Малова М.В.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 .Этап мотивации (самоопределения ) к учебной деятельности . | Приглашает детей к сотрудничеству. Создаёт эмоциональный фон урока, (звучит музыка), предлагает отгадать загадку: Это счастья кусочек, Это свежего воздуха, ветра глоточек, Ты его подари, и оно возвернется, У кого-то спокойнее сердце забьется. (доброта) | Отгадывают загадку, включаются в работу. |
2.Этап актуализации знаний | Напоминает слова героя сказки «Волшебное кольцо»: "Добро, мама, из добра явилось” (слайд 2) Спрашивает, кто автор этой сказки и с каким произведением А. Платонова познакомились на прошлом уроке. - Сформулируйте тему урока словами Юшки, которые характеризуют его отношение к жизни.( Сотвори добро в душе своей…) Предлагает выбрать эпиграф к уроку, обосновать своё мнение: 1.До конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста! Н.Рубцов
2. Я буду делать хорошие души из рассыпанных потерянных слов. А. Платонов 3.Все возможно — и удается все, но главное — сеять души в людях. А. Платонов 4. Досадно мне, когда невинных бьют. В. Высоцкий
5.Так всякое добро приносит и плоды добрые. Евангелие от Матфея (слайд 3, 4) | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают слова Юшки: «Я тоже всему свету нужен», таким образом формулируют тему урока (Сотвори добро в душе своей…), ставят цели для себя (найти элементы добра в рассказе «Юшка» через образ главного героя), обосновывают выбор эпиграфа к уроку самостоятельно в маршрутном листе(5.Так всякое добро приносит и плоды добрые. Евангелие от Матфея ), далее осуществляется взаимопроверка-обсуждение в паре . |
3. Этап выявления места и причины затруднения | Организует работу над художественной деталью: - Посмотрите на портрет писателя, что можете сказать о его глазах? (слайд 5) - Какую деталь в портрете Юшки он выделяет? ( слайд 6) Что можно сказать о человеке, глаза которого плачут? - Какие эпизоды рассказа вам запомнились? Учитель выслушивает ответы обучающихся, затем предлагает поработать с этими эпизодами | Размышляют, отвечают на вопросы, погружаются в рассказ, подтверждая ответы цитатами. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Предлагает составить «психологический этюд» поведения (слайд 7) 1 группа – выписать ключевые слова, рисующие поведение детей и сделать вывод; 2группа – ключевые слова, помогающие понять отношение Юшки к людям и проанализировать; 3 группа – найти ключевые слова, характеризующие поведение взрослых и проанализировать ; 4 группа- найти ключевые слова, рисующие жизнь людей после смерти Юшки и проанализировать; 5 группа- найти и проанализировать эпизод «Приезд приемной дочери Юшки в деревню» | Работают самостоятельно, в группах, выписывают в маршрутные листы ключевые слова, составляют «психологический этюд» поведения детей, Юшки, взрослых, приемной дочери, делают выводы. |
5. Этап реализации построенного проекта | Составляют связный рассказ, анализируют поведение разных героев, делают выводы об их душевных качествах | |
6. Этап первичного закрепления | Предлагает тему для размышления «Отношение к юродивым на Руси» (слайды 8,9) С помощью подготовленных заранее учеников проводит экскурс в историю ( рассказ о картине «Боярыня Морозова» и о юродивом на переднем плане картины, рассказ о Василии Блаженном») Возвращает разговор к Юшке: - Когда Юшка чувствует себя по – настоящему счастливым? (слайд 10) | Слушают одноклассников, обмениваются мнениями, размышляют |
7.Динамическая пауза. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Проводит динамическую паузу (слайд 11) Давайте и мы представим себя на природе. Встаньте, закройте глаза и вспомните теплое лето, цветущий луг. Откройте глаза и присядьте, чтобы лучше рассмотреть цветы. А теперь встаньте и протяните руки вперед, вот на них на секунду присела легкая бабочка и вновь вспорхнула. Поднимите руки вверх, чтобы ощутить воздушное прикосновение облачка. Поверните голову направо, чтобы увидеть чудесно поющую птичку, а теперь налево – там краснеет земляника… Предлагает провести мини – исследование последних страниц рассказа и доказать, что Юшка прожил свою жизнь не зря. | Участвуют в динамической паузе. Проводят мини – исследование, находят ключевые слова, предложения, доказывающие, что Юшка- не лишний человек. |
8 Этап включения в систему и повторения. | Предлагает творческие задания (слайд 12) - Каждый из нас оставит в душе свой образ А. Платонова и его героев. Наш урок – урок - мастерская, каждый из вас – творец. Выберите наиболее близкую вам роль и опишите Юшку с точки зрения ( составляют синквейн) 1) поэта; 2)философа; 3)скульптора; 4)писателя Организует проверку. | Выполняют творческие задания, оценивают работы одноклассников |
9.Рефлексия 10. Итог урока. Домашнее задание. | Организует работу по осмыслению имени героя: Ефим - благочестивый, священный, благодушный, благославный.В просторечии: юшка – кровь. (слайд 13) - Каких целей мы достигли? Читает «Оду юродивым» (слайд 14 - 15) В этот мир одиночества входим – жалко смотреть! Выбирай, что захочется – Пить или петь? – Что угодно вошедшему? – Голубков? Голубцов? – Трудно жить сумасшедшему в мире глупцов! В этом храме банального прозревать не с руки. – Ах, за что ненормального бьют дураки?! В этом мире конвейеров не забыть бы урок: путь злодеев и гениев – путь поперёк! … Этот мир с пережимами всех желаний и жил… – Этот мир одержимыми – обречёнными жив. И покамест блаженные век бушующий длят сквозь трясины и тернии… – Спи спокойно, Земля! ( К. Корнеева) Выставляет отметки за урок, предлагает разноуровневые домашние задания: 1) сочинение – размышление «Что значит сотворить добро в душе своей?» 2) написать отзыв по рассказу 3) подготовить вопросы по рассказу Юшка(8) | Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень усвоения материала, выбирают свой уровень д/з |