СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению на тему: М.МПришвин "Выскочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению на тему: М.МПришвин "Выскочка"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению на тему: М.МПришвин "Выскочка"»

МОУ ШАТКОВСКАЯ СОШ № 1



УРОК

по

литературному чтению

4 класс

Тема:

М.М.Пришвин

«ВЫСКОЧКА»

Дата проведения: 02.03.2010

Тип урока: объяснение нового материала

Подготовила:

Резайкина Надежда Алексеевна

2009-2010 учебный год



Структура урока

Структура урока

Дозировка времени

Организационный момент

(Организовать учащихся на проведение урока)

1-2 мин.

Постановка цели урока. Актуализация знаний.

1 мин.

Подготовительная работа по восприятию произведения.

- сообщения детей о творчестве М.М.Пришвина.

- обзор книг М.М.Пришвина

6 мин.

Изучение нового материала

- дети знакомятся с темой урока

- сообщения детей из дополнительной литературы о сороке и собаке

- чтение рассказа «Выскочка» учителем

- словарная работа (словарь С.И.Ожигова, В.И.Даля)

- анализ рассказа «Выскочка»

12 мин.

Физкультминутка

Закрепление нового материала.

Работа над иллюстрацией.

- подобрать отрывок из рассказа к иллюстрации в учебнике

- работа с пословицами

- работа с планом к рассказу (дети работают в парах, устанавливая последовательность событий)

- творческий пересказ по плану

9 мин.

Итог урока.

Рефлексия.

- название «Выскочка» отражает ли тему или главную мысль рассказа?

- тесты по рассказу М.Пришвина «Выскочка»

- выделение темы рассказа

- выделение идеи рассказа

- вывод

- чтение слова М.Пришвина

- сочинения детей на тему «Моя малая Родина»

- рефлексия

4-5 мин.


Домашнее задание.

- 1 гр. - пересказ по плану

- 2 гр. – нарисовать ссору Вьюшки и Выскочки

- 3 гр. – Подобрать загадки о собаке и сороке

читать стр. 92-96 учебник «Родная речь» 2 часть

1 мин.





ТЕМА УРОКА:



















Цели урока:

1. Познакомить детей с произведением М.М. Пришвина «Выскочка».

2. Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в произведении.

3. Учить анализировать поступки и характеры героев.

4. Определять главную мысль прочитанного, выделять идею.

5.Учить читать по ролям.

6. Воспитывать любовь к животным, природе, малой родине.



























Оборудование:


- Портрет писателя М.М.Пришвина и его биография

- Выставка книг М.Пришвина

- Сочинения детей на тему «Моя малая Родина»

- Дополнительные сведения о сороке и о домашней собаке

- Картины сороки и собаки

- Пословицы

- План к рассказу «Выскочка» в неправильной последовательности

- Слова М.Пришвина о природе

- Компьютер























Ход урока

  1. Организационный момент


Прозвенел звонок

Начинаем мы урок

Все готовы к обсужденью?

Начинаем с рассужденья.


Учитель: Ребята, изучая тему «Природа и мы», вы собрали фотографии красивых мест нашего Шатковского района, Шатков, написали сочинения и оформили в классе альбом «Моя малая Родина».


  1. Постановка цели урока. Актуализация знаний.


Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного писателя М.М.Пришвина. С его рассказами мы уже встречались во 2 и 3 классах. О чем писал свои рассказы автор?


Почему за М.М.Пришвиным прочно закрепилось определение «певца природы» - мы попробуем ответить в конце урока.


  1. Подготовительная работа по восприятию произведения.


Учитель: А сейчас я предоставляю слово нашим ребятам, которые подготовили небольшое сообщение о М.Пришвине из книг, которые вы видите на выставке.


1 ученик: Есть писатели, чьи книги становятся друзьями с ранних лет. К ним относится М.М. Пришвин.

Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много различных впечатлений.


2 ученик: Наблюдать, понимать, любить природу Миша учился с ранних лет.

«…Миша забрался в глубину сада, бросился в густую, сочную траву, с наслаждением вдыхает аромат цветов и трав. Миша обернулся. В траве, у самого уха, гудит и сердится полосатый шмель. Крошечная букашка с трудом взбирается по стебельку; стебелек качается, будто хочет схватиться за соседнюю травинку. Букашка остановилась. Осторожно повела усиком, вдруг расправила крылья и улетела по каким-то своим неотложным делам».


3 ученик: М.Пришвин был влюблен в свою Родину. В её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все его произведения проникнуты большой любовью к природе. Вместе с ним мы радуемся звону весенней капели, шелесту тающего льда, первому зову кукушки, доброму стуку о кору дерева лесного доктора – дятла.


4 ученик: Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а все равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьем и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой.


Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повел за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.



  1. Изучение нового материала.


- Прочитайте тему урока

- «Выскочка»

- О ком пойдет речь?

- О ком или о чём пишет М.М.Пришвин?

-Сегодня на уроке мы познакомились с новыми героями: это сорока- «Выскочка»

О ней нам расскажут ребята

- И второй герой - собака Вьюшка


Первичное чтение учителем.

Беседа после чтения.

- О чём этот рассказ?

- С какой целью автор рассказал нам об этом случае?

- Какую картину вы представили наиболее ярко, слушая рассказ?

