СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению по теме В.П. Астафьева «Капалуха». (конспект) 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению по теме В.П. Астафьева «Капалуха». (конспект) 3 класс»

Открытый урок по литературному чтению по теме В.П. Астафьева «Капалуха».

1.Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный урок. На нём присутствуют гости. Повернитесь, пожалуйста, к ним и поприветствуйте. Садитесь, ребята.

II. Мотивационный этап.

Я рада приветствовать Вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено мне наш урок начинать.
Поэтому время не будем терять.
Проверьте, всё ли готово к уроку у вас, И если готово, тогда в добрый час!

III. Проверка домашнего задания.

- Вспомните, как называется большой раздел, который мы сейчас изучаем? (Люби живое)

Работа в парах. ( 1уровень)

- Найдите пару, объединяя слова по определённому признаку. Соединить нужно только те произведения, которые мы изучили.

№ п/п

Автор произведения

Название произведения

1

И. В. Соколов - Микитов

« Мышонок Пик»

2

В. И. Белов

« Моя Родина»

3

В. В. Бианки

« Капалуха »

4

М. М. Пришвин

« Про обезьянку »

5

В. П. Астафьев

« Малька провинилась»

6

Б. С. Житков

« Листопадничек »

Работа в парах. ( 2 уровень)

- Запишите название произведения напротив каждого автора

№ п/п

Автор произведения

Название произведения

1

И. В. Соколов - Микитов


2

В. И. Белов


3

В. В. Бианки


4

М. М. Пришвин


5

В. П. Астафьев


6

Б. С. Житков




- Чему научили вас писатели и их рассказы? (лучше понимать природу, любить животных, защищать братьев наших меньших, бережно относится ко все живым существам, понимать, что животные нуждаются в нашей защите, оценивать свои поступки, отвечать за них)

IV. Постановка учебной цели.

- Осталась последняя пара слов. - Какая? ( В.П. Астафьев «Капалуха») У второго уровня вообще нет названия. Какие будут предположения? Сегодня мы продолжим путешествовать по разделу «Люби живое» и отправляемся в удивительную, волшебную страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. - Как называется эта удивительная страна вы узнаете, отгадав загадку.

Отгадайте загадку

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправляемся в путешествие в лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу.

Правила поведения в лесу.

Не шуми в лесу.

Не оставляй мусор.

Не нарушай тишины.

Не разводи костров.

Не мешай лесным жителям.

Не разоряй птичьих гнёзд.


V. Постановка темы.


- Итак, назовите произведение какого автора мы сегодня будем изучать? (В.П. Астафьева)

- Как называется это произведение? («Капалуха»)

- Назовите тему нашего урока. (В.П. Астафьев «Капалуха»)

- Где будет происходить действие? ( в лесу)

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? 1. Познакомиться с жизнью и творчеством В.П. Астафьева.

2. Узнать, кто такая капалуха.

3. Прочитать произведение.

4. Проанализировать текст, отвечая на вопросы.

(На экране подчёркнутые слова)


VI. Актуализация знаний.

  1. Биография писателя.

Работа в группах.

- Давайте познакомимся с биографией автора. В этом нам поможет рабочий лист.

- Возьмите маршрутный лист. Выполним задание. Внимательно прочитайте текст. Подчеркните в тексте предложения, которые являются ответами на вопросы, указанные в маршрутном листе.

(Дан текст с биографией В.П. Астафьева.) Дети читают текст и отвечают на вопросы.


1. Когда и где родился В.П. Астафьев?

2. Что узнали о детстве писателя?

3.Чем он был награждён во время войны?

4. Как называлась первая книга писателя?

5. О чём писал В.П. Астафьев?


Виктор Петрович Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка.

Очень рано мальчик остался без родителей. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая всё делала для того, чтобы жизнь мальчика не была тяжёлой.

В 19 лет в 1942 г. ушел добровольцем в армию. Был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. Награждён орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу». На фронте был тяжело ранен.

Сменил много профессий, но в итоге стал писателем. В 1962 году переехал с семьёй в Пермь, где прожил 7 лет.

Первая книга писателя "До будущей весны" вышла в Перми в 1953 году.

Виктор Астафьев очень любил свой край, его природу. Большинство его произведений посвящены природе и человеку. Он пишет об Урале, Сибири, об их природе, о людях.

