Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.
«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу»!
Н.В. Гоголь
Повесть Н.В. Гоголя
"Тарас Бульба"
06.02.18
Цель урока: Сравнить образы Остапа и Андрия
Задачи:
- Раскрыть образы Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода;
- Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев; прививать интерес к поисковой работе;
- Развивать связную речь;
- Прививать любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям.
06.02.18
1. «…один из числа коренных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава»
Тарас Бульба
2. «Учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. …чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания…»
Андрий
3. «Черноглазая и белая, как снег, озаренный утренним румянцем солнца… Смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте. …глаза чудесные, пронзительно-ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство»
Прекрасная панночка
4. «…изможденное, высохшее лицо… Длинные и черные, как уголь, волосы, неприбранные, растрепанные, лезли из-под темного, наброшенного на голову покрывала; и странный блеск взгляда, и мертвенная смуглота лица, выступавшего резкими чертами…
Татарка, служанка панночки, воеводиной дочки
06.02.18
5. «…Он не знал, что такое значит обдумывать или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве»
Андрий
6. «В чести был он у всех Козаков; два раза уже был избираем кошевым и на войнах тоже был сильно добрый козак, но уже давно состарился и не бывал ни в каких походах, не любил тоже и советов давать никому, а любил старый вечно лежать на боку у козацких кругов, слушая рассказы про всякие бывалые случаи и козацкие походы»
Касьян Бовдюг
7. «…выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда слали перебивать ему на руках и ногах кости… ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его»
Остап
06.02.18
Средства создания образа литературного героя
имя
портрет
поведение
внешность
герой
Поступки
интерьер
одежда
Род занятий
Мы ответили на вопрос «Что создаёт автор?»
Как автор создаёт образ?
Художник рисует красками,
а писатель рисует при помощи средств художественной изобразительности:
метафор , сравнений , олицетворений ,
гипербол и проч.
Основные моменты жизни Остапа и Андрия:
(слайд №8)
06.02.18
5
Учеба в бурсе
06.02.18
5
Остап Андрий
1. Портрет
2. Характер
3. Отношение к учебе
4. Юношеские мечты
5. Поведение в бою и в момент гибели
6. Отношение к личному счастью
7. Отношение к отцу, матери
8. Отношение к товариществу
06.02.18
Хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!
Художник: П. Соколов 1861-1862 гг.
Остап и Андрий учились в Запорожской Сечи.
06.02.18
Остап и Андрий учились в Запорожской Сечи:
- верховой езде
- владению саблей и пикой
- меткой стрельбе из ружья и лука
- умению переплывать Днепр против течения
и стремились к главному идеалу - защите родной земли
06.02.18
Остап Андрий
Старший сын Тараса Бульбы
«Э, да ты мазунчик, как я вижу!» - говорил Тарас Бульба.
Ему было 22 года.
«..дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом»
Он учился в Киевской академии.
В первый же год сбежал из Киевской академии, но «его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу»
«Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер»
Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый»
«Он был изобретательнее своего брата, чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания…»
При встрече с отцом он не стерпел его насмешек и пошел с ним биться.
«…он был хорош собою…»
Он «…считался всегда одним из лучших товарищей».
Он еще со времен бурсы был влюблен в польскую красавицу.
«Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время».
«Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам».
Он»…весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей».
«Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал».
Ему, «…казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела».
Он вытащил из-под головы своего брата мешок с хлебом.
«Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва».
06.02.18
Через предательство никогда не сыскать счастья, не обольщайся, не надейся.
06.02.18
Гибель или смерть Остапа?
Гибель или смерть Андрия?
06.02.18
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.
Гоголевские сравнения:
Остап - "как плавающий в небе ястреб"
Андрий - "как молодой борзый пес : в стае"
"выпереживая самого зайца"
"как подлая собака"
06.02.18
ВЫВОД:
- Гоголь показал закономерность проявления характеров в повести. Одного это привело к подвигу, другого к предательству. Повесть "Тарас Бульба" учит нас честности, чувству долга, правде всегда, во всех случаях жизни.
06.02.18
Все начинается с детства, с юности. Очень важно во взрослую жизнь взять с собой высокие и чистые понятия чести и долга, любви и преданности и пронести убежденность в них через всю жизнь, чтобы не было таких случайностей, чтобы не возобладали они.
06.02.18
06.02.18
Чувство Родины у героев повести:
- отчий дом -
- отец, мать, родная степь -
- Запорожская Сечь -
- товарищество -
- образ родной земли
06.02.18
РОДИНА:
- ТВОЙ РОД, РОДНЫЕ, РОДИТЕЛИ, ПРАРОДИТЕЛИ
- РОДНАЯ ЗЕМЛЯ, СИНИЕ РОСЫ, УТРЕННЕЕ НЕБО
- ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ПАМЯТЬ, СИЛА РУСИЧЕЙ
Подвиг и предательство.
http://aida.ucoz.ru
Спасибо за урок!
06.02.18
23