СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению Тема: П.П.Бажов. Сказ «Серебряное копытце». Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения. (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению по теме: П.П.Бажов «Серебряное копытце» 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению Тема: П.П.Бажов. Сказ «Серебряное копытце». Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения. (4 класс)»

Металлистовская ОШ І – ІІІ ступеней им. Н. Островского











Открытый урок по литературному чтению

Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»

4 класс












Составила учитель начальных классов

Белан Марина Николаевна















2015 г.


Тема: П.П.Бажов. Сказ «Серебряное копытце». Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения. (4 класс)

Цели:

Обучающие: обучать умению составлять портретную характеристику героев; Развивающие: развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения, развивать грамотную устную речь.

Воспитательные: ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.

Общеучебные умения и навыки:

1. Развивать умения учащихся составлять характеристику героев.

2. Развивать навык контроля, самоконтроля, взаимоконтроля на всех этапах урока.

3. Развивать навык работы в парах.

Оборудование: - Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце» в учебнике «Литературное чтение» (4 класс) Л.Ф. Климановой, - «камешки» разных цветов, рисунок к последней части сказа. Портрет П. П. Бажова.

Ход урока


I. Орг.момент.

II. Речевая разминка.

(текст на слайде №2)

Мурка спит, Клубком свернулась. Спрятав в лапки Носик свой.

Это значит, Это значит, Холода не за горой.

( прочитать глазами, хором) (текст на слайде №3)

III. Постановка темы и целей урока:

Найдите лишнее слово:

Копытце, клыки, рожки, головка (текст на слайде №4,5)

Как догадались?

- Определите тему урока ?

Сегодня мы продолжим работу над сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце». Будем анализировать текст, составим портретную характеристику, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

IV. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами начали делить сказ на части. Давайте вспомним наш план.

План. (доска)

  1. Даренка.

  2. Серебряное копытце.

  3. Жизнь в лесу.

Дома вы прочитали сказку до конца. Понравилась ли вам эта сказка? Чем?

(Тем, что исполнилась мечта Коковани и Дарёнки. Они увидели Серебряное копытце.)

Сколько частей вы выделили в оставшемся отрывке? (Две.)

V. Работа по содержанию сказа. (текст на слайде №6)

Давайте вспомним содержание сказа, для этого выполним следующий тест.

( проверка 1 части)

1. Сколько лет было Дарёнке?

а) 5,

б) 8,

в) 6

2. Как звали отца Дарёнки?

а) Григорий,

б) Василий,

в) Иван

3. Чем занимался Кокованя летом?

а) охотился;

б) добывал золото;

в) лежал на печи

4. На какой ножке у козла было серебряное копытце?

а) на правой задней;

б) на левой передней;

в) на правой передней

5. Как звали кошку Дарёнки?

а) Мурка;

б) Муська;

в) Мурёнка

6. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?

а) с баяном;

б) с балалайкой;

в) с барабаном

Проверка на слайде. (текст на слайде №7)

Работа по 2 части.

Восстановите текст. ( работа в парах). Взаимопроверка.

Так и стали жить вместе, дед __________,___________Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- _________, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на __________уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да _______ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ___________. К вечеру соберутся, и__________ им.

( Кокованя, сиротка; поживали, работу, прибирала, ловила, весело, кашу)

Прочитать восстановленный текст. (текст на слайде №8)

Вспомним содержание 3 части.

- Чем занимался Кокованя в лесу? (Он охотился на козлов.)

- Почему старик не хотел идти в завод за лошадью? (Он боялся оставить девочку одну в лесу.)

- Почему же он всё-таки ушёл в завод? (Дарёнка уговорила.) Найти в тексте, чтение по ролям.

VI. Физминутка. (текст на слайде №9)

VII. Работа по теме урока

1. Работа над четвертой частью.

- Что увидела в окошко Дарёнка? Прочитайте.

- Почему девочка загрустила? (Кокованя задерживался, и ей стало страшно.)

- Каким увидела Дарёнка козла в первый раз? Прочитайте.

- Почему девочка выбежала из балагана? ( посмотреть на козла)

- Чем Серебряное копытце отличалось от обычных козлов?

- Почему Дарёнке удалось увидеть Серебряное копытце, а Коковане - нет ?

Как озаглавим? 4. В ожидании деда 4. Долгожданная встреча. (доска)

2. Работа над пятой частью.

- Какую картину увидела Дарёнка около избушки? Прочитайте.

- Кто привел серебряное копытце к Даренке?

- Что случилось, когда вернулся Кокованя? (В это время весь балаган был уже засыпан драгоценными камнями.)

- Что произошло с Серебряным копытцем и с Мурёнкой. (Они исчезли.)

- Сколько камней успел собрать Кокованя? (Он нагрёб полшапки камней.)

- Почему же он не собрал их побольше? (Дарёнка попросила оставить эту красоту до утра, чтобы на неё полюбоваться.)

- Вернулась ли домой кошка? (Нет.)

- Как вы думаете, почему она не вернулась? (Она осталась, наверное, с Серебряным копытцем, потому что кошка тоже была необыкновенной.)

- Что стали находить люди по тем покосным ложкам? (Хризолиты.)

Как вы озаглавили? (5. Чудо Серебряного копытца. Чудо произошло.)

У нас получился следующий план.

План. (доска)

Для чего мы с вами составили план?

VIII. Закрепление изученного.

А сейчас вернемся к героям нашего сказа.

