Для того, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока, мы разделимся на три группы (предлагаю разделиться на группы по рядам). Первая группа отправится в Картинную галерею и изучит два портрета. Карточка с информацией 1. КАРТИННАЯ ГАЛЛЕРЕЯ Святые Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 15 век. «Кирилл (Константин) и Мефодий родились и выросли в византийском городе Солуни (ныне Солоники). С детства они знали два языка – греческий и славянский. Характеры братьев были схожи. Оба много читали и любили учиться. Кирилл (Константин) получил образование при императорском дворце в столице Византийской империи – городе Константинополе. Он изучал грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие сделали Кирилла одним из самых образованных людей того времени». Какие непонятные слова вы встретили в тексте? Кто такие Кирилл и Мефодий? Где родились братья? Сколько языков были им родными? Где учился Кирилл? Какие предметы он изучал? Сколько языков знал Кирилл? Был ли Кирилл обычным человеком? Почему вы так считаете? Что же такого важного совершил Кирилл? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся на почту и познакомимся с отрывком из знаменитого письма. Карточка с информацией 2. ПОЧТА Открытое письмо императору Византийской империи Михаилу Третьему: «…Наши люди отвергли язычество и придерживаются христианского закона, но мы не имеем такого учителя, который бы на нашем языке проповедовал истинную христианскую веру…» Ростислав, князь Великой Моравии Какие слова в тексте показались вам непонятными? На каких языках говорили жители Великой Моравии? На каких языках говорили Кирилл и Мефодий? Сколько языков знал Кирилл? Кого император отправил проповедовать истинную веру в Великую Моравию? Какова была главная цель Кирилла? Для того, чтобы священники могли проповедовать христианскую веру, Кирилл стал переводить богослужебные книги с греческого языка на славянский. А что нужно, чтобы записать текст? Была ли у славян своя азбука? Что сделал Кирилл? Азбука, которую создал Кирилл в 863 году, называется Глаголица. Вот как она выглядит. Похожа она на ту, которой пишем мы? Что значит «глаголица»? Вспомните поговорку: «Устами младенца ….» ГЛАГОЛИЦА Теперь мы знаем, что первая славянская азбука называлась глаголицей, и мы с вами не пользуемся ей на уроках. Тогда какой вопрос напрашивается сам собой? Верно, хочется узнать, какой же азбукой пользуемся мы с вами и как она связана с Кириллом. Для этого мы отправимся в библиотеку. Карточка с информацией 3. БИБЛИОТЕКА ПЕРВЫЙ ЕПИСКОП СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА «Автором» кириллицы (азбуки, которой пользуемся мы с вами) является ученик солунских братьев, болгарский книжник Климент Охридский, разработавший данное письмо на основе греческого алфавита (который бессистемно употреблялся для записи славянских слов и до того) путем добавления в него элементов глаголической азбуки. По сложившейся традиции принятие нового алфавита привязывается к Преславскому собору, который прошел в 893 году. КИРИЛЛИЦА Какие непонятные слова встретились вам в тексте? Чьим учеником был Климент Охридский? На основе какого алфавита он создал нашу азбуку? Что он добавил в нашу азбуку? Зачем он добавил в греческий алфавит некоторые буквы глаголицы? Почему он назвал свою азбуку кириллицей? В каком году была принята кириллица? Почему Климента Охридского называют «епископом славянского языка»? | Ученики соглашаются с предложением учителя или предлагают свой вариант деления на группы. Первая группа получает конверт с миниатюрой из Радзивиловской летописи и информацией о Солунских братьях Дети рассматривают миниатюру, читают текст вслух, отвечают на вопросы учителя по тексту. Вторая группа читает письмо, отвечает на вопросы учителя. Дети получают карточки с глаголицей и изучают их в парах. Третья группа изучает информацию, читает вслух, отвечает на вопросы учителя. Дети получают карточки с глаголицей и изучают их в парах. |