СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе " Красота зимней природы в произведениях русских поэтов и художников"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке применяется адаптированная методика использования средств ИКТ; выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, способствуют решению дидактических задач урока. ИКТ используется как инструмент, способствующий достижению целей урока, повышает эффективность учебной деятельности учащихся, даёт возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе " Красота зимней природы в произведениях русских поэтов и художников"»

Открытый урок по литературе.

Тема: Красота зимней природы в произведениях русских поэтов и художников.

Цели и задачи:

  1. Познакомить с произведениями русских поэтов и художников и показать красоту зимней природы

  2. Продолжить работу с языковыми средствами

  3. Обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать и развивать речевую деятельность

  4. Воспитывать чувства прекрасного, бережное отношение к природе, любовь к своей Родине

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Сообщение темы и цели.

- Зима… Проснёшься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строчки:

И пришла зима седая,

Снежным бархатным ковром.

Разметалась в край от края,

Раскидалась серебром. (К. К. Худяков)


- Сегодня мы отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному зимнему царству и возьмём в попутчики чуткий слух музыканта, зоркость художника, пусть вместе с нами будет яркое образное слово поэта и писателя.


  1. Сообщение плана:

А) Чтение стихотворений

Б) Знакомство с зимними пейзажами известных художников

В) Знакомство с биографией и творчеством зауральцев

Г) Работа с языковыми средствами

Д) Творческая пятиминутка


  1. Работа с эпиграфом:

- В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Виктора Потанина, нашего земляка.

- Чем же знаменит В. Потанин? Давайте познакомимся с биографической справкой.


ПОТАНИН ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ Родился 14 августа 1937 г. в с. Утятское Притобольного района Курганской области в семье учителей. Отец - Федор Степанович, погиб в первый же год Великой Отечественной войны, а мать-Анна Тимофеевна, овдовев, осталась учительствовать в селе. 
После окончания школы Виктор решил пойти по стопам родителей, поступив в Курганский педагогический институт, закончил его в 1958 г., но школьным учителем не стал, непреодолимо тянуло к «воспитательной» работе на другом фронте - в журналистике, так как эти две профессии - учитель и журналист - в чем-то главном схожи. Для себя писатель так определил эту схожесть: «Журналисту, как и учителю, нужно очень любить свою Землю и Человека».

В 1967 г. он окончил Литературный институт им. Горького. Книги «Подари мне сизаря», «Туман на снегу» и другие принесли молодому писателю, которому тогда не было и тридцати, всероссийскую известность. Но первыми его читателями и судьями были его земляки. Для них он и писал.

- Вернёмся к эпиграфу:

За окном зима. Падает медленно пушистый снег. Деревья похожи на огромных белых медведей. Сказка какая-то!

- Увидели ли вы в нём красоту зимней природы? За счёт чего создаётся яркость и выразительность? Какие художественно-выразительные средства вам известны? Назовите какие художественно-выразительные средства присутствуют в этом высказывании.


5. Чтение стихотворений. Вопросы к ним.

- На предыдущих уроках мы познакомились с биографиями и стихами Фёдора Ивановича Тютчева, Ивана Алексеевича Бунина, Ивана Захаровича Сурикова. Сегодня мы познакомимся с их стихотворениями о зиме.

Вопросы:

- Что представляли вы, когда слушали и читали эти стихотворения?

- Какие художественные образы наиболее ярко показывают красоту зимней природы?

- Каким настроением проникнуты эти стихотворения?


6.Знакомство с зимними пейзажами известных художников

- Красоту зимней природы можно передать не только словами, но и красками. С жизнью и творчеством Шишкина Ивана Ивановича, Саврасова Алексея Кондратьевича, Клевера Юлия Юльевича мы уже знакомы. Сегодня мы рассмотрим их зимние пейзажи.

Вопросы:

- Рассмотрите картины И. И. Шишкина «Иней» и «Зима». Что на них изображено? Что между ними общего? Чем они отличаются?

- Рассмотрите картины Клевера Ю. Ю. «Зимний закат в еловом лесу» и Саврасова А.К. «Зима». В чём отличие этих картин?

- Чем отличаются картины Саврасова А. К. и Шишкина И. И.?

- Что вам показалось необычным, интересным, а может даже и сказочным? Какие цвета преобладают на зимних пейзажах? Какая картина вам понравилась больше? Почему?


7. Знакомство с биографией и творчеством Германа Травникова и Михаила Керченко

- Это все известные поэты и художники. Но и наша земля богата талантливыми людьми. Такими являются Герман Алексеевич Травников и поэт Михаил Степанович Керченко.

Биографическая справка о Г. А. Травникове.