1) Угадайте слова, добавив гласные буквы и назовите главных героев сказа.

Кквн, Дрнк, Мрнк, кзл (текст на слайде №10)

- Давайте охарактеризуем главных героев сказа. Для этого вы выполните следующую работу.

У вас на столах лежат карточки с заданием. Возьмите каточку. Найдите те слова, которые подходят для характеристики персонажей. (работа в парах)


Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа

Дарёнка, Кокованя

1

Внешность

Большой и бородатый.

Махонькая, носишко пуговкой.

2

Чем занимается

Мастер сказки сказывать.

В избе прибирала, похлёбку да кашу варила.

Охотник.

Любила сказки слушать.

С утра на работу уходил.

Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.


3

Характер

упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый


Обратите внимание, в строке «Характер» нужно изменить окончания слов-подсказок для характеристики девочки.

.

Проверим, что у вас получилось. Внимание – на экран.

Прочитай, какая характеристика Коковани у тебя получилась.

/слайд – открывается по мере ответов учеников

Прочитай, какая характеристика Дарёнки у тебя получилась


- Как вы думаете, похожи ли по характеру главные герои? (Да, они оба добрые, заботливые, любознательные и верные друг другу.)

- Какую главную мысль хотел выразить автор в этой сказе? (Что добрые и трудолюбивые люди всегда вознаграждаются каким-либо чудом.)

- Какое же чудо произошло со стариком и девочкой? (Их желание увидеть волшебного козлика сбылось.)

- А есть ли в этом сказе обычные, не сказочные события? (Да. На самом деле бедным людям жилось тяжело, как Коковане и Дарёнке. Но несмотря на это они не озлобились, а еще оказывали помощь другим, ещё более обделённым судьбой.)


IX. Итог урока

1. О чем сказ Бажова? Выберите самую точную формулировку. ( на слайде№11)

А) человек должен любить животных.

Б) очень важно быть скромным.

В) трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

2. Часто сказки заканчиваются такими словами: “Сказка – ложь, да в ней намек ...” А какой урок извлекли вы? Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?

X. Домашнее задание

Перечитать сказ; подготовить пересказ понравившейся части..

Рефлексия


-Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка- камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Бажова приклейте зелёный камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, то приклейте голубой, а если испытывали трудности ,то красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг. Сияющий волшебными камнями. Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом , но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.

Так и стали жить вместе, дед __________,___________Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- _________, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на __________уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да _______ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ___________. К вечеру соберутся, и__________ им.

( Кокованя, сиротка, поживали, работу, прибирала, ловила, весело)

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Так и стали жить вместе, дед __________,___________Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- _________, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на __________уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да _______ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ___________. К вечеру соберутся, и__________ им.

( Кокованя, сиротка, поживали, работу, прибирала, ловила, весело)

______________________________________________________________________________________________________________________________________


Так и стали жить вместе, дед __________,___________Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- _________, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на __________уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да _______ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ___________. К вечеру соберутся, и__________ им.

( Кокованя, сиротка, поживали, работу, прибирала, ловила, весело)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________


Так и стали жить вместе, дед __________,___________Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- _________, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на __________уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да _______ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ___________. К вечеру соберутся, и__________ им.

( Кокованя, сиротка, поживали, работу, прибирала, ловила, весело)

______________________________________________________________________________________________________________________________________


Так и стали жить вместе, дед __________,___________Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- _________, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на __________уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да _______ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ___________. К вечеру соберутся, и__________ им.

( Кокованя, сиротка, поживали, работу, прибирала, ловила, весело)

______________________________________________________________________________________________________________________________________


Так и стали жить вместе, дед __________,___________Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- _________, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на __________уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да _______ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ___________. К вечеру соберутся, и__________ им.

( Кокованя, сиротка, поживали, работу, прибирала, ловила, весело)

______________________________________________________________________________________________________________________________________


Так и стали жить вместе, дед __________,___________Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- _________, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на __________уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да _______ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ___________. К вечеру соберутся, и__________ им.

( Кокованя, сиротка, поживали, работу, прибирала, ловила, весело)


К_к_в_н_






Д_р_нк_






М_р_нк_







к_з_л


Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа

Дарёнка, Кокованя

1

Внешность

Большой и бородатый.

Махонькая, носишко пуговкой.

2

Чем занимается

Мастер сказки сказывать.

В избе прибирала, похлёбку да кашу варила.

Охотник.

Любила сказки слушать.

С утра на работу уходил.

Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.

3

Характер

упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый

Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа

Дарёнка, Кокованя

1

Внешность

Большой и бородатый.

Махонькая, носишко пуговкой.

2

Чем занимается

Мастер сказки сказывать.

В избе прибирала, похлёбку да кашу варила.

Охотник.

Любила сказки слушать.

С утра на работу уходил.

Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.

3

Характер

упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый


Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа

Дарёнка, Кокованя

1

Внешность

Большой и бородатый.

Махонькая, носишко пуговкой.

2

Чем занимается

Мастер сказки сказывать.

В избе прибирала, похлёбку да кашу варила.

Охотник.

Любила сказки слушать.

С утра на работу уходил.

Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.

3

Характер

упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый

Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа

Дарёнка, Кокованя

1

Внешность

Большой и бородатый.

Махонькая, носишко пуговкой.

2

Чем занимается

Мастер сказки сказывать.

В избе прибирала, похлёбку да кашу варила.

Охотник.

Любила сказки слушать.

С утра на работу уходил.

Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.

3

Характер

упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый