IV.Изучение нового материала | 1.Подготовка к восприятию нового материала. Чтение разговора Насти с папой – стр.194 в учебнике Р.Н. Бунеева «В одном счастливом детстве» (часть 1) • Сказка – это жанр устного народного творчества. Они появились много веков назад, когда люди еще не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их начали только в 19 веке. • Оказалось, что очень многие сказки, рассказанные в разных местах, похожи друг на друга. Более того, когда стали сравнивать сказки разных стран и народов, оказалось, что и они похожи. • Но здесь нет никакой тайны. Просто главная тема сказок – это борьба добра со злом. Сказки сочиняли простые люди, в них они выразили свою мечту, и оказалось, что слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умен, добр и справедлив. • Люди хотели быстрее передвигаться, научиться летать – и их фантазия создавала ковры – самолеты и сапоги – скороходы. Животные в сказках заговорили, как люди, и очень напоминали людей. Вопросы после чтения: • Что такое сказка? (жанр устного народного творчества) По авторской принадлежности сказки бывают …(авторские и народные) • Какие виды сказок по содержанию вы знаете? (волшебные, богатырские, о животных, бытовые) • Кто умело рассказывал сказки? (сказители) • Назовите сказочные приметы (троекратный повтор, волшебные предметы, заклинания) • Что объединяет сказки разных народов? (главная тема - борьба добра со злом) - Вы, наверное, уже догадались о ком сказка ?(про кота и лису) - Сегодня мы познакомимся со сказкой «Кот и Лиса» и в конце урока вы мне сами скажете, какая это сказка по содержанию. -Какие виды сказок знаете? Выступление ребят: 1 ученик-Волшебная сказка В волшебных сказках волшебные животные, которые могут разговаривать и помогать главному герою, их называют помощниками. Иногда такими животными оказываются заколдованные люди, которых необходимо освободить от власти злых чар. 2 ученик-Бытовая сказка Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников. 3 ученик-Сказка о животных Один из древнейших жанров фольклора (анималистические). В них переплелись рассказы о происхождении зверей и птиц, мифы о тотемных животных. Эти отголоски первобытных верований соединяются с живыми наблюдениями над повадками зверей и птиц. Пространственный мир ограничен обстановкой русской деревни. Число действующих лиц ограничено, т.к в сказке поднимаются проблемы и тут же предлагается ее решение. Все события происходят на земле, в реальном мире, а поэтому и проблемы земные, понятные для начальной школы. Животные в сказках думают и говорят. Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре. Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор. Физминутка «Танцуй веселей с киской Алиской» Словарная работа 
На столах словарики. Работа со словарём. Объяснение слов. 3.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. - Вам понравилась сказка? - Кто главный герой сказки? - Что запомнилось из сказки? - Какие звери есть в сказке? - Каким показался вам кот на первый взгляд, из прочитанной сказки?
