II. Актуализация знаний. Устный счет (мозговой штурм) | а) Прямой и обратный счет в пределах 10. - Сосчитайте от 3 до 7, от 6 до 2, от 5 до 9, от 8 до 3. б) Повторение понятий «предшествующий», «последующий», «между», «следует за». - Назовите число предшествующее числу 5, 2. - Назовите число, которое следует за числом 3, 6, 4. - Назовите число, которое стоит между числами 5 и 7, 4 и 6. - Назовите "соседей" числа 8, 4. в) Игра «Какое число я задумала?» (работа с веерами) – Я задумала число, прибавила к нему 1 и получила 5. Какое число я задумала? Как вы рассуждали? – Я задумала число, вычла 1 и получила 3. Какое число я задумала? Как вы находили задуманное число? – Я задумала число, прибавила к нему 2 и получила 5. Какое число я задумала? – Я задумала число, прибавила к нему 4 и получила 5. Какое число я задумала? г) Задание на внимание - Сколько треугольников на каждом чертеже? (на доске, цветом показать) - На каком чертеже треугольников меньше? д) Задачи в стихах. По лесу охотник шел, В чащу леса он зашел, Повстречались ему здесь: Заяц, волк, лиса, медведь. Звери все до одного Убежали от него. Сосчитайте всех зверей И как можно побыстрей. (Четыре.) Ежик по лесу шел, На обед грибы нашел: Два – под березой, Один у осины. Сколько их будет В плетеной корзине? (Три.) | Выполняют задание, требующее способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Знать прямой и обратный счет в пределах 10. Повторение понятий «предшествующий», «последующий», «между», «следует за» Уметь находить, различать и называть геометрические фигуры. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в системе своих знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД) |
III. Постановка учебной проблемы . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения. Фиксация индивидуального затруднения. | - Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране Геометрия. Посмотрите, какие необычные жители нас встречают. (Слайд 1-2). Догадались, кто живет в этой стране? – Посмотрите на доску и скажите, что вы видите? – Разделите данные фигуры на две группы – Назовите геометрические фигуры «без углов». – Назовите фигуры из группы тех, что «с углами». - Как одним словом можно назвать эти фигуры? - Можно ли назвать одним словом фигуры, имеющие углы? - У нас получились разные варианты ответов. - Почему возникло затруднение - Хотите узнать? - Какую цель ставим? | Слушают учителя, рассматривают картинку. (Слайд1) -Геометрические фигуры -Фигуры с углами и фигуры без углов. -Круг, овал . – Квадрат, прямоугольник, четырехугольник, пятиугольник. (Варианты ответов учащихся разные.) -Не знаем общее название фигур, имеющих углы. -Узнать, как называются одним словом фигуры, имеющие углы. | Уметь узнавать и давать названия геометрическим фигурам. Уметь распределять фигуры на группы, на основании существенных признаков. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь группировать предметы на основе существенных признаков. Уметь высказывать свои предположения, обсуждать проблемный вопрос. (Познавательные УУД) Уметь высказывать своё мнение. (Личностные УУД) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | - Наметим наш план действий. 1. Сами попробуем выполнить задание, узнать, как одним словом, называются геометрические фигуры, имеющие углы. 2. Сопоставим свои предположения с тетрадями, учебником, спросим у учителя. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание. - Что нам поможет? | Под руководством учителя составляют и проговаривают план действий. Свой опыт, учитель, учебник, тетрадь. | | Уметь ориентироваться в системе своих знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. ( Регулятивные УУД) |
V. Реализация построенного проекта. | Практическая работа. У учащихся на партах 1/2листа А4 с заданием - Рассмотрите рисунок. Что вы видите? - Соедините эти точки поочерёдно. Какие инструменты вам помогут? - Какая фигура получилась? - Сколько точек? Эти точки – вершины треугольника. - Сколько отрезков, соединяющих точки? - Это стороны треугольника. - Покажите углы. - Сколько углов? - Почему фигура называется треугольником? Учитель. Жители страны Геометрия очень любят конструировать, строить. Они хотят узнать, а умеют ли ребята в нашей стране конструировать. - Возьмите счётные палочки: девочки – 6, мальчики – 4. - Из счётных палочек сконструируйте геометрическую фигуру, выкладывая палочки горизонтально и вертикально. - Какая геометрическая фигура у вас получилась, девочки (мальчики)? - Посчитайте, сколько у данных фигур, вершин (сторон, углов). Как, одним словом можно назвать данные фигуры? Учитель. Знакомство с шестиугольником. - У меня в руках лист бумаги. На какую геометрическую фигуру он похож? - Я возьму волшебные ножницы и срежу 2 угла у прямоугольника. Какая геометрическая фигура получилась? - Что вы можете рассказать о шестиугольнике? 2) Учитель. Жители страны Геометрия очень дружно живут. Вместе отдыхают и вместе работают. Они хотят узнать, как жители нашей страны умеют работать вместе. - Следующее задание нужно выполнить, работая в парах. - На парте у вас лежит конверт. Достаньте геометрические фигуры. Положите на парту треугольник, четырёхугольник, шестиугольник. (Положите фигуры так, чтобы четырёхугольник лежал посередине, а треугольник был не последним) - Какая фигура пропущена? Какая фигура может следовать за шестиугольником? Выстройте цепочку фигур, следуя закономерности. - Проверка. Слайд 2. – Какая фигура пропущена? Следует за шестиугольником? Многоугольники (название появляется после эксперимента) (Слайд 2) - Ребята, Геометрия – волшебная страна. В этой стране живут только волшебники. -Кто из вас тоже хотел бы стать волшебником, поднимите руку? -Учитель. А у меня есть волшебная палочка. Произносит волшебные слова: Раз, два, три, четыре, пять. Хотим волшебниками