Травников Герман Алексеевич

1937 год, 15 декабря Родился в селе Мехонском Каргапольского района Челябинской области (ныне Шатровского района Курганской области).

1941 Начал рисовать в возрасте трёх с половиной лет.

1945 Поступил в первый класс начальной школы в с. Боровлянском (Белозерского района Курганской области).

1951–1952 Учился в школе посёлка Октябрьский Новосибирской области.

1952–1953 Учился в 8-м классе райцентра Пихтовка Новосибирской области. Первая встреча с профессиональными художниками

1953–1955 Учился в 9–10 классах школы села Исетского Тюменской области.

1954, ноябрь Состоялась первая персональная выставка (20 рисунков и акварелей) в школе (с. Исетское).

1955 Работал художником на Курганском машиностроительном заводе.

1956 Поступил учиться в Свердловское художественное училище.

1957–1959 Служил в Советской Армии.

1963 Окончил Свердловское художественное училище.

1959–1963 Работал художником в универмаге (г. Свердловск).

1963–1964 Работал художником кинотеатра «Спутник» (г. Курган).

1964 Областная художественна выставка «Советское Зауралье» (г. Курган, КГТД).

1964 –1966 Руководил изостудией Курганского государственного педагогического института.

1965 Осенняя художественная выставка (г. Курган, КОКМ).

1966–1968 Работал художником на Курганской студии радиовещания и телевидения.

2007 - Присвоено звание Народного Художника России.


Биографическая справка о М. С. Керченко.


КЕРЧЕНКО Михаил Степанович
(1921 – 2002)

Родился 20 июня 1921 г. в д. Орловка Татарского района Новосибирской области.
Окончил Горно-Алтайский сельхозтехникум, агроном-полевод; Новосибирский сельхозинститут, ученый агроном; всесоюзный институт пчеловодства, ученый пчеловод.
В апреле 1943 г. зачислен на Бийскую селекционную станцию агрономом-плановиком. С 1944 по 1954 гг. занимался преподавательской деятельностью – готовил кадры для сельского хозяйства. С 1954 по 1959 гг. работал корреспондентом областной газеты «Красный Курган». После окончания института пчеловодства с 1960 г. по 1966 г. трудился страшим межрайонным зоотехником-пчеловодом. В июле 1966 г. назначен редактором Макушинской районной газеты «Призыв». С февраля 1970 г. и до выхода на пенсию в 1982 г. снова работает межрайонным зоотехником-пчеловодом. Одновременно занимается литературной работой, публикуя свои произведения в различных журналах, сборниках.
М.С. Керченко – член Союза писателей России, награжден многими медалями; дважды лауреат областной премии в области литературы (1994, 1998); удостоен городской премии «Признание»
Вся жизнь М. Керченко связана с природой, бытом и людьми села. В его книгах много тепла и света, ярких красок сельской природы. В них живут и действуют простые, скромные люди. Своим трудом украшающие родную землю.


-У них тоже много произведений о природе, в том числе и о зимней. По другому и не могло быть, ведь наша зауральская природа очень красива.

Вопросы:

-Рассмотрите зимние пейзажи Травникова. Что изображено на картинах? Какие краски использует художник? Обратите внимание на картину «Зима в Куртамыше». Приятно увидеть на картине знакомые с детства места.


8. Работа со стихотворением М. С. Керченко.

Намело во дворе, под окошками.

Крышам тяжко от снежных пластов.

Ожерельями, блёстками, брошками

Разукрашены ветки кустов.

Утонули в снегу палисадники,

Ни калитки открыть, ни ворот.

Позакутался в белые ватники

До зелёной весны огород.

-Прочитайте стихотворение М. Керченко. О чём оно? Рассмотрите картину Г. Травникова «Полёт сороки». Может ли эта картина стать иллюстрацией к данному стихотворению?

-Найдите в стихотворении художественно-выразительные средства.

-Проверьте себя. Всё ли вы нашли?

-Какие художественно-выразительные средства вы нашли?


9. Творческая пятиминутка.

- Мы тоже попытались стать художниками и поэтами. У некоторых это получилось неплохо.

-Рассмотрите рисунки. Их, конечно, гораздо больше. Здесь вы видите только часть рисунков (самые лучшие)

-А теперь послушаем лучшие стихотворения собственного сочинения.


10. Итог:

- Ну вот, наше путешествие и подходит к концу. Мы увидели красоту зимней природы. Какое впечатление осталось у вас от урока? Понравилось ли вам путешествие?


Спасибо всем за рисунки и стихи. Может, и вы когда-нибудь прославите наш город и станете известными художниками и поэтами. Но даже, если и нет, думаю вы будете более внимательны к природе и уже не пройдёте мимо этой красоты.


4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!