СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению на тему "Марина Цветаева. Бежит тропинка с бугорка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.И. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1992 года с субботы на воскресенье. В этот день был церковный праздник Иоанн Богослов. Об этом она напишет в своём стихотворении. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению на тему "Марина Цветаева. Бежит тропинка с бугорка"»

Урок чтения в 4 «7»классе по программе «Школа России»

Учитель начальных классов Оганесян М.Я

Дата.

Тема: М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

Цели:

  1. Познакомить с творчеством М. Цветаевой, со стихотворением «Бежит тропинка с бугорка»

  2. Развивать внимание к авторскому слову, употреблению образных выражений, умение анализировать стихотворение, понимать замысел поэта, находить авторские приёмы создания образа детства.

  3. Формировать умение осознанно, выразительно читать лирическое стихотворение.

Оборудование: Запись стихотворения «Красною кистью рябина зажглась», мелодия на стихи М. Цветаевой, памятки по средствам выразительности, карточки настроения.

Ход урока.

  1. Орг. момент.(1 мин)

- И так, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём сейчас урок.

Какое сегодня прекрасное утро! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне! Постараемся сохранить наше настроение до конца урока!

2) Артикуляционная гимнастика (2мин)



Развитие технической,интонационной сторон речи, невербальных средств выразительности

- Футбол

-Нюхаем цветок ( на постановку дыхания)

-Задуваем свечи (Все сразу, по одной)

Упражнение на овладение постановкой голоса,интонации.

Для твердой атаки звука,воскликнуть:

С ощущением испуга:

«Ах, какой ужас!»

С ощущением восторга:

«Ах,какая прелесть!»

Для мягкой атаки звука:

«Ах,как хорошо!»

«Ах,как чудесно!»



-Упр. на постановку логического ударения:

Скороговорка: Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Упражнение на соблюдение норм литературного произношения.

Детскими, движется, качаются, моего, замком.

Обобщение: Все эти упражнения помогут нам прочитать выразительно любые произведения.

3)Проверка домашнего задания: Выразительное чтение стихотворений С.Есенина «Бабушкины сказки».

4)Постановка цели, темы урока. Актуализация знаний.(2мин)

- Ребята, скажите о чём стихи, которые вы сейчас услышали? (о детстве)

-Сегодня мы очутимся в стране детства ещё одного поэта.

Слушание романса «Под лаской плюшевого пледа»

Назовите фамилию поэта, чью страну детства мы сегодня посетим, и кому принадлежат слова этого романса. Фамилию вы должны выбрать по принципу «Какая фамилия лишняя?»

В.Ю. Драгунский, Б.С. Житков, П.П. Бажов, М.И. Цветаева, В.А. Осеева.

-На стр. 72 прочтите название стихотворения. Назовите тему урока полностью.

-Зная тему урока, определите задачи урока.

- Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине – поэте. М.И. Цветаева не любила когда её называли поэтессой. Она требовала, чтобы её называли только поэтом. М.И. Цветаева – человек необычайно интересной и трагической судьбы.

Знакомясь с творческой и человеческой душой М. Цветаевой, мы не должны пройти мимо, остаться равнодушным к ней, к её стихам.

Мы попытаемся при чтении стихов Цветаевой быть внимательными к авторскому слову, глубже понять смысл её стихов и переживаний.

5)Сообщение нового материала (2мин)

Рассказ учителя и учеников о жизни и творчестве М Цветаевой (презентация)

М.И. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1992 года с субботы на воскресенье. В этот день был церковный праздник Иоанн Богослов. Об этом она напишет в своём стихотворении.

-Послушайте его, и скажите с каким чувством Цветаева говорит о своём рождении?

«Красною кистью рябина зажглась…»- слушание стиха в записи

Как и многие поэты, Марина верила знакам судьбы. Она прочитала гороскоп своей судьбы: полночь, листопад, рябина жаркая и горькая на излёте осени. Рябина стала символом её судьбы.