стать. - Превращения начинаются. (На партах у ребят квадрат. У учителя демонстрационный квадрат). Учитель наглядно показывает образец выполнения задания. Возьмите квадрат. Возьмите волшебные ножницы, помня о правилах работы с ножницами. Срежьте 1 угол у квадрата. Срежьте остальные углы. Изменилась фигура? Значит, мы с вами настоящие волшебники. - Можно ли, не считая углы, дать название этой фигуре? - Как можно назвать одним словом фигуры, выстроенные вами в цепочку? (Появляется название на слайде) Физкультминутка | Практическая работа. Выполняют практическую работу. -Точки. - Линейка, карандаш. -Треугольник. - 3. -3. (1 ученик у доски) -3. -3 угла. - Прямоугольник, квадрат. -Четырёхугольники. -На прямоугольник. - Шестиугольник. - 6 вершин, сторон, углов Наблюдают, участвуют в диалоге, обобщают. Выполняют задание, работая в парах. Фиксируют новые знания в речи, знаках. Проверяют выполненное задание по эталону. -Многоугольники | Иметь представление об элементах геометрических фигур: вершины, стороны, углы. - Уметь определять вид геометрической фигуры, в зависимости от количества углов. Уметь называть геометрические фигуры. Иметь представление о пятиугольнике, семиугольнике. Уметь выстраивать фигуры, следуя закономерности (количество углов). Познакомиться с понятием «многоугольники». | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, выполняя практическую работу, составляя геометрические фигуры, используя счётные палочки. (Познавательные УУД) Уметь анализировать с целью выделения признаков. (Познавательные УУД) Уметь планировать свои действия для достижения цели. (Регулятивные УУД) Уметь оценивать правильность выполнения своих действий на уроке. (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь решать проблемные вопросы, строить логические цепи рассуждений, обосновывать свой ответ. (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь оценивать правильность выполнения своих действий на уроке. (Регулятивные УУД) Уметь ориентироваться в системе своих знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь высказывать своё мнение, подтверждая собственными аргументами. ( Личностные УУД) Уметь сравнивать, анализировать с целью выделения признаков. (Познавательные УУД) |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Почему эти фигуры можно так назвать? - Что такое многоугольники? -Как называется фигура, которая имеет наименьшее количество углов? Учитель. Путешествие по стране Геометрия продолжается. А вот и королевство Многоугольников. (Слайд 3). - Однажды в королевство Многоугольников постучались пятиугольник, четырёхугольник и круг. -Как выдумаете, кого не пропустили в королевство? – Почему? - Какие фигуры называются многоугольниками? | - Многоугольник -Многоугольники - Много углов Рассматривают картинку на слайде, решают логическую задачу. - Круг -Нет углов | | Уметь решать проблемные вопросы, строить логические цепи рассуждений, обосновывать свой ответ. (Познавательные УУД) Уметь сравнивать, анализировать с целью выделения признаков. (Познавательные УУД) |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Но круг не расстроился, а пришёл к нам в гости. (На доске изображение круга) - Ребята, у него в руках письмо. Давайте узнаем для кого оно. ( Учитель читает.) - Выполнить задание в тетрадях на стр. 11. Задания выполняются по рядам: №1 -1ряд, №2 – 2ряд, самостоятельно, №3 – коллективно №1 – посчитать количество углов у геометрических фигур; №2 – объединить фигуры в группы; (1 ученик –у доски); №3 – из двух фигур составили новые фигуры, посчитать количество сторон у новых фигур. -Проверка: №1- по эталону (слайд 4); №2 – сравнивают с заданием, выполненным у доски; № 3 – устно. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? В чём затруднение (причина)? - Наш гость Круг предлагает выполнить задание в учебнике на стр. 64 № 2 (устно). | Выполняют задание в тетради самостоятельно. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Работают по учебнику. | Уметь находить углы, стороны многоугольников. Уметь давать названия многоугольникам, в зависимости от количества углов. | Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь оценивать правильность выполнения своих действий на уроке. (Регулятивные УУД) Способность к самооценке на основании критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД) Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь высказывать своё мнение, подтверждая собственными аргументами. (Личностные УУД) Уметь сравнивать, анализировать с целью выделения признаков. (Познавательные УУД) Уметь находить ответы на вопросы заданий, используя новые знания. (Познавательные УУД) Уметь оценивать правильность выполнения своих действий на уроке. (Регулятивные УУД) Способность к самооценке на основании критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД) Уметь участвовать в диалоге на уроке. (Коммуникативные УУД) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Подводим итог работы на уроке. Наше путешествие по стране Геометрия заканчивается. - Какую цель ставили? - Достигли цели? -Назовите тему урока. - Расскажите, чему научились на уроке. Дополнительные вопросы, в случае затруднения учащихся. - Что такое многоугольники? -Назовите элементы многоугольников. - Какие многоугольники вы знаете? - Ребята, наш друг Круг благодарит вас за хорошую работу на уроке и просит вас оценить свою работу с помощью «Светофорика» Зеленый –урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой. Желтый – настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился. Красный – задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, чему научились на уроке. - Вершины, стороны, углы. | | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД) Уметь участвовать в диалоге на уроке. (Коммуникативные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |