СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе по теме: Образ Герасима в рассказе И.С.Тургенева «Муму».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока деятельностная:обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу И.С. Тургенева "Муму" и содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе по теме: Образ Герасима в рассказе И.С.Тургенева «Муму».»

Открытый урок по литературе 5 класс

Тема. Образ Герасима в рассказе И.С.Тургенева «Муму».

Деятельностная цель: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу И. С. Тургенева «Муму»; показать нравственное превосходство главного героя, его трудолюбие, широту души, чувство собственного достоинства.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи:

— создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;

— освоение теоретико-литературных понятий: портрет, герой, характеристика героя;

— совершенствование умений анализа литературного произведения ;

— формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности уч-ся; формирование умения оценивать и понимать чувства других людей .

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе

Метапредметные: Познавательные: расширить представление детей о жизни крепостных крестьян в России 19 века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану, формулируя вопросы по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения; формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.

Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение высказывающего.

оценить поступок героя — обобщать, делать выводы. В сфере физической деятельности: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог.

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе

Оборудование урока:

кластер «Средства создания литературного героя», портрет барыни-крепостницы (либо матери И. С. Тургенева), словари, иллюстрации разных художников к произведению.

Задания к уроку:

Общие: прочитать рассказ Тургенева «Муму»

Индивидуальные:

Подготовить сообщения учащихся:

— по биографии Тургенева (детство Ивана Тургенева, самовластие Варвары Петровны).

— историческую справку о крепостном праве.

Словарная работа: крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой; аннибалова клятва, прототип, сравнение, гипербола.

Крепостное право – это совокупность государственных законов, закреплявших крестьян к определенному участку земли, а также ставивших крестьян в зависимость от землевладельца.

ДВОРЯНСТВО- одно из высших сословий общества (наряду с духовенством ), обладавшее закреплёнными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями.

ДВОРНЯДВО́РНЯ, -и, жен., собир. При крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме

 Дворовой-в знач. сущ. дворовыйдворового, м., двороваядворовой, ж. Крепостной крестьянин, крепостная крестьянка из дворни (истор.).

Прототи́п (от др.-греч. πρῶτος — первый и τύπος — отпечаток, оттиск; первообраз):

Прототип персонажа — конкретная историческая или современная личность, послужившая основой для образа в литературе, искусстве, кинематографе

     Гипе́рбола-(греч. hyperbole – преувеличение), троп, выразительное образное средство, намеренное преувеличениепризнака предмета или лица: «У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках,что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением» (Н. В. Гоголь, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек,

этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Достоинство — совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств

в самом себе.

Крепостной — крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего помещика.

Аннибал (Ганнибал) – карфагенский полководец. Вёл многолетние победоносные войны, но в 202 году до нашей эры был разбит римлянами, а позже римляне потребовали его выдачи. Аннибал отравился, чтобы не сдаваться врагу.

Аннибал сам рассказывал, что пред отправлением в поход отец заставил его поклясться пред алтарем, что он всю жизнь будет непримиримым врагом Рима, и эту клятву он сдержал вполне.

Выражение «Аннибалова клятва» обозначает решимость бороться до конца, не сдаваться врагу. Тургенев дал в юности подобную клятву в связи с борьбой против крепостного права.

Ты был исполнен думою одной:

Кумир неволи сбросить с пьедестала,

Живой волной ударить в берега,

Сломить ту силу, что умы сковала, –

И ты поклялся клятвой Ганнибала,

Жить лишь затем, чтоб растоптать врага.

(К. Д. Бальмонт, «Памяти И. С. Тургенева»).

Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. Это одно из очень сильных троп.
Простейшая форма сравнения выражается обычно с помощью подсобных слов:
как — встал, как столб
точно — он пролетел мимо, точно пуля
будто — будто смерч вырвался из-под колес
словно — ты, словно командир, рапортуешь
подобно — черной молнии подобный.

ЧЕ́ЛЯДЬ, челяди, мн. нет, собир., ·жен.

  1. До отмены крепостного права — дворовые слуги (·ист.). «Детина в красной рубахе бренчит на балалайке перед дворовой челядью.» Гоголь. «Свободно действовал один, держа под страхом всю семью и челядь жалкую свою.» Некрасов. «Много разной челяди и приживальщиков ютилось под его кровлей.» А.Тургенев.

Ребята, сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Речь пойдет, как вы уже и догадались, о главном герое рассказа Тургенева «Муму». Но прежде чем приступить, обратите внимание на толкование слов. (на экране)

Вы, наверное, впервые задумываетесь над значением этого слова, хотя, я уверена, не раз его слышали. Если сказать коротко, нравственность-это наше я. Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это т о, что составляет наше духовное начало. Если это начало в нас заложено, значит человек обладает человеческими достоинствами. Достоинство-это положительные моральные качества в человеке. Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на вопрос: почему превосходство Герасима над челядью было в его нравственной силе? Какими же такими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о нем, как о достойном человеке.