- Марина росла в мире музыки, поэзии и литературы. Стихи она начинает писать в 6 лет. Любимым поэтом её был Пушкин. Детство Марины проходило в Москве, а летние месяцы – в небольшом городке Тарусе на берегу реки Оки. Очень часто образ этой реки встречается в стихах М. Цветаевой. Этот образ связан с её детством. Когда умрёт мама, Марине исполнится всего 14 лет. Вся жизнь М. Цветаевой будет тяжёлой и горькой на вкус, как рябина.

В 3 года умрёт дочь Ирина от голода, в 1941 году расстреляют мужа Сергея Эфрона, дочь Ариадна будет долгое время находиться в тюрьме.

Стихи Марины Цветаевой при жизни были мало кому известны. Свой читатель у неё появился недавно: лет 20 назад. Сборники её стихов были изданы к 100-летию со дня рождения, к 50-летию со дня смерти.

Поразительно, что сама Цветаева ещё будучи совсем юной предугадала свою известность, свою нелёгкую судьбу.

« Моим стихам написанным так рано…

Как драгоценным винам настанет свой черёд»- писала она.

-И она была права: сейчас мы её изучаем в школе, на её стихи написаны песни. Для многих открытие Цветаевой началось с песен на её стихи, которые прозвучали в к/ф «Ирония судьбы или с лёгким паром»

Прослушайте отрывок из песни «Мне нравится» в исполнении А. Пугачёвой(видео из х/ф «Ирония судьбы..»)

6)Знакомство со стихотворением.(3мин)

А теперь обратимся к стихотворению «Бежит тропинка с бугорка»

Первичное восприятие. Видеоролик.

-Какими чувствами наполнено стихотворение?

- О чём вспоминает автор?

-А детство М. Цветаевой было счастливым?

- О каких играх вспоминает автор?

-Ребята, а у вас есть любимые игры? Какие?

- Ребята , а можно взрослому человеку вернуться в детство?

Словесное рисование.

-Ребята, а теперь закройте глаза и представьте, какие бы картины вы нарисовали к стихотворению.

- Какие краски вы бы использовали?

7)Самостоятельное чтение стихотворения уч-ся вполголоса. (3мин)

Ребята, а теперь прочитайте это стихотворение и попробуйте передать те чувства, которые испытывал автор и найдите слова, которые вам непонятны.

8.Словарная работа

- Скажите, какие слова вам были непонятны?

- Как вы понимаете значения этих слов?

1. Рай – место жизни безгрешных людей после смерти. Рай это красивое место на земле.

2. Закаты - заход солнца.

3. Шпаги – острое холодное оружие.

4. Ока - река.

5. Мальва - шток роза , многолетнее растение.

9.Физминутка (1мин)

Игра «Запретное движение»

Инструкция ведущего: Сейчас мы поиграем в игру «Запрещенное движение». Я буду показывать разные физические движения, вы должны точно их повторить, но какое-то одно движение – я его позже покажу, – повторять за мной будет запрещено. Например, нельзя будет повторять движение «руки вверх». Будем играть на выбывание: кто ошибается – выбывает из игры. Сейчас давайте попробуем. Станьте удобно, чтобы не мешать друг другу. Нельзя поднимать руки вверх. Все запомнили? Начали.

10)Анализ текста.

Давайте повторим, какие художественно-выразительные средства мы знаем? (повторяем по памятке)



Эпитет – образное художественное определение, содержащее оценку автора.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой.

Олицетворение – воплощение каких-нибудь черт, свойств живого существа

Олицетворения(Бежит тропинка, движется Ока, дни ушли, спешат удары)

Сравнения (лопаты-шпаги, замок –сарай, сонно-тяжело)

Эпитеты (сонными, царственный)

Риторический вопрос(4 четверостишие)

11)Чтение по строфам (5-7мин)

-Ребята, а теперь попытаемся поглубже заглянуть душевный мир нашей героини, попытаемся почувствовать то, что чувствует она. Это пригодится нам для выразительного чтения.

Время и место в котором пребывает лирическая героиня имеет большое значение для М. Цветаевой.

Чтение 1 строфы.

_Что видит героиня? (тропинка, луг, река)

-Какое время суток описывает автор?

- Что является символом времени? В детстве время течёт медленно, вы всё время мечтаете, когда же вы вырастете. Значит, как мы прочитаем 1 строфу?

-Какие художественно-выразительные средства использует автор?