Умер писатель на родине в городе Красноярске 29 ноября 2001 года. Виктор Астафьев является автором многочисленных литературных произведений: романов, повестей, рассказов, которые будут дарить нам радость познания окружающего мира.
























На экране находятся вопросы, потом открываются ответы.

2) Выставка книг Виктора Астафьева. (презентация)

«Васюткино озеро».

«Пастух и пастушка».

«Последний поклон».

«Кража».

«Царь-рыба».

«Ода русскому огороду».

«Перевал».

«Звездопад».

«Стрижонок Скрип»


3) Прогнозирование содержание произведения.

-Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём идёт речь? (Нет) - Значит, читая рассказ «Капалуха», мы должны узнать кто это.

- Откройте учебник на с.98. Рассмотрите внимательно иллюстрацию и попробуйте предположить о ком или о чём этот рассказ? (о птице)

- О какой птице? Я предлагаю послушать вам аудиозапись. ( включается звуки глухаря)

-Кто может издавать такие звуки? Угадали что за птица?

- Такие звуки издаёт капалуха-самка глухаря. (фото самки)

-Что вы знаете о глухарях?

- Наш консультант подготовил информацию про глухаря. (ученик рассказывает сообщение)

Сообщение про глухаря.

Капалуха-это самка глухаря. Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Глухарка светло-коричневая птица с пёстрыми поперечными полосками. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Её не заметишь, когда сидит на гнезде среди веток и сухих листьев, прямо на земле. Глухарят за собой водит мать. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и назвали глухарем.

VII. Физминутка.

-Давайте немного отдохнём.

Отправляемся мы в лес

Полный сказок и чудес. (Шагаем на месте)

НЕ ломайте, детки! (Грозим)
У деревьев ветки! (Руки вверх, машем руками)
Каждая веточка
Для дерева - деточка.

Не шумите в лесу, ребята, (Идём на цыпочках)
Лесным жителям

это неприятно!
Соблюдайте тишину, (Повороты направо, налево)
Шум не нужен никому.


Птичьих гнёзд не разоряй! (Грозим)
И другим не позволяй!

НЕ топчи грибы ногами, (Топаем ногами)
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай, (Имитация сбора грибов)
Несъедобный - оставляй!

VIII. Подготовка к восприятию художественного произведения.

Словарная работа.

- В тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём.(презентация)

Просека - узкая полоса, дорога в лесу, очищенная от деревьев;

Альпийские уральские луга; луг - это территория, на которой произрастают преимущественно травы; альпийские луга – это луга, расположенные высоко в горах, уральские по названию гор;

Валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

Космы - пряди волос, обычно спутанные, всклокоченные.

Папоротник - растение с крупными листьями.

Черничник - заросли черники;

Покоробленные – кривые.

Пихта – хвойное дерево.

Тайга – трудно проходимый лес.

Озираться – оглядываться.

Напружены – напряжены.

Пастьба - луг, где пасут скот.

Коряга – суковатое дерево или часть его, лежащее на земле.


- Прочитайте по слогам, затем плавно.(на карточках). Чтение хором.

При-бли-жа-лись

К аль-пийс-ким

По-ко-роб-лен-ны-е

Ред-ко-ла-пых е-лей

По-ше-ве-ли-ва-ли

Блед-но-лист-ным

До-цве-та-ю-щим

Чер-нич-ни-ком

Рас-пу-щен-ны-ми

За-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти

За рож-да-ю-щий-ся

По-до-шед-ший


IX. Первичное знакомство с произведением. Чтение с остановками.

- Прочитаем рассказ по частям. Прислушаемся к своим чувствам. - Приготовьте карандаши, чтобы отмечать окончание каждой части. Читают хорошо читающие ученики.

1) Чтение 1 части. (до слов « Я поспешил к бугорку…») с. 98-99 2 абзац

- Как называется лес, в котором происходит действие рассказа? (тайга)

- Какие деревья росли в тайге? ( ели, пихты, лиственницы, кое-где берёзки и осинки) - Какое растение очень подробно описывает автор? (черничник) - Что могло вызвать такой переполох? (что-то увидели) - Как озаглавим 1 часть? (У черничного бугорка, в тайге) Запишем в маршрутный лист.

