СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по матем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по матем»

Е. Афонькова

ТК Создатели славянских азбук


Учитель: Екатерина Афонькова.

Предмет: русский язык.

Класс: 1

Учебник: Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 2/ Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л.А., Бойкина М. В. М, 2011.

УМК «Школа России»

ТЕМА УРОКА: СОЗДАТЕЛИ СЛАВЯНСКИХ АЗБУК

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Дидактическая цель: сформировать условия для развития интереса к изучению русского языка (фонетики, графики и истории).

Задачи:

  • Обучающая: способствовать знакомству с историей русского языка.

  • Развивающая: предоставить возможность учащимся выделить и осознать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения знаний; сформировать условия для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.

  • Воспитательная: формирование основ гражданской идентичности через развитие интереса к истории родного языка.

Методы обучения: метод решения проектных задач.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

Средства обучения: карточки с информацией, кириллица и глаголица.





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД:

1.

Самоопределение к действию

Молчат гробницы, мумии и кости –

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

Иван Бунин


На доске эпиграф урока:

Учащиеся настраиваются на работу в группах.


Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднеий

С детства мы изучаем буквы нашего русского алфавита, пишем на русском языке и редко задумываемся о том, когда и как возник наш язык, какова его история. Между тем, история русского языка – это история русского народа, история его величия и славы.

Наши предки – славяне – издавна жили в Европе. Они достигли такого уровня развития, когда возникла необходимость иметь свою письменность, славянскую. История создания славянской азбуки поистине уникальна.

  • Как называется азбука, которую мы с вами изучили?

  • Почему наша азбука называется кириллицей?

  • Как вы думаете, кто такой Кирилл?

  • Почему в его честь названа азбука?

Фронтальная работа: свободные высказывания учеников.

Познавательные УУД:

Анализ информации с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3.

Постановка цели урока

  • О чем мы будем размышлять на уроке?

  • На какой вопрос мы постараемся ответить?

  • Какова будет цель нашего урока?

  • Как найти ответ на вопрос?


Фронтальная работа: дети самостоятельно формулируют тему урока, цель исследования, задачи.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование.

Коммуникативные УУД:

планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия учащихся с учителем и сверстниками); владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Познавательные УУД:

самостоятельное создание способов решения задачи творческого и поискового характера.

4.

Построение выхода из затруднения

Для того, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока, мы разделимся на три группы (предлагаю разделиться на группы по рядам).

Первая группа отправится в Картинную галерею и изучит два портрета.


Карточка с информацией 1.

КАРТИННАЯ ГАЛЛЕРЕЯ

Святые Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской

летописи, 15 век.

«Кирилл (Константин) и Мефодий родились и выросли в византийском городе Солуни (ныне Солоники). С детства они знали два языка – греческий и славянский. Характеры братьев были схожи. Оба много читали и любили учиться. Кирилл (Константин) получил образование при императорском дворце в столице Византийской империи – городе Константинополе. Он изучал грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие сделали Кирилла одним из самых образованных людей того времени».

  • Какие непонятные слова вы встретили в тексте?

  • Кто такие Кирилл и Мефодий?

  • Где родились братья?

  • Сколько языков были им родными?

  • Где учился Кирилл?

  • Какие предметы он изучал?

  • Сколько языков знал Кирилл?

  • Был ли Кирилл обычным человеком? Почему вы так считаете?

  • Что же такого важного совершил Кирилл?


Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся на почту и познакомимся с отрывком из знаменитого письма.


Карточка с информацией 2.

ПОЧТА

Открытое письмо императору Византийской империи Михаилу Третьему:

«…Наши люди отвергли язычество и придерживаются христианского закона, но мы не имеем такого учителя, который бы на нашем языке проповедовал истинную христианскую веру…»

Ростислав, князь Великой Моравии

  • Какие слова в тексте показались вам непонятными?

  • На каких языках говорили жители Великой Моравии?

  • На каких языках говорили Кирилл и Мефодий?

  • Сколько языков знал Кирилл?

  • Кого император отправил проповедовать истинную веру в Великую Моравию?

  • Какова была главная цель Кирилла?

  • Для того, чтобы священники могли проповедовать христианскую веру, Кирилл стал переводить богослужебные книги с греческого языка на славянский. А что нужно, чтобы записать текст?

  • Была ли у славян своя азбука?

  • Что сделал Кирилл?

  • Азбука, которую создал Кирилл в 863 году, называется Глаголица. Вот как она выглядит. Похожа она на ту, которой пишем мы?

  • Что значит «глаголица»? Вспомните поговорку: «Устами младенца ….»


ГЛАГОЛИЦА


Теперь мы знаем, что первая славянская азбука называлась глаголицей, и мы с вами не пользуемся ей на уроках. Тогда какой вопрос напрашивается сам собой?

Верно, хочется узнать, какой же азбукой пользуемся мы с вами и как она связана с Кириллом. Для этого мы отправимся в библиотеку.


Карточка с информацией 3.

БИБЛИОТЕКА

ПЕРВЫЙ ЕПИСКОП СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА

«Автором» кириллицы (азбуки, которой пользуемся мы с вами) является ученик солунских братьев, болгарский книжник Климент Охридский, разработавший данное письмо на основе греческого алфавита (который бессистемно употреблялся для записи славянских слов и до того) путем добавления в него элементов глаголической азбуки. По сложившейся традиции принятие нового алфавита привязывается к Преславскому собору, который прошел в 893 году.


КИРИЛЛИЦА

  • Какие непонятные слова встретились вам в тексте?

