Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание). | Посмотрите на фотографии собаки. -Какая она по характеру? - Не хотите ли рассказать о своей собаке? Какая она по характеру? - Смотрите, вроде бы у всех собаки, но какие же они разные по характеру. - Но многое их и объединяет. Прочитайте высказывания Собака – это единственное существо на свете, которое любит тебя больше, чем себя. Ни один человек не слушает другого с таким искренним интересом и вниманием, как собака (Кристофер) Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви. Выберете высказывание, которое больше понравилось. Как вы понимаете высказывание? Почему его выбрали? - А как вы думаете, почему урок мы начинаем с этих высказываний? -И наша речевая разминка тоже о собаках Прочитайте скороговорку: Угощу щенка борщом, Поиграем мы потом. Ловко ищет вещи пудель, Мой щенок ищейкой будет. -прочитайте шепотом - чуть громче, вполголоса -с ускорение темпа -индивидуально по рядам - Прочитайте с разной интонацией: - с удивлением - с восхищением - с грустью - Почему необходимо выполнять такие речевые упражнения? - Есть ли в классе мастера скороговорок? | Выбирают высказывание, объясняют свой выбор Читают скороговорку разными способами, с разными интонациями |
Определение темы, цели урока Концептуальная беседа по тексту | - О каком произведении вы говорили на прошлом уроке? Кто его написал? - Как вы думаете, какая тема нашего урока? Рассказ…… , да. Нравственные уроки рассказа - Определите задачи нашей деятельности Сегодня мы будем рассуждать……., продолжим говорить о необычном рассказчике и его мыслях. - Кто является рассказчиком в этом произведении? - Зачитайте описание пса - Какой он? Зачитайте Каким вы видите Сапсана? -Подумай, что движет Сапсаном в его поступках. У вас на партах имена прилагательные, подумайте, какие характеризуют хозяина, а какие Сапсана. Почему? Распределите качества в две колонки на партах. Предложите свои варианты, их пишем на пустых листочках. Работаем в парах. Сначала вспомним правила работы в парах. Время на выполнение – 2 минуты. -Давайте прикрепим еще и на доску (выходят к доске, крепят). чувствительный благородный справедливый преданный сильный заботливый честолюбивый жестокий трусливый неловкий (В чём это проявляется?) - Проверка с места. А первая парта у доски. Как автор рассказывает о Сапсане? Зачитайте. Прочитайте название рассказа. Можно ли всё перечисленное в заглавии рассказа назвать одним словом? Что открывается непосредственному взгляду Сапсана на мир? Это неожиданный для вас взгляд? Для чего нужна эта неожиданность? Герой рассказа констатирует, наблюдает или размышляет, оценивает? Почему автор передоверяет размышления о жизни такому существу, как Сапсан? Разделяет ли он точку зрения Сапсана? Какие основы жизни утверждает автор через своего героя, Сапсана? Мысли о быстротечности жизни, если и появляются у рассказчика, то опять-таки в тесной связи с образом Хозяина: преданность как характеристика, свойственная собаке, здесь становится выражением именно человеческих отношений. | -«Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях», Куприн -Читают Сапсан воплощает в себе качества, которые сами люди утратили: честность, прямодушие, искренность, способность пожертвовать собой ради жизни другого. Куприн рассказывает с проникновенной нежностью или душевной горечью, точно речь идёт о людях добрых или злых, весёло-озорных или угрюмых, а чаще всего отзывчивых, наивных и во всём непосредственных, как дети, по-своему мудрых и всё понимающих, но только не умеющих говорить человеческим языком. Сапсан оказывается лучше людей, и его размышления о мире показывают это. Получается, автор словно надевает маску такого необычного рассказчика, чтобы сказать людям правду о них самих. Сапсан воплощает в себе качества, которые сами люди утратили: честность, прямодушие, искренность, способность пожертвовать собой ради жизни другого. Уточнение основной идеи произведения, главной мысли |
Работа с описанием репродукции | Рассмотрите репродукцию картины Бориса Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой». Подобрать несколько прилагательных. (девочка - какая?) (собачка – какая?) - Кто в этой паре друзей старший: Ирина или Шумка? Обратите внимание на то, насколько уверенно маленькая девочка держит руку на спине собаки, как покорно сидит собака. Обе (и Ирина и Шумка) как будто специально нарядились, чтобы позировать художнику. Белому платьицу девочки соответствует белая манишка на груди собаки, форма которой напоминает форму букета в руках у девочки. Белым носкам на крепких ножках Ирины соответствует один носок на ножке у Шумки. Вот только выражения лиц у них разные. Какое оно у девочки? Какое у собаки? Удаётся ли художнику создать атмосферу радости и счастья, характерную для нормального детства? Какой характер у девочки? Какую роль на полотне выполняет собака? Как вы думаете, какие отношения связывают персонажей? Кто здесь старший, взрослый? Какова общая атмосфера картины? Придумайте ей соответствующее название. | Конечно собака и старше и умнее, мудрее. У девочки – бесконечно наивное и даже немножко кукольно-бессмысленное, поскольку она очень маленькая. У собачки – глаза умные, добрые, немного грустные, покорные, понимающие. Да. И это создаётся самой сценкой, от которой исходит уют и тепло - единение малыша и её собачки, которая воспринимается как взрослая и умная няня, и даже освещением – какой-то особой солнечностью, светозарностью почти пустого угла комнаты. Кажется, что из двух персонажей именно собака старше, умнее и «покровительствует» девочке, хотя та, как маленькая хозяйка, не боясь, уверенно и спокойно положила руку на спину собаке. Об этом может рассказать выражение лица девочки (у Ирины оно по младенчески наивное) и мудрые, даже чуть печальные глаза Шумки. Есть на картине и «цветовые рифмы»: белое платье девочки и белая «манишка» на груди собаки, носки на ножках Ирины и «носочек» на лапе Шумки. |