Математика
Тема: «Слагаемые. Сумма.»
Класс: 1 «А»
Учитель: Фетисова В.Н.
Цель урока:
познакомить с терминами «слагаемое», «слагаемое», «сумма»;
закрепить умения прибавлять и вычитать по 1, по 2;
активизировать мыслительную деятельность, развивать логическое мышление, усидчивость;
пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания;
прививать любовь к математике.
Задачи: познакомить с названием компонентов и результата в действии сложения; учить устанавливать взаимосвязь между изменением компонентов и результатами действия сложения; развивать навыки счета.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают: названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания.
Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выполняют действия по предъявленному алгоритму, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения.
Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Личностные УУД: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной.
Оборудование: карточки с числами в пределах 10, , таблица, на которой написан пример на сложение: (3 + 2 = 5) и обозначены слагаемые и сумма, цветик-семицветик, смайлики, фонарики
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Прозвенел звонок веселый,
Дети:
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Учитель :
2. Актуализация знаний
Учитель: Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы ни применялись знания математики. А чему мы научились на уроках математики? (Ответы детей).
Учитель:
- А вот сейчас и проверим, чему же вы научились.
2. Устный счёт
Учитель: Вставьте пропущенные числа.
Учитель: Назовите соседей числа 3, 8, 5
Учитель: Назовите предыдущее число по отношению к числу 7,2,6
Учитель: Назовите число, следующее за числом 8,4
Учитель:
- Молодцы, ребята. Вы многому научились на уроке математики. Хорошо знаете числовой ряд. А умеете ли вы считать?
В) Игра «Ромашка»- выходят по одному ученику, отрывают лепесток , называют ответ в примере (обратная связь со светофориками)
3. Физкультминутка
3. Изучение новой темы
1.Постановка темы и цели урока.
Учитель:
- Ребята, вы многому научились на уроках математики.
А чему бы вы ещё хотели научиться? (Ответы детей).
Учитель:
Ребята, посмотрите, у меня есть сумка и яблоки. Скажите сколько у меня яблок? (5). А на какие группы я могу их разделить? (Красные и зеленые). В первую руку я беру три яблока и кладу их в сумку, во вторую руку я беру два яблока и тоже кладу их в сумку.
Ребята, а вы знали, что в древности вместо слова «складывать» употребляли слово «слагать»? Вот давайте сейчас побудем в древности и я скажу тоже самое только со словом слагать. Кто догадался о чем мы сегодня будем говорить? (Слагаемые.Сумма.).
Мы на уроке узнаем, как называются числа при …. ( дети добавляют) сложении.
2. Работа с учебником
- Откройте учебник на странице 86.
- Рассмотрим картинку. Кто на ней изображён? Давайте придумаем имена мальчику и девочке.
- Что они строят? Из скольких кубиков состоит башня девочки? Башня мальчика?
- Откройте тетради. Найдите число, рабочую строку и поставьте точку.
- Посмотрите на движение рук ребёнка. Как вы думаете, что они хотят сделать со своими башнями? (Составить из двух одну)
-Можем ли мы записать это действие математически?
- Почему выбрали именно сложение? (Дети на картинке складывают)
- Итак, какое же действие запишем?
(3+2=5)
- Мы уже вспоминали, как такие выражения можно читать по-разному. Читаем вторым способом, используя слова «увеличить на…».
-В древнерусском языке слово «слагать» означало «соединять». Люди слагали песни, стихи, т.е. соединяли слова, чтобы получить какие-либо произведения.
- Мы с вами на уроках математики тоже слагаем, соединяем числа. И числа эти получили свои имена! Кто догадается, какие?
( Ответы детей))
-Читаем по учебнику название темы – слагаемые, сумма.
Учитель:
- Как же называются числа при сложении? ( слагаемые, а результат сложения- сумма)
- Возвращаемся к нашему выражению.
3+2=5- вывешивается табличка
- Сколько чисел складываем? Назовите их.
- Как мы теперь их будем называть?
3 – слагаемое
2 – слагаемое
- А что же такое 5? Это сумма.
(Хором проговариваем выражение, называя компоненты).
4. Закрепление изученного
1.№ 1с.86
- Что изображено на первом рисунке? (кружочки)
- Какие кружочки? (синие и жёлтые)
- Сколько синих кружочков? ( 4), жёлтых ?( 2)
- Какой вопрос поставим, рассматривая рисунок? (Сколько всего кружочков?
- Прочитаем выражение под рисунком: 4+2= - разными способами
- Аналогичная работа со вторым рисунком
2.Работа в тетради на печатной основе – стр 32 №1
Учитель:
- Внимательно посмотрите на числовые выражения. Что их объединяет?
- Во всех выражениях выполняется действие сложения.
- Прочитаем задание к упражнению. Читаем первое выражение, называя числа новыми именами. Выполняем упражнение с комментарием.
№2 – самостоятельно. Проверяем в парах.
5.Подведение итогов урока
-Какие математические термины вы сегодня узнали?(слагаемые, сумма)
-Что называется слагаемым? (числа, которые складываем)
-Что называем суммой? (ответ и выражение)
- Ребята, давайте оценим свою работу. Кому на уроке было комфортно, всё понятно, получили новые знания- рисуем улыбающееся солнышко;
- кому не совсем понятно, кто затруднялся- солнышко, но оно не улыбается
- кому трудно было на уроке- тучку.
Учитель подводит итог урока, раздаёт детям улыбающиеся смайлики, а на обратной стороне смайлика написаны термины: слагаемое, слагаемое, сумма.