Чтение 2 строфы.

- Чем заполнено пространство этой строфы? Какие звуки мы можем услышать?

- Какие художественно-выразительные средства помогают нам услышать звон и удары колокола?

-Где звонят колокола? В какой день они звонят? ( В воскресенье, в праздник)

Воскресенье – это праздник. Как мы должны прочитать эту строфу? (радостно, с приподнятым настроением)



Чтение 3 строфы.

-Где играли дети? Что происходит с пространством?

- Каким словом называет она то время?

-Что это за приём? Какие ещё средства выразительности использует автор?

С каким чувством нужно прочитать эту строфу? (С восторгом, радостью, с восхищением)



Чтение 4 строфы.

-Что видит героиня? Ничего, кроме клумб с цветами.

- сравните что она видела в начале стихотворения и в конце?

-Что произошло с пространством?

- А меняется ли настроение героини?

-Как нужно прочитать первые 2 строчки?(С сожалением, с грустью)

-Как качаются Мальвы? Как на душе у героини? Почему?

-Какой знак стоит после слова мальвы?( многоточие)Что он обозначает?

(Для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего)  Героиня грустит, сознавая, что пути назад нет. Она словно видит себя ребенком, который не знает, что его ждет.

-Как мы должны прочитать последнюю строчку?

- Меняется ли настроение поэта в стихотворении?

Сужение пространства, вызывает изменение настроения героини. Она грустит, печалится.



12)-А теперь давайте вспомним правила выразительного чтения. (1мин)

(Ребята у доски напоминают правила выразительного чтения)

1.Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт.

2. Произносить стихи в 2 раза медленнее, чем говоришь в жизни.

3.Соблюдать знаки препинания.

4.При чтении постараться передать настроение, чувства. Эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации.



13)Самостоятельное чтение детей(2 мин)

Проверка выразительного чтения -2 человека (3 мин)

  • Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд

  • Чтение – мальчики, девочки

  • Чтение хором

  • Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)



-Удалось ли ребятам передать настроение лирической героини?

-Что в следующий раз вы прочитали бы по-другому?

- Дайте советы товарищам.



14) Творческая мастерская.

  1. Работа в группах:

Задание для 1 группы:

- Перед вами начальные строки из стихотворения М. Цветаевой «Мирок». Опираясь на знания о видах рифм, составьте правильное четверостишие и прочитайте его.

Разрезанные строки на карточке

Правильный вариант

Целый мир гипотез радостных наук.

Дети - это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети - это солнце в пасмурных мотивах,

Дети - это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети - это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.



Задание для 2 группы:

- У вас заключительные строки стихотворения «Мирок». Вам нужно дописать последнее слово в каждой строке, подобрав рифму, и прочитать получившееся четверостишие.

Дети - это отдых, миг покоя …,
Богу у кроватки трепетный …..,
Дети - это мира нежные …….,
И в самих загадках кроется ……!

Слова для справок: краткий, ответ, обет, загадки.



Стихотворение М.И. Цветаевой "Мирок".

Дети - это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети - это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.

Дети - это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане блестки фонарей,
Мерный голос сказки о Салтане,
О русалках - сестрах сказочных морей.

Дети - это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети - это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!



У. С какими образами ассоциирует автор детей?

Д. С солнцем, ласковыми овечками, мирными картинками, сказками, нежными загадками.

Задание для 3 группы:

Составьте синквейн на тему «Детство» и прочитайте его.

Подведение итога.

Заключительные слова учителя о творчестве М Цветаевой (песня «Уж сколько их упало в эту бездну..»)

Рефлексия: (2мин)



- Всё ли удалось выполнить нам на уроке?

- Какие задания вам понравились больше всего?

На партах у вас лежат разноцветные листочки. Если вы хорошо работали на уроке возьмите зелёный листочек, если в чём-то испытывали затруднения – жёлтый, если у вас ничего не получалось – оранжевый. На выбранном вами листочке напишите одно слово, которое связывает вас с воспоминаниями о детстве и приклейте его на «Дерево детства».

Дети исполняют песню «Куда уходит детство» (муз Александра Зацепина, сл. Леонида Дербенёва) и наклеивают листочки.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!