- Какой это рассказ? (Описание, повествование, рассуждение)


Словарная работа

Работа со словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова

- Всё ли было понятно?


  • Бдительность – постоянное настороженное внимание (Словарь С.И.Ожегова)

  • Улучила – нашла подходящее время (Словарь С.И.Ожегова)

  • Поскакала дуром – не попорядку, как попало, не думая (Словарь В.И.Даля)

  • С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.


Анализ рассказа.


- Найдите и прочитайте, как у собаки появилась такая кличка?

Пришвин в этом рассказе использует литературный прием описание.


- Прочитайте, как автор описывает Вьюшку?


- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?

(Сравнение «…ушки, как рожки, хвостик колечком (Творительный падеж), зубки беленькие, как чеснок»)


- Расскажите, что произошло с Вьюшкой?


- Прочитайте, как она проявила себя с сорокой?


- Как автор относится к Вьюшке? (С любовью, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы)


- Что вы узнали о Выскочке?


- А как к ней относится Пришвин?( С любовью, используя народную мудрость).


- Прочитайте следующий абзац. Здесь есть противопоставление – шесть сорок и одна. Подчеркните слова “Повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником) Метафора используется для создания ярких образов.


- На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?


- Какой момент в рассказе самый напряженный? Почему вы так считаете?


Прочитайте.

Физкультминутка.


  1. Закрепление нового материала. Работа над иллюстрацией.


- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

- Найдите в тексте отрывок и прочитайте, какой же эпизод рассказа изобразил художник?

-Прочитайте описание сороки после этого случая

Работа с пословицами.

- Почему эта история, которую рассказал Пришвин, закончилась именно так?

- Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?

- Какие из пословиц подходят к прочитанному рассказу?


Поспешишь – людей насмешишь.


Дружный табун и волков не боится.


Что одному с трудом дается, то коллективом легко берется.


Один и камень не поднимает, а миром и гору перенесем.


И лес шумит дружней, когда деревьев много.


Дружно не грузно, а врозь хоть брось.


Одна пчела немного меду натаскает.


Работа над планом.


- Прочитай план к рассказу. Можно ли по этому плану пересказать текст?

Почему?


План.


Работа в парах (дети расставляют последовательность происходящих событий)


5 Выскочка осталась без хвоста

3 Украденная косточка

1 Вьюшка получила подарок

2 Выскочка

4 Хитрость Вьюшки


Творческий пересказ.


- Давайте попробуем пересказать этот рассказ от лица Вьюшки.


- Какие слова мы будем использовать вместо слов собака, Вьюшка? (Я.)


  1. Итог урока.

Тесты:

М.М.Пришвин «Выскочка»


  1. Когда собака получила кость?

а) виляла хвостом;

б) визжала;

в) опустила хвост;


  1. В какой момент собака набросилась на сороку?

а) сразу;

б) подождала, выбрав удобный момент;


  1. Для сороки нет большого страха, как

а) остаться без хвоста;

б) остаться без подруг;

в) остаться без еды;




- Название «Выскочка» отражает тему или главную мысль рассказа?

- Чему учит нас этот рассказ?

- Почему М.М.Пришвина называют «Певцом природы»?




- Какова тема произведения?


ТЕМА: Спор между собакой и сорокой


- Какова идея произведения?


ИДЕЯ: Нельзя в одиночку сражаться с теми, кто сильнее тебя. «Что одному с трудом, дается, то коллективом легко берётся».


Вывод:

За всем, о чем мы сейчас говорили, стоит автор, с его доброй улыбкой и внимательным взглядом на всё живое, что рядом с нами. Пришвин учит и нас так же глядеть на природу, а с любви к природе начинается любовь к Родине, к своему Отечеству и Михаил Михайлович Пришвин учит нас быть патриотами своей Родины.


Хором читают слова М.М.Пришвина.


РЫБЕ – ВОДА,


ПТИЦЕ – ВОЗДУХ,


ЗВЕРЮ – ЛЕС,


А ЧЕЛОВЕКУ НУЖНА РОДИНА.


И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ –


ЗНАЧИТ - ОХРАНЯТЬ РОДИНУ.


Чтение детских сочинений на тему «Моя малая Родина»


  1. Рефлексия.


- Кому было интересно на уроке?


- Кто узнал много нового интересного?


- Что на уроке вам понравилось больше всего?


- Кому было скучно на уроке?


- Что вам не понравилось на уроке?


  1. Домашнее задание.


1 гр. Пересказ по плану.

2 гр. Нарисовать ссору Вьюшки и Выскочки.

3 гр. Подобрать загадки о сороке и собаке.


Всем: Читать стр. 92-95, ответить на вопросы, учебник «Родная речь» 2 часть.









Литература:


  1. Концепция программы по литературному чтению для начальных классов «Школа России» под редакцией А.Плешакова. М.Просвещение 2008 г.

  2. Учебник «Родная речь» 2 часть, составители Л.Ф.Климанова и друг. М.Просвещение 2008 г.

  3. Поурочные разработки по литературному чтению для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой М.Вако 2006 г.

  4. Энциклопедия о животных М. «РОСМЭН» 2007 г.

  5. «Начальная школа» журналы 2009 г.

  6. М.М.Пришвин «Рассказы».