Организация учебного процесса на этапе 1: -У нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их и подарим свои улыбки! -Ребята, какой теме был посвящён прошлый урок? (теме «Нахождение доли числа», «Доли») -Правильно. На самом деле тема «Доли» очень объёмная, большая, в ней ещё много незнакомой нам информации. Чем, по вашему мнению, мы будем заниматься сегодня? ( узнавать что-то новое по теме «Доли ») -Вы снова правы! -Что значит «узнавать новое»? Скажите конкретнее. (Мы должны понять « чего мы не знаем » и «сами найти способ» узнать это новое) -Тогда давай возьмём в качестве девиза урока такое утверждение: ГДЕ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ – НАЙДЁТСЯ ПУТЬ! (СЛАЙД-2) -У вас есть желание добывать новые знания? (да) -Тогда в путь-дорогу. Я желаю вам успеха! 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Организация учебного процесса на этапе 2: -С чего же мы начнём свой путь? (с повторения) - А что мы будем повторять? (то, что пригодится на уроке для открытия новых знаний) - Хорошо, приступим. 1) Выполните задание ( СЛАЙД-3) Найди : . 1/7 от 42 м; . 1/5 от 1 км; . 1/6 от 1 ч; . 1/100 от 2кг 400гр. Как найти долю?
Сравни: . 1/9 и 1/2 .1/702 и 1/752 Назовите доли в порядке возрастания ( НА ДОСКЕ) 1/7, 1/2, 1/3,1/11, 1/10, 1/16 Как сравнить доли? ( Чем больше долей, тем меньше доля) Блиц турнир Реши задачи: 1)В нашем классе в конце года было 28 учеников. ½ часть из них занималась в кружке « Шахматы». Сколько детей занималось в кружке?
2) В математической олимпиаде участвовало 400 школьников. Из них 1/100 всех участников стали победителями. Сколько человек стали победителями олимпиады? Что общего у этих задач? ( нахождение доли числа) - Как найти 1/n долю числа? (1/ n= ц:n, взять 1 такую часть) Выявление места и причины затруднения. Организация учебного процесса на этапе 3: Найди : В школной столовой испекли 200 пирожков, на первой перемене продали 1процент от всех пирожков. Сколько пирожкв продали? - Кто нашел ответ? - Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, что такое % и как его найти ) 4. Построение проекта выхода из затруднения. Организация учебного процесса на этапе 4: - Какова же тема урока? ( Проценты ) - Так какую учебную задачу мы поставим перед собой? (узнать , что такое % и научиться находить их) -С чего начнём работать? (Нужно составить план) ПЛАН: -Итак, что нужно сделать сначала? 1. Узнать, что такое проценты? -Хорошо, дальше? 2. Научиться их находить. - Зачем? 3. Применять новые знания. (СЛАЙД-4) -Молодцы! План составили, теперь за работу 4. Реализация построенного проекта. Организация учебного процесса на этапе 5: -Встречалось ли вам раньше это слово? -Где вы его слышали? Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни. Можно прочитать или услышать, например, что, в выборах приняли участие 97% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75%, молоко содержит 3 % жира, материал содержит 100% хлопка. Ясно, что без понимания такого рода информации в современном обществе просто трудно было бы жить. Так нужно ли изучать проценты? (Работа организуется в группах, с детьми необходимо актуализировать правила работы в группах . В обсуждении принимают участие все, работаем дружно. В процессе работы в группах дети узнают, что такое % ) - Будем работать в группах. Вспомним правила. - На столе у 4 групп лежат словари, 2 группы работают с компьютерами. Найдите толкование слова- проценты. - Назовите словарь, по которому вы работали. ( Зачитывают) - Какие ключевые слова были во всех толкованиях этого слова? ( Сотая доля) ( На доске по ходу работы - % , Проце́нт, . pro centum) Хорошо! - Но мы не знаем формулы как найти процент. Какое ключевое слово было во всех сообщениях? ( сотая доля). - Значит процент – это сотая доля числа. Давайте попробуем вывести формулу нахождения процента . Работа в группах. - Что надо сделать, чтобы найти 1% ? ( представители групп вывешивают формулы) Что значит найти 1 %? Сформулируйте правило. (Чтобы найти процент от числа, надо это число разделить на 100.) - Молодцы! Много новых знаний открыли. Как убедиться , что мы правы? ( Посмотреть в учебнике ) - Откройте учебник на странице 73 и прочитайте правило в рамочке. 