СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Стихотворение А.С. Пушкина "Няне". На уроке дети учаться анализировать стихотворение, находить средства выразительности, работать в парах.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению»

История и анализ стихотворения «Няне» А.С. Пушкина  Составитель: Усатова Наталья Сергеевна  учитель начальных классов

История и анализ стихотворения «Няне» А.С. Пушкина

Составитель: Усатова Наталья Сергеевна учитель начальных классов

Я сам не рад болтливости своей,  Но детских лет люблю воспоминанье . Ах! умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня И шёпотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы. Александра Сергеевича Пушкина

Я сам не рад болтливости своей, Но детских лет люблю воспоминанье .

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шёпотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Александра Сергеевича Пушкина

Тема: История и анализ стихотворения «Няне» А.С. Пушкина Задачи урока:  Узнать историю стихотворения  Познакомиться с текстом  Научимся приемам анализа стихотворения  … .. … …

Тема: История и анализ стихотворения «Няне» А.С. Пушкина

Задачи урока:

  • Узнать историю стихотворения
  • Познакомиться с текстом
  • Научимся приемам анализа стихотворения

..

План анализа Художественного произведения Прочитать текст Выписать значение непонятные слов Определить тему основную мысль и смысл заглавия Определить жанр произведения Разделить текст на части составить план Определить используемые средства выразительности, их роль Определить отношение автора к тому, что он изображает. Какими чувствами хотел поделиться автор Определить свое отношение к произведению

План анализа

Художественного произведения

  • Прочитать текст
  • Выписать значение непонятные слов
  • Определить тему основную мысль и смысл заглавия
  • Определить жанр произведения
  • Разделить текст на части составить план
  • Определить используемые средства выразительности, их роль
  • Определить отношение автора к тому, что он изображает. Какими чувствами хотел поделиться автор
  • Определить свое отношение к произведению
Маленький Саша часами слушал как пела и рассказывала сказки его няня

Маленький Саша часами слушал как пела и рассказывала сказки его няня

Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных.  

Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных.  

… Нахожусь в глухой деревне – скучно, да нечего делать… уединение моё соверешенно… Соседей около меня мало, я знаком только с одним семейством и то вижу его довольно редко – целый день верхом – вечером слушаю сказки моей няни… она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно…   Из письма А.С.Пушкина Д.М.Шварцу. Декабрь 1824 г. Михайловское

Нахожусь в глухой деревне – скучно, да нечего делать… уединение моё соверешенно… Соседей около меня мало, я знаком только с одним семейством и то вижу его довольно редко – целый день верхом – вечером слушаю сказки моей няни… она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно…

Из письма А.С.Пушкина Д.М.Шварцу.

Декабрь 1824 г. Михайловское

«Вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма !»  Из письма брату

«Вечером слушаю сказки…

Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма !»

Из письма брату

Представьте себе. Зима, морозная стужа, огромные сугробы, а няня, Арина Родионовна, сидит у окна и вяжет своему любимцу тёплый свитер. - Кому Александр Сергеевич посвятил это стихотворение? - Какими чувствами пронизано это стихотворение? 

Представьте себе. Зима, морозная стужа, огромные сугробы, а няня, Арина Родионовна, сидит у окна и вяжет своему любимцу тёплый свитер.

- Кому Александр Сергеевич посвятил это стихотворение?

- Какими чувствами пронизано это стихотворение? 

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. ПОСЛАНИЕ – это письмо в стихах. -Подумай, о чем еще это стихотворение, только ли о няне? Чьи еще чувства мы здесь видим? - Если есть лирический герой, к какому жанру относится произведение? - На что похоже это стихотворение?

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении.

ПОСЛАНИЕ – это письмо в стихах.

-Подумай, о чем еще это стихотворение, только ли о няне? Чьи еще чувства мы здесь видим?

- Если есть лирический герой, к какому жанру относится произведение?

- На что похоже это стихотворение?

- Попробуйте мысленно нарисовать картину, нарисованную поэтом. Что вы видите? (1. Старушка, 2. избушка в сосновом лесу 3. светлица и старушка вяжет у окна, которая периодически глядит в окно) Как понимаете строчку «горюешь, будто на часах»?  Почему «медлят поминутно спицы»?  Почему слово «давно» повторяется? (усиливает сожаление) - Какие чувства вызывают у вас строки «глядишь в забытые ворота на чёрный отдалённый путь»? Почему ворота названы «забытыми»? Какие средства выразительности применил автор в этом стихотворении? (Разберем в парах)

- Попробуйте мысленно нарисовать картину, нарисованную поэтом. Что вы видите? (1. Старушка, 2. избушка в сосновом лесу 3. светлица и старушка вяжет у окна, которая периодически глядит в окно)

  • Как понимаете строчку «горюешь, будто на часах»?
  • Почему «медлят поминутно спицы»?
  • Почему слово «давно» повторяется? (усиливает сожаление)

- Какие чувства вызывают у вас строки «глядишь в

забытые ворота на чёрный отдалённый путь»?

  • Почему ворота названы «забытыми»?
  • Какие средства выразительности применил автор в этом стихотворении? (Разберем в парах)

Образное определение, обычно выражено Прилагательным

Образное определение,

обычно выражено

Прилагательным

1 колонка ищут – эпитеты  Зачем нужны?  2 Колонка - метафоры  Зачем нужны? 3 колонка – сравнение  Зачем нужны?

1 колонка ищут – эпитеты

Зачем нужны?

2 Колонка - метафоры

Зачем нужны?

3 колонка – сравнение

Зачем нужны?

Эпитеты:  дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни. Метафора:   тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни.

Эпитеты:  дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.

Метафора:   тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни.

Сравнение : горюешь, будто на часах – передают постоянство ее томительного ожидания Противопоставление:   светлый — черный  (“ты под окном своей  светлицы ” — “на черный  отдаленный путь”).

Сравнение : горюешь, будто на часах – передают постоянство ее томительного ожидания

Противопоставление:   светлый — черный  (“ты под окном своей  светлицы ” — “на черный  отдаленный путь”).

План анализа Художественного произведения Прочитать текст Выписать значение непонятные слов Определить тему основную мысль и смысл заглавия Определить жанр произведения Разделить текст на части составить план Определить используемые средства выразительности, их роль Определить отношение автора к тому, что он изображает. Какими чувствами хотел поделиться автор Определить свое отношение к произведению

План анализа

Художественного произведения

  • Прочитать текст
  • Выписать значение непонятные слов
  • Определить тему основную мысль и смысл заглавия
  • Определить жанр произведения
  • Разделить текст на части составить план
  • Определить используемые средства выразительности, их роль
  • Определить отношение автора к тому, что он изображает. Какими чувствами хотел поделиться автор
  • Определить свое отношение к произведению


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!