Конспект открытого по литературному чтению во 2 «Б» классе
Тема раздела: «Устное народное творчество»
Тема урока: «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Форма урока: урок-игра
Цели урока:
Образовательные цели:
1) закрепить понятия об устном народном творчестве;
2) поговорить о жанрах устного народного творчества: сказки, пословицы, загадки, считалочка, небылица, скороговорка, прибаутка, колыбельная.
Развивающие цели:
1) развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы;
2) развитие умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль;
3) развитие познавательного интереса.
Воспитательные цели:
1) воспитание нравственных качеств;
2) воспитание положительного интереса к литературному чтению;
3) воспитание бережливого отношения к устному народному творчеству.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал (конверты с заданиями).
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуйте их!
- Проверьте свою готовность к уроку – на столе у вас должны лежать учебники, дневники, пенал. А вы заметили что-то ещё?
- Всё верно! Перед вами, помимо учебных принадлежностей, лежат конверты. У каждого конверта есть свой порядковый номер.
- Давайте договоримся, что без моей команды эти конверты мы не открываем. Сегодня они вам будут помогать.
II. Актуализация знаний.
- Сегодня мы с вами проведем необычное занятие, но в его проведении мне понадобится ваша помощь. Вы готовы работать?
- Тема нашего занятия звучит так – «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество».
- Ребята, как вы думаете, что мы будем сегодня делать?
- Цель моего урока – помочь вам вспомнить и закрепить знания об устном народном творчестве и его жанрах.
- Я буду проверять вас, а вы, в свою очередь, проверите себя.
III. Обобщение и систематизация знаний
- Ребята, покопайтесь в памяти. Что такое устное народное творчество? (ответы детей)
- Чтобы немного облегчить вам задачу, у меня есть небольшая игра, она называется «Верю-не верю». Внимательно посмотрите на доску. На ней три утверждения, два из них являются неверными, и только одно будет правильным.
(На доске три утверждения: 1. Устное народное творчество – это произведения, созданные народом и передаваемые из уст в уста. 2. Устное народное творчество — это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. 3. Устное народное творчество – это сборник народных песен, где основой сюжета является какое-либо героическое событие, или примечательный эпизод русской истории)
- Ребята, устное народное творчество можно сравнить с цветком. Сегодня мы с вами постараемся его распустить.
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации
- Ответ к первому лепестку кроется в конверте под номером 1. Откройте его. Что вы в нём нашли?
- Верно, это названия сказок, которые мы уже с вами читали.
- А что написано рядом? Ваши предположения?
- Ребята, чтобы открыть первый лепесток, нам с вами предстоит соединить название сказки со смыслом, которая она несёт.
(Названия сказок читает один из учащихся. Пословицы к сказкам обсуждаем всем классом)
«Каша из топора» - «Смётка дороже богатства» (проявлять смекалку и хитрость, часто оказывается гораздо более важным, чем наличие богатства)
- Докажите, что эта пословица подходит к этой сказке. Вспомните, о чём сказка «Каша из топора», в этом вам помогут ключевые слова (солдат, старуха, жадность, смекалка).
«Гуси-лебеди» - «Не дорого начало, а дорог конец» (говорится о том, насколько важен результат любого дела, за которое ты берёшься)
- Докажите, что эта пословица подходит к этой сказке. Вспомните, о чём сказка «Гуси-лебеди», в этом вам помогут ключевые слова (сестрица, братец, заигралась, гуси-лебеди, вернула домой).
- Ребята, вы всё правильно говорите! Скажите мне, а что такое сказка? (это история с волшебным или бытовым сюжетом, которая учит смелости, добру, показывая, что может произойти, если человек будет поступать плохо)
- Сказка является одним из жанров устного народного творчества. Благодаря вашей эрудиции и знаниям, мы теперь может открыть первый лепесток.
(На доске открывается первый лепесток «Сказка»)
- Продолжим дальше? Отлично!
- Следующая отгадка скрывается в конверте под номером 2. Что же в нём?
- Посмотрите, пословицы рассыпались! Их нужно соединить вместе.
(Первую часть пословицы по очереди читает один из учащихся. Вторую часть пословицы ищем всем классом)
Делу время, а потехе час. (нужно уделять достаточно времени труду, а не праздности)
Любишь кататься, люби и саночки возить. (Хочешь отдохнуть - сперва потрудись)
Семь раз отмерь, а один раз отрежь. (Прежде чем начать какое-либо дело, следует к нему хорошенько подготовиться, потрудиться)
- Молодцы! Ребята, мы сейчас соединяли пословицы, а что такое пословица? (высказывание со смыслом)
- Мы можем открыть следующий лепесток, и это жанр УНТ – пословица.
(На доске открывается второй лепесток «Лепесток»)
- Что же скрывается дальше? Приступаем к третьему конверту.
(По очереди загадки читают учащиеся)
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (осень)
Белым, бурым он бывает,
Страх при виде нагоняет.
Крепок зимний его сон —
Любит спать в берлоге он. (медведь)
Ученикам велит садиться.
Затем вставать и расходиться.
В школе многим он велит,
Ведь звонит, звонит, звонит. (звонок)
- Ребята, это ведь тоже жанр устного народного творчества. Как он называется?
- Правильно, загадки! В загадках описывается признаки и возможные действия предмета, но сам предмет не называется.
(На доске открывается третий лепесток «Загадка»)
- Для отгадки следующих жанров нам необходимо обратиться к учебнику стр. 56-57 упр.3.
(Учащиеся читают задание и отгадывают следующие жанры устного народного творчества. По степени угадывания на доске появляются новые жанры)
- Какие жанры мы отгадали? (Считалочка, небылица, скороговорка, прибаутка, колыбельная)
- Давайте вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока: «Что такое устное народное творчество?»
- Верно! Устное народное творчество – это произведения, созданные народом и передаваемые из уст в уста.
V. Рефлексия
- Ребята, а какой жанр устного народного творчества нравится лично вам больше всего и почему?
- Спасибо большое всем за ответы. Сегодня вы прекрасно потрудились! Спасибо за урок!