5. Первичное закрепление во внешней речи. Организация учебного процесса на этапе 6: Ребята, новую формулу вы вывели. Что нам нужно делать теперь? ( Потренироваться в нахождении процентов) Вернёмся к решению задачи на слайде ( решение на доске) 200:100=2(п)- продали на 1 перемене Ответ: 2 пирожка. Задания выполняются с комментированием . С.73 № 2 а) 1% от 500 г= 500 : 100 = 5 г б) 8000 км 8000 : 100 = 80 км в) 42000 р. 42000 : 100 = 420 р. г) 7300 л 7300 : 100 = 73 л д) 1 т 1000 кг : 100 = 10 кг е) 3 ц 300 кг : 100 = 3 кг Физкультминутка 6. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Дифференцированный подход) Организация учебного процесса на этапе7: - Ребята, вы открыли новое знание, потренировались . Что теперь нужно сделать ? ( самостоятельную работу) - Хотите проверить себя? ( да ) Самостоятельная работа по карточкам. В результате правильного решения составляются слова: 1 группа-Ученье 2 группа-везде 3 группа – найдет 4 группа - примененье Дети выполняют самопроверку и фиксируют результат. - Какие возникли затруднения? ( … ) - Исправьте ошибки. - Поднимите руки у кого всё верно. ( … ) На слайде: Ученье везде найдет примененье! - Как вы понимаете значение этих слов? Найдут ли применение в жизни знания , которые вы получили сегодня на уроке? 7. Включение в систему знаний и повторение. (работа в парах) Цель: 1) повторить решение текстовых задач, применение полученных знаний в новой ситуации Дополни чертеж и решите задачу Мама пришла в магазин за маслом. И увидела, что его стоимость стала на 1% дешевле. Сколько стало стоить масло по акции, если его стоимость составляла 300 рублей за килограмм? ( НА ДОСКЕ ЧЕРТЕЖ) 1) 300: 100= 3 (р)__- 1%___ 2) 300 - 3=297(р)_- стало стоить масло._____ Ответ:_297 рублей
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель : зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: понятие « процент», способ нахождения процента; организовать рефлексивный анализ учебной деятельности на уроке с точки зрения требований, известных учащимся; зафиксировать неразрешённые затруднения, которые остались, как направление будущей учебной деятельности и способы их преодоления ; оценить собственную деятельность на уроке; обсудить и записать домашнее задание. Организация учебного процесса на этапе 9 : - Какую цель мы ставили на уроке? ( … ) - Что такое процент? - Как найти процент от числа? - Докажите, что вы находились в учебной деятельности на уроке. ( Мы выполняли пробное задание, зафиксировали место и причину затруднения, … ) - Как вы понимаете значение этих слов? Найдут ли применение в жизни знания , которые вы получили сегодня на уроке? Вернемся к девизу нашего урока. Будете ли вы следовать этому девизу в жизни? Оцените свою работу на уроке – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Лист оценивания Поставьте оценку своей деятельности на уроке используя шкалу оценивания. 1%_____________________________100% Домашнее задание: с.73 № 4, с.74 № 11 ; ребятам 3 и 4 групп придумать задачу на нахождение % и остатка. Дополнительный материал Притча о царе. Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подозвал их всех к огромному замку. "Кто откроет этот замок без ключа, тот и будет первым помощником". Но никто из них даже не притронулся к замку. Лишь один подошёл и дёрнул замок, который тут же открылся, он не был закрыт на ключ. Тогда царь сказал: "Ты будешь первым помощником, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку действовать. |