МОУ ШАТКОВСКАЯ СОШ № 1
УРОК
по
литературному чтению
4 класс
Тема:
М.М.Пришвин
«ВЫСКОЧКА»
Дата проведения: 02.03.2010
Тип урока: объяснение нового материала
Подготовила:
Резайкина Надежда Алексеевна
2009-2010 учебный год
Структура урока
№ | Структура урока | Дозировка времени |
-
| Организационный момент (Организовать учащихся на проведение урока) | 1-2 мин. |
-
| Постановка цели урока. Актуализация знаний. | 1 мин. |
-
| Подготовительная работа по восприятию произведения. - сообщения детей о творчестве М.М.Пришвина. - обзор книг М.М.Пришвина | 6 мин. |
-
| Изучение нового материала - дети знакомятся с темой урока - сообщения детей из дополнительной литературы о сороке и собаке - чтение рассказа «Выскочка» учителем - словарная работа (словарь С.И.Ожигова, В.И.Даля) - анализ рассказа «Выскочка» | 12 мин. |
-
| Физкультминутка Закрепление нового материала. Работа над иллюстрацией. - подобрать отрывок из рассказа к иллюстрации в учебнике - работа с пословицами - работа с планом к рассказу (дети работают в парах, устанавливая последовательность событий) - творческий пересказ по плану | 9 мин. |
-
| Итог урока. Рефлексия. - название «Выскочка» отражает ли тему или главную мысль рассказа? - тесты по рассказу М.Пришвина «Выскочка» - выделение темы рассказа - выделение идеи рассказа - вывод - чтение слова М.Пришвина - сочинения детей на тему «Моя малая Родина» - рефлексия | 4-5 мин. |
-
| Домашнее задание. - 1 гр. - пересказ по плану - 2 гр. – нарисовать ссору Вьюшки и Выскочки - 3 гр. – Подобрать загадки о собаке и сороке читать стр. 92-96 учебник «Родная речь» 2 часть | 1 мин. |
ТЕМА УРОКА:



Цели урока:
1. Познакомить детей с произведением М.М. Пришвина «Выскочка».
2. Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в произведении.
3. Учить анализировать поступки и характеры героев.
4. Определять главную мысль прочитанного, выделять идею.
5.Учить читать по ролям.
6. Воспитывать любовь к животным, природе, малой родине.
Оборудование:
- Портрет писателя М.М.Пришвина и его биография
- Выставка книг М.Пришвина
- Сочинения детей на тему «Моя малая Родина»
- Дополнительные сведения о сороке и о домашней собаке
- Картины сороки и собаки
- Пословицы
- План к рассказу «Выскочка» в неправильной последовательности
- Слова М.Пришвина о природе
- Компьютер
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок
Начинаем мы урок
Все готовы к обсужденью?
Начинаем с рассужденья.
Учитель: Ребята, изучая тему «Природа и мы», вы собрали фотографии красивых мест нашего Шатковского района, Шатков, написали сочинения и оформили в классе альбом «Моя малая Родина».
Постановка цели урока. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного писателя М.М.Пришвина. С его рассказами мы уже встречались во 2 и 3 классах. О чем писал свои рассказы автор?
Почему за М.М.Пришвиным прочно закрепилось определение «певца природы» - мы попробуем ответить в конце урока.
Подготовительная работа по восприятию произведения.
Учитель: А сейчас я предоставляю слово нашим ребятам, которые подготовили небольшое сообщение о М.Пришвине из книг, которые вы видите на выставке.
1 ученик: Есть писатели, чьи книги становятся друзьями с ранних лет. К ним относится М.М. Пришвин.
Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много различных впечатлений.
2 ученик: Наблюдать, понимать, любить природу Миша учился с ранних лет.
«…Миша забрался в глубину сада, бросился в густую, сочную траву, с наслаждением вдыхает аромат цветов и трав. Миша обернулся. В траве, у самого уха, гудит и сердится полосатый шмель. Крошечная букашка с трудом взбирается по стебельку; стебелек качается, будто хочет схватиться за соседнюю травинку. Букашка остановилась. Осторожно повела усиком, вдруг расправила крылья и улетела по каким-то своим неотложным делам».
3 ученик: М.Пришвин был влюблен в свою Родину. В её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все его произведения проникнуты большой любовью к природе. Вместе с ним мы радуемся звону весенней капели, шелесту тающего льда, первому зову кукушки, доброму стуку о кору дерева лесного доктора – дятла.
4 ученик: Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а все равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьем и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой.
Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повел за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.
Изучение нового материала.
- Прочитайте тему урока
- «Выскочка»
- О ком пойдет речь?
- О ком или о чём пишет М.М.Пришвин?
-Сегодня на уроке мы познакомились с новыми героями: это сорока- «Выскочка»
О ней нам расскажут ребята
- И второй герой - собака Вьюшка
Первичное чтение учителем.
Беседа после чтения.
- О чём этот рассказ?
- С какой целью автор рассказал нам об этом случае?
- Какую картину вы представили наиболее ярко, слушая рассказ?
