Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. (……, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. )
Учитель. Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.


– А какое чувство пережили утята?
(испуг, страх, волнение)
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? (звали на помощь маму)
– А какое слово вы кричите, когда боитесь? ( Мама!)
А ваша мама переживает за вас?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать, уточка).
А какая она мама? (Уточка отважная, заботливая, ответственная. Она несёт ответственность за каждого).


Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.



Утята пойманы, что собираются делать ребята? Докажите строчками из произведения. (Собирались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл)

- Кто это «Я»? (автор произведения)

- Как автор разговаривал с мальчишками? (Строго, очень сердито.)

- Как отнесся автор к поступку ребят? (Он их осудил.)

- Из чего это видно? Как он разговаривал с ними? (Он разговаривал с ними очень сердито.)

- Какие вопросы автор задавал детям? Подтвердите это словами из текста. (Зачем вам надо было ловить утят? Где теперь мать?)

- Как вели себя ребята? (Они струсили.)

- Что отвечали ребята автору рассказа? (Пустим.)

Какое приказание дал им автор? Докажите строчками из произведения. (….идите и возвратите ей всех утят!)

3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах?
Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные?
– Как их назвал рассказчик? (глупыши)

Как шла уточка-мать в начале рассказа? (мать шла позади)
– А почему сейчас она побежала впереди? (хотела быстрее увести детей от врагов)
– Как Пришвин попрощался с утятами? Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения. (Радостно снял шапку и, помахав ею, крикнул:

- Счастливы путь, утята!)
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения).
Перед кем этот знак уважения? (перед уточкой)
– Почему?  (Автор очень уважительно относится к утке именно потому, что она мать. Такое обращение применимо человеку. Автор  хочет показать, что утка  беспокоится, заботится о своих детях.  Так делает любая мать. )

Как мальчишки на это прореагировали? (Они засмеялись)
– Почему?
– Что пожелали люди уточке? (Счастливого пути!)
– Нужно ли было пожелание людей уточке? (Да, нужно)
– Почему? ( там впереди могут быть ещё опасности)

4) Работа над иллюстрацией.

Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане? (На переднем плане изображены утка с утятами)
– Что они делают? (Бегут к овсяному полю)
– Кто изображен на заднем плане? (На заднем плане изображены автор и ребята)
– Что они делают? (Они машут утятам, прощаясь с ними)
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией. (И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:

- До свидания, утята!)

5) Работа с пословицами. (слайд )

Умел ошибиться – умей и поправиться.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
(к ребятам)
– Почему? (поняли свою вину и исправили её.)
- Доброе дело лучше ста слов. - Как понимаете эту пословицу?

6) Определение главной мысли рассказа.

Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока, почему автор назвал так свой рассказ? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом).

Над чем заставил задуматься М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
(Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).
– Что же вы можете сказать о М. Пришвине? (Это добрый, строгий, неравнодушный, человек.   Его девиз – не делать  дурное природе).

7) Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет снами М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:

Мои молодые друзья!
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

VII. Обобщение

-Мы побывали в гостях у писателя М.Пришвина.

- Вспомним, какие задачи ставили для нашего путешествия?

- Узнать о жизни и творчестве писателя.

- Познакомиться с новым произведением.

- Определить тему и главную мысль произведения, которое будем изучать на уроке.

- Добились мы их выполнения? (Все задачи выполнили)

Опять возвращаюсь к вопросу:

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный, научный, фантастический или поучительный? Почему вы так считаете? (Надо охранять природу и животных, не давать их в обиду, необдуманно не  тревожить их. М. Пришвин своим рассказом научил  любить и беречь природу.)

IX. Система контроля и мониторинга качества знаний

Тест по рассказу «Ребята и утята».

Выбери правильный ответ.

  1. Объясни значение слова « кочка».

А) участок твердой земли

Б) трухлявый пень

В) бугорок на сыром лугу, болоте



  1. Объясни значение слова « кузница»

А) мастерская для ручной ковки металла

Б) здание, где мелют зерно

В) сарай, где хранятся инструменты



  1. Объясни значение слова «верста»

А) мера длины – чуть меньше километра

Б) мера длины – чуть больше километра

В) большое поле

Г) небольшая роща



  1. Объясни значение выражения «паровое поле»

А) поле, засеянное овсом

Б) поле, оставленное незасеянным

В) поле, окруженное лесом



  1. Как называлась маленькая дикая уточка из рассказа? ответ.

А) Кряква

Б) Чирок – свистунок

В ) Болотная


  1. Почему она свила гнездо далеко от озера?

А) там было больше еды

Б) весной озеро далеко разливалось

В) там было безопаснее


  1. Что сделали ребята, увидев утят?

А) зашвыряли их шапками

Б) кидали в них комьями глины

В) разогнали их


Самопроверка с доской. (если будет время)

- Кто ответил правильно на вопросы теста?

- Кто допустил ошибки?

Если времени будет мало.

- Отложите выполненные тесты на край стола, после урока соберу и оценю ваши работы сама.

IX. Выставление оценок.

X. Домашнее задание:

1. Ребята, читая произведение, вы заметили то, что очень мало иллюстраций к нему. Предлагаю дома нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа.

2. Подготовить пересказ стр.132-134

- Спасибо за урок.

- Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель, - глазами доброго человека




























2. Речевая разминка: работа над дикцией.

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

А ещё

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

2. Речевая разминка: работа над дикцией.

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

А ещё

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

2. Речевая разминка: работа над дикцией.

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

А ещё

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.


- Что узнали о жизни М. М. Пришвина?


Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.


-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.


- Что узнали о жизни М. М. Пришвина?


Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»


- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?



Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.



-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.


- Что узнали о жизни М. М. Пришвина?


Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!