Тема: Б. Житков «Храбрый утёнок»
Цель урока:
-Познакомить учащихся с творчеством Б.С.Житкова;
-Развивать навыки выразительного чтения; учить делить текст на смысловые части;
учить составлять картинный план;
-Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
Оборудование: компьютер, презентация, наглядный материал, иллюстрации из рассказа, смайлики.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Вы тихонечко садитесь,
И работать не ленитесь!
2. Фонетическая разминка
У пруда утёнок – крошка
В страхе кличет утку мать: - Ой, боюсь!
Укусит мошка,
Помоги мне убежать!
3.Актуализация знаний, подготовка к восприятию
-Как называется раздел учебника , в котором мы работаем?
-С каким произведением познакомились на предыдущем уроке?
-Кто автор этого рассказа?
-Чему учит это произведение?
4. Изучение нового материала.
4.1. Сообщение темы и целей урока
Продолжим знакомство с произведениями о животных; узнаем о творчестве Б.С. Житкова; будем учиться читать громко, выразительно.
4.2. Знакомство с биографией Б.С. Житкова
Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года в Новгороде, в семье математика и пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание.
По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, ихтиологом, служил морским офицером.
Б.С.Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком.
Богатейший жизненный опыт и умение интересно и точно выразить свои мысли на бумаге привели Б.С.Житкова в детскую литературу. Он создал около двухсот произведений детям. Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Б.С.Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
4.3. Выставка книг Б.С. Житкова
4.4. Чистотоговорка-загадка
Отгадайте загадку и узнаете, кто главный герой рассказа, с которым познакомимся.
Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
4.5. Словарная работа
Давайте научимся читать сложные слова.
Прочитайте по слогам:
руб-ле-ных
стре-ко-та-ли
рас-ска-за-ли
ис-пу-га-ешь-ся
за-жуж-жа-ла
по-ло-ман-ным
Прочитайте целыми словами:
рубленых
стрекотали
рассказали
испугаешься
зажужжала
поломанным
5.Первичное чтение учителем
5.1. Показательное чтение учителем
5.2. Беседа
Чем кормила хозяйка утят?
-Кто прилетел из сада?
5.3. Предвиденье
-Как думаете , что случится дальше?
5.4. Чтение хорошо читающими учениками
5.5. Беседа
Кто правильно предположил?
-Почему утята боялись стрекозы?
-Где они прятались?
-Почему малыши не подходили к тарелке?
-Что подумала хозяйка?
- Что утята испытывали каждый вечер, когда ложились спать?
Откуда пришёл утёнок Алёша?
-Почему страхи утят показались ему смешными?
-Как утята назвали Алёшу?
-Как встретил стрекозу Алёша?
-Кто победил в поединке?
-Как утята отблагодарили Алёшу?
-Какое впечатление произвёл рассказ?
6. Физкультурная минутка
7. Работа с текстом после чтения
Класс делится на 2 группы и каждая выполняет задание:
Нужно расположить иллюстрации в логической последовательности , расставляя цифры в уголке картинок.
8. Первичное закрепление
- Ребята , так как же вы думаете, может ли быть храброй птица?
-Как вы в этом убедились?
-Как можно назвать это произведение - сказкой или рассказом? Почему?
9. Рефлексия учебной деятельности
- С каким произведением познакомились на уроке?
-Была ли такая ситуация в вашей жизни?
-На какую черту характера обратил внимание Б.Житков?
-Закончите фразу используя слова качеств характера человека: я хотел(а) бы …. .
-Вы сегодня отлично поработали.
Оцените свою работу с помощью смайликов.
10. Домашнее задание