2) Чтение 2 части (до слов « А что будет с капалухой?») с. 99-100 1 строка - Кто такая капалуха? - Что главное в этой части ? (нашли гнездо) - Где было расположено гнездо? Ответьте словами из текста. (Оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем) - Сколько яиц в гнезде? (4) Как озаглавим 2 часть? (Гнездо! Находка!) Запишем в маршрутный лист. Вопрос № 4 с. 101 -Прочитайте с другом беседу рассказчика с мальчиком и сравните их реплики. Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? - Как могли поступить ребята? (взять яйца)

3) Чтение 3 части (до слов « И все весело побежали..») - Что главное хотел сказать автор в этой части? (волнение капалухи) - Зачитайте, как вела себя птица, когда люди приблизились к гнезду? ( Капалуха металась в стороне. Крылья у нее всё еще разброшены, и она мела ими землю. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели и села над нашими головами.) - Как озаглавим 3 часть? ( Тревога капалухи) Запишем в маршрутный лист. - Почему она хотела улететь? (Мать героически защищает свое потомство, и часто обманывает любителей полакомится птенцами (куниц, лисиц и др.), притворяясь раненой. Пока она отвлекает внимание на себя, птенцы уже успеют спрятаться) - Что поразило ребят во внешности птицы? Найдите эти строчки. (Живот у неё голый вплоть до шейки и на голой пупыристой груди часто трепещет кожа)

4) Чтение 4 части (до конца) - Что главное в этой части ? (птица вернулась в гнездо) - Как озаглавим 4 часть? (Снова в гнезде) Запишем в маршрутный лист. - Почему ребята решили не трогать гнезда? (стало жалко) - Как изменилось поведение капалухи после ухода детей? Прочитайте.(Она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла) - Как вы думаете, изменится ли отношение к природе у ребят после этого случая?(да)

-Как вы охарактеризуете капалуху? ( Заботливая, смелая, бесстрашная, самотверженная) - Как вы понимаете слово самоотверженная? (готовая пожертвовать жизнью ради будущих птенцов) - В каком произведении говорится о самоотверженности животного? (В.И. Белов « Малька провинилась»)

- Итак, какая же главная мысль этого рассказа? Что нам хотел сказать автор? (Люби живое! Вокруг много интересного. Лес – дом животных, веди себя в нём как гость!) - Какие чувства вы испытывали, когда читали рассказ? (грусть, тревога, жалость)





X. Обобщение. Подведение итогов.

-Ребята, мы прочитали с вами непросто рассказ. Эта реальная история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями пас молодых телят. - Вернёмся к задачам урока. Справились с поставленными задачами? Поставьте «+» в последнюю колонку таблицы.

- С чьим поведением можно сравнить поведение лесной птицы? (мамы)

-В образе капалухи автор воплотил черты всех мам. Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и животным. - Кто догадался, о чём еще хотел сказать нам автор? ( о материнской любви, заботе и нежности)

-Поэтому закончить работу над произведением я хочу строчками о маме, а вы мне поможете. Каждая строчка будет начинаться со слова «мама», которое вы будете произносить вместе со мной.


Мама - это значит нежность,

Мама - это ласка, доброта,

Мама - это безмятежность,

Мама - это радость, красота!

Мама - это на ночь сказка,

Мама - это утренний рассвет,

Мама - в трудный час подсказка,

Мама - это мудрость и совет!

Мама - это зелень лета,

Мама - это снег, осенний лист,

Мама - это лучик света,

Мама - это значит ЖИЗНЬ!


- Мама – это наше солнышко, которое греет нас своими лучиками всю жизнь. Согласны со мной?

-На столе у каждого из вас солнышко, сделанное своими руками. Впишите, пожалуйста, на лучи солнца слова или словосочетания , которые ассоциируются с вашей мамой.

-Прикрепите свои солнышки на доску.


XI. Домашнее задание будет по выбору:

1) прочитать рассказ и нарисовать рисунок; 2) пересказ понравившейся части рассказа; 3) подобрать подходящую пословицу к рассказу; Материнская ласка конца не знает. Родную мать никем не заменишь.



XII. Выставление оценок.

XIII. Рефлексия.

-Закончите предложения. На уроке я узнал… Мне было интересно… Я похвалил бы себя за … Нарисуйте смайлик своего настроения на маршрутном листе № 2