Работать сегодня будем по группам. Состав групп остается прежним, консультанты те же: 1 группа              2 группа               3 группа             4 группа

Проведем экскурсию по тургеневским местам.

Вначале совершим экскурсию в имение Спасское-Лутовиново. Вот мы и перед входом в усадьбу, приветливо раскрывает она нам свои ворота и мы оказываемся на тенистой липовой аллее — любимом месте отдыха писателя. Аллея ведет нас к барскому дому. А вот и барский дом… . Вокруг просторного двухэтажного дома с колоннами был разбит громадный парк с липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками. Парк был удивительно красив. Могучие дубы росли в нем рядом со столетними елями, высокими соснами, стройными тополями, каштанами и осинами. Представим себя в глубине сада, в тенистом парке услышим детские голоса, склоненные над книгами детские головы…

Проверка домашнего задания.

1 группа.

Выберите вопросы для интервью

— Вы прочитали рассказ И.С.Тургенева «Муму» ?

— Какое впечатление на вас произвел этот рассказ?

— Кто из героев вам запомнился и понравился больше всего? Почему?

-Какие качества человека вы поставили бы на первое место (или как главное)?

— Как вы думаете, кто убил «Муму»?

— Кого называли крепостными?

2 группаНайдите ошибку в тексте

«В одной из отдаленных улиц Петербурга, в белом доме с белыми колонами ,антресолью и новеньким балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной

дворней

«На другой день барыня выслала Степану целковый. Она его жаловала как верного исильного сторожа»

«Да помилуйте, Гаврила Андреевич, ведь он меня убьет, ей Богу убьет- говорит Татьяна.»

3 группа Инсценировать эпизод Разговор сТатьяной о замужестве )

4 группа. Найти сравнения в тексте.

Учитель: « Она его жаловала как верного и сильного сторожа О ком идет речь?

Чтение эпиграфа.

Беседа по вопросам:

— Можно ли по этим словам судить об отношении автора к своему герою? Что слышится в этих словах?

Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам?

(Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой. Что автор говорит о его отношении к делу?

(Герасим непросто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он не взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса

— И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? (Барыня взяла его из деревни…)

— Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись с богатырем? (Дело вовсе не в силе, просто она помещица, а он крепостной)

Вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий.

— В чем же источник его страданий? ( В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжаются другие)

— Тяжело было Герасиму в городе?

Учитель: Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме…

За что она приглянулась ему? (Найдите в тексте)

— Как это стало известно барыне?

— Как отреагировала барыня?

— Что решила причудливая старуха?

— Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?

Зачитать в тексте; « Хитрость удалась как нельзя лучше…»

И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.

Трудно далось ему это?(Горе его было так велико…)

ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности- первая нравственная победа была одержана Герасимом.

— Оценит ли Татьяна его благородство? Когда это произойдет? Зачитать сцену прощания Татьяны с Герасимом.

— Кто распорядился судьбой Татьяны и Капитона?

Учитель: Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга.

Чтение наизусть отрывка: «Дело было к вечеру …»

Учитель: «Два одиноких существа нашли друг друга и души нечаяли друг в друге.. .Если бы…

— КТО же вмешался в их жизнь на этот раз?

Выборочный пересказ «В один прекрасный летний день…»

Барыня велела прогнать собаку со двора

Чтение по ролям эпизода «Осада каморки»

-Какое решение принимает Герасим?

Вывод: Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла

(На экране) Беседа по иллюстрации

-Кто оказался победителем в этом нравственном поединке?

-Барыня не смогла отнять у него право быть человеком.

Чтение заключительного эпизода

Учитель Перевернута последняя страница. Горестное чувство оставляет прочтение, но не гнетущее, почему?

Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Мой любимый герой» и подобрать эпиграф к сочинению.

Какую учебную задачу ставили?

Удалось ли ее решить?

— Где будете применять эти знания?

Что еще предстоит сделать?

Интерактивный опрос. (20 сек. на каждый вопрос)

  1. Я знаю хорошо текст рассказа, основную идею рассказа (да, нет, сомневаюсь)
    Я умею использовать словарные слова в дальнейшем.

  2. Я могу записать словарные слова правильно.

4.Мне было легко. Мне было трудно. Мне все равно.

5.Как ты считаешь, какую оценку ты заслужил сегодня? ( 3, 4,5)

  1. Ваше настроение: смайлик.

Учитель: Я благодарю Вас за работу на уроке! Давайте поаплодируем сами себе за старание и трудолюбие!