Открытый урок в 1 классе по литературному чтению. 06.12.2016
Тема: Соотношение звуков /с/ - /з/, /с*/ - /з*/. Повторение и обобщение.
Цели: отрабатывать артикуляцию звуков. Закреплять умение слышать звуки в словах, определять место в слове, давать характеристику; помочь детям обнаружить словобразовательную функцию звуков. Закреплять понятие парных согласных. Закреплять умение детей читать по звуковым схемам слова, по слогам, целиком (орфографическое и орфоэпическое чтение). Соотносить слово и его звуковую схему. Продолжать учить работать с текстом: понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы учителя.
Формирование УУД:
Познавательные: развивать умение сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные: умение работать в паре (договариваться, учитывать мнение другого, выслушивать мнение одноклассников); умение выражать свои мысли, давать развернутые ответы.
Регулятивные: определять тему и цели урока, принимать учебную задачу, сохранять её и выполнять самооценку.
Методы и приемы организации учебной деятельности: проблемно-репродуктивный, исследовательский, практический, иллюстративный, словесный методы; беседа, выполнение заданий, работа с книгой, работа в парах.
Оборудование: учебник по обучению грамоте и чтению «Азбука» авт. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., плакат «Город Буквинск», наборное полотно с буквами, презентация, карточки для работы в парах, карточки-снежинки, индивидуальные зеркальца, сигнальные карточки.
Ход урока:
Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Актуализация знаний.
- Посмотрите, ребята, на модели на 1 слайде. Узнайте их и назовите.
-Скажите, как вы думаете, почему эти модели записаны через черточку? (Надо сравнить).
-Что значит, сравнить? (Узнать, чем похожи и чем отличаются).
-Сравните. (Сходство: звуки согласные, есть твердые и мягкие. Различие: одна пара – это звонкие согласные, а другая пара – глухие).
Самоопределение и целеполагание.
-Давайте откроем учебники на наших закладочках, открепим их, перевернем страницу, отметим новый разворот и узнаем, какой же сегодня будет урок, чему он будет посвящен. (С.58-59). /Ответы детей, определение темы и постановка целей с помощью учителя/
-Верно, ребята, сегодня урок повторения. Урок снова посвятим звукам /З/ - /С/.
-Нам предстоит сравнить звуки /З-С/. Еще раз за ними понаблюдать и узнать, что интересного происходит в жизни этих звуков. Узнать, какую работу они выполняют.
-Мы будем учиться читать слова с буквами этих звуков. А также мы будем работать с текстом. Нельзя отвлекаться, чтобы достичь поставленных целей.
Работа по теме.
Работа по учебнику.
-Посмотрите на верхние картинки.
-Кто изображен? (Девочки)
-У них есть имена. Как их зовут, узнаем, если прочитаем звуко-буквенные модели слов.
-Читаем звуки в первой таблице. Затем слоги.
-Читаем звуки во второй таблице. Затем слоги.
-Как зовут девочек? Соня – Зося.
- Какие первые звуки в этих именах?
-Давайте понаблюдаем, как они произносятся.
-Начнём со звука /З/. Произносим и смотрим друг на друга (можно в зеркальце наблюдать каждый за собой), как выглядят ротики. (Ротики смыкаются – звук согласный. Губы растягиваются, язычок упирается в нижние зубки. Звучит твердо).
-Звук /С/. Произносим и смотрим друг на друга, как выглядят ротики. (Ротики смыкаются – звук согласный. Губы растягиваются, язычок упирается в нижние зубки. Звучит твердо).
Вывод: это звуки согласные. Ротик выглядит одинаково.
-Но чем-то эти звуки отличаются. (Один произносится с голосом, а другой – без голоса).
- Как называются такие согласные, которые произносятся одинаково, только отличаются наличием голоса? (Парные согласные).
-Посмотрим на нижнюю картинку. Кто здесь изображен?
-Как их зовут?
-Прочитаем звуки в моделях.
-Какие первые звуки в этих именах? (Снова парные согласные /з-с/)
- Но как они звучат в этих словах? (Мягко).
Вывод: парные согласные могут быть ещё твердыми, и мягкими.
- Как увидеть звуки? (Нужна буква). Дети выбирают буквы «зэ» и «эс», определяют их место жительства в городе «Буквинске».
Физминутка. Колесики.
-Предлагаю сесть в машины и отправиться в путешествие по стране знаний. А по пути поймайте звуки в словах. (Звучит песня-анимашка «Колесики», дети подпевают и выполняют движения).
- Какие слова со звуками /С-З/ услышали? (Колесики, расстояние, зажигание, безопасно, настроение, не зеваю, красивый, сказка)
Эксперимент над парными согласными.
(Дети называют слова на слайде по картинкам – маска-глазки; мазь-рысь. Слушают новые звуки в каждой паре и наблюдают, что буквы на месте одного и того же звука разные).
Вывод: парные согласные могут превращаться в друг друга, т.е. парные согласные играют между собой и с нами.
- Трудный вопрос: так зачем нам надо наблюдать за парными согласными? (Чтобы разгадать их игру и не делать ошибок в словах с парными согласными, научиться грамотно писать).
Продолжение работы по теме урока. Роль (работа) звуков.
-Прочитаем первую пару слов на розовом фоне. С.58 (учебник).
-Какое превращение произошло? (Каждая пара слов различается одной буквой).
-Что означают эти слова? РОЗЫ-РОСЫ.
-Вывод: звуки /З/ и /С/ могут образовывать новые слова.
Физминутка. Разминка для глаз. «Разноцветные шары».
Работа над текстом «Сосна».
- Что изображено на слайде? (Это лес).
-Из каких деревьев он состоит?
*Рассказ о сосне.
*Подготовка к чтению текста. (Снежный ком, финиш).
*Чтение текста. БУКСИР.
*Словарная работа: рослая, знойный.
*Выборочное чтение. Найдите и прочитайте:
-предложение, в котором говорится о сосне-дереве;
- предложение, в котором говорится о сосне-материале;
- предложение, в котором говорится, что делают из семян и смолы сосны.
- Подберите слово по модели. (Сосна)
Закрепление.
-Д/и «Наряди елочку». Работа в парах. Дети объединяются в пары и распределяют роли (ученик 1 и ученик 2). Один ребенок из пары выходит к столу и берет карточку для работы и возвращается на место.
Задание: ученик 1 украшает елку словами со звонкими звуками /З-З*/, а ученик 2 украшает словами с глухими звуками /C-C*/.
*Проверка работы по слайду. Самооценка сигнальными карточками.
Итог.
- Чему был посвящен урок?
- Что узнали? Попали мы в цель?
- Как добивались поставленных целей?
- Что было легко, а что оказалось сложным?
Рефлексия. Самооценка «Наряди дерево в снежинки». (У детей синие, желтые и красные снежинки. Все понятно, я справился – синяя снежинка; испытывал сложности – желтая; трудно было, не все понял - красная). Дети выходят к доске и украшают дерево.
-Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось. Вам нравится?
- Благодарю каждого из вас за работу. Спасибо.