- Какой это рассказ? (Описание, повествование, рассуждение)
Словарная работа
Работа со словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова
- Всё ли было понятно?
Бдительность – постоянное настороженное внимание (Словарь С.И.Ожегова)
Улучила – нашла подходящее время (Словарь С.И.Ожегова)
Поскакала дуром – не попорядку, как попало, не думая (Словарь В.И.Даля)
С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.
Анализ рассказа.
- Найдите и прочитайте, как у собаки появилась такая кличка?
Пришвин в этом рассказе использует литературный прием описание.
- Прочитайте, как автор описывает Вьюшку?
- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?
(Сравнение «…ушки, как рожки, хвостик колечком (Творительный падеж), зубки беленькие, как чеснок»)
- Расскажите, что произошло с Вьюшкой?
- Прочитайте, как она проявила себя с сорокой?
- Как автор относится к Вьюшке? (С любовью, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы)
- Что вы узнали о Выскочке?
- А как к ней относится Пришвин?( С любовью, используя народную мудрость).
- Прочитайте следующий абзац. Здесь есть противопоставление – шесть сорок и одна. Подчеркните слова “Повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником) Метафора используется для создания ярких образов.
- На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?
- Какой момент в рассказе самый напряженный? Почему вы так считаете?
Прочитайте.
Физкультминутка.
Закрепление нового материала. Работа над иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
- Найдите в тексте отрывок и прочитайте, какой же эпизод рассказа изобразил художник?
-Прочитайте описание сороки после этого случая
Работа с пословицами.
- Почему эта история, которую рассказал Пришвин, закончилась именно так?
- Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?
- Какие из пословиц подходят к прочитанному рассказу?
Поспешишь – людей насмешишь.
Дружный табун и волков не боится.
Что одному с трудом дается, то коллективом легко берется.
Один и камень не поднимает, а миром и гору перенесем.
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Одна пчела немного меду натаскает.
Работа над планом.
- Прочитай план к рассказу. Можно ли по этому плану пересказать текст?
Почему?
План.
Работа в парах (дети расставляют последовательность происходящих событий)
5 Выскочка осталась без хвоста
3 Украденная косточка
1 Вьюшка получила подарок
2 Выскочка
4 Хитрость Вьюшки
Творческий пересказ.
- Давайте попробуем пересказать этот рассказ от лица Вьюшки.
- Какие слова мы будем использовать вместо слов собака, Вьюшка? (Я.)
Итог урока.
Тесты:
М.М.Пришвин «Выскочка»
Когда собака получила кость?
а) виляла хвостом;
б) визжала;
в) опустила хвост;
В какой момент собака набросилась на сороку?
а) сразу;
б) подождала, выбрав удобный момент;
Для сороки нет большого страха, как
а) остаться без хвоста;
б) остаться без подруг;
в) остаться без еды;
- Название «Выскочка» отражает тему или главную мысль рассказа?
- Чему учит нас этот рассказ?
- Почему М.М.Пришвина называют «Певцом природы»?
- Какова тема произведения?
ТЕМА: Спор между собакой и сорокой
- Какова идея произведения?
ИДЕЯ: Нельзя в одиночку сражаться с теми, кто сильнее тебя. «Что одному с трудом, дается, то коллективом легко берётся».
Вывод:
За всем, о чем мы сейчас говорили, стоит автор, с его доброй улыбкой и внимательным взглядом на всё живое, что рядом с нами. Пришвин учит и нас так же глядеть на природу, а с любви к природе начинается любовь к Родине, к своему Отечеству и Михаил Михайлович Пришвин учит нас быть патриотами своей Родины.
Хором читают слова М.М.Пришвина.
РЫБЕ – ВОДА,
ПТИЦЕ – ВОЗДУХ,
ЗВЕРЮ – ЛЕС,
А ЧЕЛОВЕКУ НУЖНА РОДИНА.
И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ –
ЗНАЧИТ - ОХРАНЯТЬ РОДИНУ.
Чтение детских сочинений на тему «Моя малая Родина»
Рефлексия.
- Кому было интересно на уроке?
- Кто узнал много нового интересного?
- Что на уроке вам понравилось больше всего?
- Кому было скучно на уроке?
- Что вам не понравилось на уроке?
Домашнее задание.
1 гр. Пересказ по плану.
2 гр. Нарисовать ссору Вьюшки и Выскочки.
3 гр. Подобрать загадки о сороке и собаке.
Всем: Читать стр. 92-95, ответить на вопросы, учебник «Родная речь» 2 часть.
Литература:
Концепция программы по литературному чтению для начальных классов «Школа России» под редакцией А.Плешакова. М.Просвещение 2008 г.
Учебник «Родная речь» 2 часть, составители Л.Ф.Климанова и друг. М.Просвещение 2008 г.
Поурочные разработки по литературному чтению для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой М.Вако 2006 г.
Энциклопедия о животных М. «РОСМЭН» 2007 г.
«Начальная школа» журналы 2009 г.
М.М.Пришвин «Рассказы».