Литературное чтение 3 «А» класс
Дата: 23.02.2017
Тема: В. Орлов «Но зато друзья кругом»
Цель: Ученики объяснят значение слова ДРУЖБА и напишут законы дружбы.
Критерии успеха:
Могу выразительно рассказать стихотворение А. Лесных «Как бы жизнь не летела»
Могу рассказать о добром деле, которое я сделал (а).
Могу рассказать биографию В. Орлова.
Могу ответить на вопросы.
Могу выразительно читать стихотворение.
Могу собрать пословицу и объяснить её значение.
Могу написать законы дружбы.
Ход урока.
Организационный момент.
Ученики приветствуют гостей и друг друга, говорят пожелания друг другу.
Знакомство с темой и целью урока.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Но зато друзья кругом», которое написал Владимир Натанович Орлов.
На уроке мы:
Познакомимся с биографией В. Орлова.
Ответим на вопросы.
Выразительно прочитаем стихотворение.
Соберём части пословиц и объясним их значение.
Напишем законы дружбы.
Цель нашего урока: написать законы дружбы.
Проверка домашнего задания.
Ученики в парах рассказывают друг другу стихотворение А. Лесных «Как бы жизнь не летела»
Ученики (по желанию) рассказывают стихотворение вслух.
Ученики рассказывают о добром деле, которое они сделали.
Знакомство с биографией В. Орлова.
Ученикам раздаются листочки с биографией писателя. Дети читают и пересказывают прочитанное друг другу (в парах)
Владимир Натанович Орлов родился 8 сентября 1930 года в городе Симферополе в семье типографского рабочего.
В юношеские годы он успел поработать слесарем и матросом, растирал краски в художественной мастерской и портняжил... При этом Володя писал стихи.
Первые публикации его стихов стали появляться в крымских газетах. Он писал их постоянно, даже когда шил. Пришлось сменить профессию. Владимир пошел работать в типографию, потом в редакцию евпаторийской газеты. Дорос до заместителя главного редактора. Его первая книжка детских стихов увидела свет в 1958 году. Большой талант позволил Владимиру Орлову войти в детскую литературу сразу, минуя период ученичества и поиска своего почерка.
Первые его стихи привез в Москву Самуил Маршак, разглядевший в рукописи крымского паренька, пришедшего к нему в ялтинский Дом творчества писателей, вполне сложившегося поэта.
Многие стихи, вошедшие в первые книжки Владимира Орлова, давно уже стали классикой детской литературы.
Его перу принадлежат детские книги "Кто в доме живет", "Первая дорожка", "Утренний поезд", "Если мы вместе", "Хрюша обижается" - всего около пятидесяти книг, выходивших в издательствах "Малыш", "Детская литература", а также на родине поэта в Крыму. Там же, в Крыму, в 1983 году вышла книга сатирических и юмористических стихов поэта "Прочтите взрослым".
Перу Владимира Орлова - драматурга принадлежит около двух десятков пьес для кукольных театров, из которых самая известная, "Золотой цыпленок", обошла почти все сцены детских театров в России и многих театров за рубежом.
Владимир Натанович часто выступал и как поэт-сатирик. Он был постоянным автором знаменитой полосы "Литературной газеты" - "12 стульев". Он дважды был лауреатом премии “Золотой Остап”. Но никогда не кичился своей известностью. На стихи Владимира Орлова написано немало популярных песен для детей.
Владимир Натанович блестяще знал русскую литературу — и детскую, и взрослую. Обладая тонким языковым чутьем и художественным вкусом, он виртуозно владел словом и любил словесные игры. Владимир Натанович Орлов скончался 25 ноября 1999 года в городе Симферополе. На родине писателя его имя носит Крымская республиканская детская библиотека.
Ученики (по желанию) рассказывают биографию писателя классу. Другие учащиеся дополняют ответы.
Работа над стихотворением «Но зато друзья кругом»
Какое прекрасное слово – «дружба». Произносишь его – сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать о своём. Произносишь слово «дружба» - сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха, это Вини-Пух со своими друзьями.
Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре значение слова Дружба в толковых словарях Даля, Ожегова ...Д. Н. Ушакова.
«ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»
А какие ваши достоинства привлекают вашего друга? (ответы учащихся)
Кто такой друг? (Друг - близкий приятель, лицо, связанное с кем – ни будь дружбой)
Какими качествами обладает ваш друг? (ответы учащихся)
На доске висит рисунок «Кот Леопольд». Учащиеся должны подобрать однокоренные слова к
слову дружба, написать его на стикере и прикрепить рядом с рисунком. (дружба, дружок, дружить, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружественный)
Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Владимира Орлова «Но зато друзья кругом»
Первичное чтение учителем стихотворения (стр. 64)
Анализ прочитанного:
О чем или о ком это стихотворение?
Понравилось ли произведение автора? Чем именно?
Какие чувства вызвал у вас данный рассказ?
Каково отношение автора к животным?
Почему нужно помогать своим друзьям?
Приятно ли будет тебе, если друзья будут помогать тебе?
А что паучок получил за свою доброту?
Какими качествами, необходимыми для дружбы, обладал паучок?
Работа с текстом стихотворения:
Словарная работа
Сачок - конусообразная сетка на обруче с рукоятью, служащая для ловли рыб, насекомых.
Гамак - предмет мебели, ложе для сна и отдыха, представляющее собой подвешенный за два противоположных конца прямоугольный кусок ткани или плетёной сетки.
Бескорыстность - отдавать и не требовать ничего взамен.
Самостоятельное чтение (полушепотом) стихотворения.
Чтение вслух (по желанию)
Поиск подходящего четверостишья для предложенной иллюстрации.
Физкультминутка.
(дети выполняют в парах)
Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
Групповая работа
Учащиеся самостоятельно составляют законы дружбы.
В группе выбирают лучшие варианты и записывают на листе А 5 (1 ученик)
По окончании работы ученики выходят к доске, зачитывают и приклеивают законы на доску.
Основные законы дружбы:
1.Один за всех, и все за одного.
2.Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
3.Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
4.Радуйтесь вместе с друзьями.
5.В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не нарушайте своих обещаний.
6.Берегите друзей, ведь друга легко потерять.
7.Старый друг лучше новых двух.
Работа с пословицами.
Каждой группе выдается начало и несколько вариантов продолжения пословицы. Ученики собирают пословицу и объясняют её значение.
Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
Старый друг лучше новых двух.
Друга на деньги не купишь.
Дружба — как стекло, разобьёшь – не склеишь.
Друзья познаются в беде
Рефлексия.
- Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Мы знаем, что такое дружба, составили свод законов дружбы. Нам осталось выяснить, а можем ли мы быть настоящими друзьями.
- На ваших партах есть солнышко с лучами. В центре мы видим надпись: «Я могу». Подумайте, что вы можете сделать для своего друга. Напишите об этом в лучике. (Дети заполняют лучики, прикрепляют их с помощью двухстороннего скотча на лист с солнышком, озвучивают свои ответы).
Подведение итогов урока.
Ответы на вопросы:
Итак, мы видим результаты нашей работы, мы оценили свою работу.
Спасибо за вашу работу.
Выставление оценок
Домашнее задание.
Написать письмо другу. Его можно написать любому однокласснику с предложением о дружбе.















Я могу