Тема: «Умножение многозначного числа на однозначное»
Цель урока: Сформировать способность к умножению многозначного числа на однозначное; вывести алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Предметные УУД: выполнять умножение в столбик многозначного числа на однозначное;
решать примеры на табличное умножение;
повторять нумерацию многозначных чисел;
учить применять распределительное свойство умножения (умножение суммы на число);
развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.
Метапредметные УУД: выполнять задания по образцу;
помнить и удерживать в памяти алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное и многозначного на однозначное;
находить закономерности; задавать вопросы в ходе поиска информации.
Личностные УУД: уметь анализировать результаты учебной деятельности;
объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе;
понимать значимость уроков математики.
Задачи урока:
Помочь учащимся составить алгоритм умножения многозначного на однозначное.
Повторить табличное умножение; нумерацию многозначных чисел; распределительное свойство умножения.
Развивать внимание, память, речь, мышление, вычислительные навыки.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа проектор, экран.
М. И. Моро Математика. 4 класс. Учебник – М.: Издательство «Просвещение», 2020г.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт. Слайд 1
1. Найдите значение выражения удобным способом:
3606 + 549 + 394 +251 Слайд 2
2. Прочитайте числа в порядке убывания: Слайд 3
2076901, 20780, 258999, 2078000
3.Второе и третье числа замените суммой разрядных слагаемых
4. Вычислите Слайд 4
40 · 9, 700 · 5, 83 · 2, 3 сотни ·8, 7 десятков · 6
5. Задача Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя-30, дикого кабана 20лет. Как одним словом назвать продолжительность жизни всех трёх животных? (век). Слайд 5
6. Математический диктант:
Множители 9 и 3, Найди произведение.
5 умножили на 3 и получили.
Делимое 24, делитель 3. Найди частное.
На какое число надо умножить 3, чтобы получилось 27.
Число 6 увеличь в 4 раза.
Число 48 уменьши в 8 раз.
Во сколько раз число 49 больше, чем число7?
Найди произведение 8 и 4.
III. Работа над новым материалом.
1.Самоопределение к деятельности.
-О каких свойствах умножения говорят эти записи: Слайд 6
5× 3=3× 5
(4+3)×2=4×2+3×2
8+8+8=8×3
20×10=200
300×100=30000
Свойства написаны на карточках. Выбор соответствующей карточки учеником у доски.
- Устно умножение 632 · 9? Слайд 7
-Чтобы решить этот пример устно, какое свойство умножения нужно использовать?
632 · 9 = (600+ 30 + 2) · 9 =
-С какого разряда вы начали умножение?
– Кто напомнит алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное?
Пишу:
Умножаю единицы: пишу в разряде единиц, а десяток запоминаю
Умножаю десятки: пишу под десятками, а сотни запоминаю.
Умножаю сотни: записываю в разряд сотен.
576 х 9 (запись в столбик на доске) Слайд 8
-Ребята, а как вы думаете, механизм умножения многозначных чисел измениться или нет?
-Сформулируйте тему урока? .
- Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться умножать многозначное число на однозначное. Слайд 9
– Приготовьтесь к работе. Запишите: "Число. Классная работа".
- Письменное умножение любых многозначных чисел на однозначное число выполняется так же, как умножение трехзначных чисел на однозначное число: сначала умножают единицы, потом сотни и т. д. Попробуйте объяснить решение примера: 5 432 · 3.
Дети. Второй множитель подписываем под единицами первого множителя. Будем умножать, начиная с единиц. 2 умножить на 3, получится 6, подписываем под единицами. Умножаем десятки: 3 умножить на 3, получится 9, подписываем 9 под десятками. Умножаем сотни: 4 умножить на 3, получится 12 сотен – это 1 тысяча и 2 сотни; 2 сотни подписываем под сотнями, а 1 тысячи запоминаем. Умножаем тысячи: 5 умножить на 3, получится 15, да еще 1 тысяча, получится 16. Записываем 16 ниже. Читаем ответ: 16 296.
-Давайте выполним с.77 № 333(1) ( с комментированием у доски)
-Числа в выражениях не всегда являются числами натурального ряда, встречаются и именованные числа, например: 2т 375кг · 3
-Что вы будете делать в этом случае? Слайд 10
2.Работа в группах
-В группах составьте алгоритм решения таких выражений. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
*Проверка алгоритма. Слайд 11
-Откройте учебник на с. 77 и посмотрите вверху образец.
-Вы видите, что сначала надо перевести одну величину, затем умножить на число и потом еще раз перевести в два именованных числа.
Для закрепления полученных знаний учащиеся выполняют задание 333 (2).
Решение примеров ученики подробно объясняют, записывая умножение в столбик на доске и в тетрадях.
3.Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Нам необходимо немного отдохнуть. Если согласны с высказыванием хлопаете сидя на месте, а если не согласны – встать .
Верно, что у 180 коз, 180 хвостов? (да)
Верно ли, что у 30 мышат, 30 ушей? (нет)
А что это вы встали все вместе? Расскажи.
Верно ли, что у 140 коров, 280 рогов? (да)
Верно ли, что у 25 лошадей, 120 ног? (нет)
Верно ли, что если одно яйцо варится 5 минут, то 23 яйца будут вариться 5 минут? (да)
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
с.77 № 334
а)Задачу учащиеся решают под руководством учителя. После чтения задачи дети записывают на доске краткое условие.
1) 1 м 80 см · 6 = 180 · 6 = 10800 см = 10 м 80 см – на 6 простыней
2) 10 м 80 см + 10 м 20 см = 21 м – отрезали всего
3) 40 м – 21 м = 19 м
О т в е т: 19 м полотна осталось.
с.77 № 336
1. Краткая запись исловия задачи №336(с учителем)
2.Запись решения учащимися самостоятельно.
Скорость | Время | Расстояние |
одинак. | 5 мин | 500 м |
1 ч = 60 мин | ? м |
1) 500 : 5 = 100 (м) – за 1 минуту
2) 100 · 60 = 6 000 (м)
О т в е т: 6 000 м за 1 час.
2. Решение примеров.(Самостоятельная работа) Слайд 12
а) ученика решают примеры у доски, а остальные дети- самостоятельно.
б)Проверка.
V. Рефлексия. Cлайд 13
V I. Итоги урока.
Итак, давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока.
– Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.
Какое открытие мы сделали?
Какую цель мы поставим с вами на следующий урок?
– Вспомните, с каких слов мы начали урок?
– Чему научились?
-Ребята, чему учились на уроке? (На уроке мы учились умножать многозначные числа и величины на однозначное число,решали задачи и примеры)
Домашнее задание: с.77 № 337.