  • Чьим учеником был Климент Охридский?

  • На основе какого алфавита он создал нашу азбуку?

  • Что он добавил в нашу азбуку?

  • Зачем он добавил в греческий алфавит некоторые буквы глаголицы?

  • Почему он назвал свою азбуку кириллицей?

  • В каком году была принята кириллица?

  • Почему Климента Охридского называют «епископом славянского языка»?

Ученики соглашаются с предложением учителя или предлагают свой вариант деления на группы.

Первая группа получает конверт с миниатюрой из Радзивиловской летописи и информацией о Солунских братьях Дети рассматривают миниатюру, читают текст вслух, отвечают на вопросы учителя по тексту.

























Вторая группа читает письмо, отвечает на вопросы учителя.



































Дети получают карточки с глаголицей и изучают их в парах.














Третья группа изучает информацию, читает вслух, отвечает на вопросы учителя.










Дети получают карточки с глаголицей и изучают их в парах.



Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка результата.


5.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Давайте подведем итоги нашего исследования.

  • Сколько славянских азбук мы теперь знаем?

  • Как называются азбуки?

  • Кто их создал?

  • Какую азбуку создал Кирилл?

  • В каком году была создана глаголица?

  • Что значит «глаголица»? (говорящая азбука)

  • Какую азбуку создал Климент Охридский?

  • В каком году была создана кириллица?

  • Что значит «кириллица»? (азбука, названная в честь первоучителя Кирилла)


На доске таблица, которую учитель заполняет с помощью учеников.

Азбука

Автор

Дата

Глаголица

Кирилл

863

Кириллица

Климент Охридский

893


  • На сколько лет глаголица старше кириллицы? (на 30 лет)

  • Зачем нужна была вторая азбука?


В 861 году братья Кирилл и Мефодий прибыли в Корсунь (ныне Симферополь на полуострове Крым). В «Житие (рассказе о жизни святого)» сказано, что здесь Константину удалось найти «Евангелие и Псалтирь роусьскыми письмены писана», а также человека, говорившего этим языком. Константин, беседуя с ним, научился этой речи и, на основании бесед разделил письмена на гласные и согласные буквы и с помощью Божией вскоре начал читать и объяснять найденные книги.

Оригинальная цитата: «Обрѣте же тѹ еуаггелиѥ и псалтирь, рѹсьскими письмены писано, и человѣка обрѣть, глаголюща тоѩ бесѣдою, и бесѣдова съ нимъ, и силу рѣчи приимь, своѥй бесѣдѣ прикладаѩ различьнаѩ письмена гласнаѩ и съгласнаѩ, и къ Богѹ молитву творѧ, въскорѣ чести и съказати, и мънози дивлѣаху, Бога хвалѧше».

  • О чем говорит этот рассказ?

  • Так зачем Климент Охридский дополняет «греческую азбуку» и называет ее в честь своего учителя «кириллицей»?

В 9 веке Кирилл (Константин Философ) создает свою славянскую азбуку, а Климент Охридский добавляет в уже широко использующуюся греческую азбуку буквы глаголицы. Эти буквы обозначают звуки славянских языков, которых не было в языке греческом.

Обе азбуки – и глаголица и кириллица – существуют одновременно. Однако кириллица оказалась более востребованной и постепенно вытеснила глаголицу из употребления.

Фронтальная работа.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.


6.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Перед вами две азбуки – глаголица и кириллица. Предлагаю вам записать буквами этих азбук первую строку из Евангелия:

«В начале было слово…»

  • Почему мы записали именно эту фразу?

  • Вспомните письмо князя Великой Моравии Ростислава. Для чего нужен был учитель?

Дети записывают на карточках строку из Евангелия буквами глаголицы и кириллицей (уставом), отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

7.

Рефлексия

Многие из вас уже изучают английский язык. Напишите на доске по-английски простую фразу:

«Меня зовут (ваше имя)».

My name is.»

  • Какие знания понадобились вам, чтобы записать эту фразу? (азбука, слова, грамматика, язык…)

  • Какие знания понадобились Кириллу, Клименту и другим славянским книжникам, чтобы переводить книги с греческого языка на славянский?

  • Какой науке положили начало знаменитые славянские переводчики? (науке о славянских языках)

  • Книжники переписали множество книг. Некоторые из этих книг сохранились до нашего времени. О чем мы можем узнать из древних книг?

  • Только ли сюжет их будет нам интересен?

  • Будут ли интересны нам буквы (слова, фразы, правила)?

  • Узнаем ли мы из старинных книг историю славянских языков?

  • Как вы думаете, история языка – это интересная наука?

  • Что именно показалось вам интересным на уроке?

  • Что показалось трудным для понимания? Почему?

  • Как вы думаете, можно ли использовать глаголицу как шифр и писать с ее помощью тайные записки?

  • Попробуете писать такие «тайные записки»?

  • А вы поделитесь с родителями секретом старинной азбуки? Как вы думаете, смогут ли они прочесть ваши письма?

Дети делятся впечатлениями, подводят итоги исследовательской работы, оценивают результат.

Регулятивные УУД: оценка.

Личностные УУД:

нравственно-этическая ориентация;

обеспечивающая личностный моральный выбор.



Приложение 1. Карточки с информацией

Приложение 2. Глаголица

Приложение 3. Кириллица

Использованная литература:

  1. Зайцева О. Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 класс. М, 2015.

  2. Гудков А. Первая славянская азбука в исторической ретроспективе http://ruvera.ru/articles/pervaya_slavyanskaya_azbuka


2