4.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. - Как вы думаете, почему мужик решил избавиться от кота? (Унес в лес. Кот доставлял неприятности своему хозяину). - Как вы думаете, почему лиса никогда не видела котов? (Лиса – дикое животное, она живет в лесу) - Какие устаревшие слова вам встретились? (воевода-Предводитель войска, военачальник) - Какой вывод вы можете сделать? ( - Подумайте, что можете сказать про кота, какой он? (хитрый и находчивый). Раз слова есть устаревшие – значит, сказка старая). - В чем проявились находчивость и хитрость? (Быстро сообразил, как ответить лисе.) Учитель: Что можете сказать про лису? (сообразительная, хитрая). - В чем это проявилось? Вспомните, как отреагировала сначала лиса на заявление кота о том, что он воевода? (Дети инсценируют этот эпизод) - Как вы думаете, а потом меняется ли интонация? Почему? Что задумала лиса? (Лиса сразу сообразила, какую пользу может ей принести кот. Ведь она во всех сказках хитрая) - Можем ли мы сейчас еще сказать, что объединяет этих животных? -Чем они похожи друг на друга? (Возможно, эти два зверя очень похожи по своим чертам: оба хитрые и ловкие. Может, именно поэтому народная традиция соединяет их вместе). -Найдите подтверждение из текста, как представился кот лисе? (По имени и отчеству) - А лиса? Почему? Подумайте над этим вопросом в паре. (Животные говорят и действуют, как люди, поэтому мы встречаем в сказках такие обращения). -Как изменилась жизнь кота и сам кот? -Почему лиса заботилась о нем? (Он стал жить припеваючи. Лиса заботилась о нем, как будто не замечая его трусливости) - Как теперь кота зовут? Сравните имя Котофей с другими именами: Тимофей, Еремей. Эти имена сейчас встречаются очень редко. И этот факт тоже говорит о том, что сказке много лет. -Какие повадки все-таки у Котофея Ивановича такие же, как и у настоящих домашних котов? (Он любит рыбу, гоняется за мышами) - Какие припасы отправилась добывать лиса? (Еду, птицу) - Что можно сказать о лисе? (верная жена, хлопотливая, заботливая хозяйка, находчива и изобретательна) - Кто повстречался лисе? Что она им говорила? - Сколько зверей встретила лиса? (троих). ФИЗМИНУТКА для глаз
- Один из признаков сказок: троекратный повтор – 3 раза повторяется похожая ситуация, лиса им говорит одно и то же. Как вы думаете, догадаются ли волк и медведь, что Котофей Иванович – обыкновенный кот? - Проверим свои предположения по ходу чтения Чтение сказки хорошо читающими учениками - Подтвердились ли наши предположения по содержанию сказки? - Почему это сказка, а не рассказ? - Кто автор этой сказки? (народ) - Понравилось вам это произведение? Были ли моменты, когда вы волновались, переживали? Что бы вы хотели изменить в этой сказке . - Подумайте и скажите, каким качеством обладал этот кот в сказке (Шкодливый, озорной, вредный, трусливый, находчивый, предприимчивый, хитрый). - Кто оказался смелее: волк, медведь или заяц? Расскажите, как кот напугал волка и медведя? Почему кот оказался победителем? Кто оказался хитрее всех? - Во всех сказках этот персонаж ловок, удачлив, предприимчив, находчив - качества, которыми слушатель не может не восхищаться. И в то же время лиса - притворщица, воровка, расчетливая, злопамятная, жестокая. Отношение к ней рассказчика и слушателей двойственное. Чаще умной бывает лиса, особенно в тех случаях, когда противник сильнее. При другом сочетании: лиса и рак, лиса и дрозд, лиса и дрозд, лиса и кот, лиса и петух - выигрывает слабый, а лиса осмеивается. - Что можно сказать о лисе? (Лиса хитрая, умная, сообразительная). - А какими предстают перед нами волк и медведь? (трусливые, глупые). - Как заканчивается сказка? - В каком месте вы бы захотели изменить сказку? - Как вы думаете, зачем народ придумал эту сказку?) Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием чувств и переживаний лирического героя; анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста; 5. Работа учащихся в микрогруппах Учитель разрабатывает для работы учащихся в микрогруппах индивидуально – групповые задания творческого характера с учётом дифференцированного подхода к процессу обучения, реализуя все виды совместной, совместно – разделённой и самостоятельной работы учащихся и учителя, позволяющие ученикам продолжить размышлять над содержанием произведения, делит класс на микро-группы, объясняет суть задания. Правила написания синквейна. 1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное; 2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; 3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна; 4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме; 5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы (синоним; ассоциация с темой синквейна – пункт №1) Составление СИНКВЕЙНА: Группа 1: Лиса; Группа 2: Кот; Группа 3: Медведь; Группа 4: Волк; Группа 5: Заяц; Группа 6: Сказка
Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты. Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД) Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД); Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД). Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства; Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД); Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);
Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД); Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД); |