Задачи на движение в противоположном направлении
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по совершенствованию навыков решения задач на движение в противоположном направлении; навыков решения уравнения с многозначными числами, сложения и вычитания именованных чисел, по самостоятельному применению ЗУН в разнообразных ситуациях;
содействовать развитию вычислительных навыков, математической речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения; познавательной активности учащихся; анализа и синтеза, умений делать выводы и обобщения;
способствовать воспитанию интереса к математике, культуры умственного труда, культуры личностных отношений учащихся, эстетических чувств и представлений учащихся
Тип урока: урок закрепления и развития ЗУН
Вид урока: практикум
Форма урока: урок-путешествие
Методы: словесный: рассказ, практические: метод упражнений, практическая работа, самостоятельная работа, работа в парах; наглядный, обучающий контроль, взаимоконтроль.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Путешествие в космос», рисунок солнца, лучики по числу учеников.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
1 слайд.
Задачи на движение в противоположном направлении
2 слайд.
Тема: Задачи на движение в противоположном направлении.
Узнаем Подумаем Составим Научимся
о планетах
солнечной
системы
о скорости
движения
тел
алгоритм
решения
задач
решать задачи
на движение в противоположном
направлении
3 слайд.
- Урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы узнать, куда отправимся – надо отгадать ребус.
Дети: Космос.
4 слайд Далекие звезды над нами горят,
Зовут они в гости хороших ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас –
И вот мы к полету готовы сейчас.
Космос - слово словарное. Посмотрите, как оно пишется и запомните.
К
осмос
Космос – вселенная, мир. Пришло из греческого языка – обозначало вся вселенная.
5 слайд.
- А какие планеты солнечной системы вы знаете?
- Предлагаю вам совершить путешествие по этим планетам на космическом корабле Дружба!
Внимание! Взлет!
И наша ракета мчится вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
3. Минутка чистописания.
6 слайд
- И пока наш корабль набирает ход, давайте заполним бортовые журналы.
Запись числа, классная работа.
- Ребята, а как вы думаете, нужно ли космонавтам и людям, делающие космические корабли знать математику?
- Известно, что в 1962 году американские учёные подорвали свою ракету, стартовавшую к Венере, т.к. обнаружили с небольшим опозданием в программе действий ракеты ошибку. Был пропущен знак. Казалось бы, 1 знак, а мог обернуться катастрофой. Поэтому, будьте внимательны, когда считаете!
7 слайд.
- Когда впервые человек отправился в Космос? И кто это был?
Прописывание цифр 1961
Разложите это число на разрядные слагаемые. (Запись)
1961 = 1000 + 900 + 60 + 1
4. Устный счет:
8 слайд
Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют.
Задания на звездах:
9 -11 слайды.
Какая величина лишняя?
Назови величины в порядке возрастания.
Найди закономерность и продолжи ряд.
12 слайд.
Остановка – планета Меркурий.
- На Меркурии Сутки в два раза больше года. Новый год можно праздновать два раза в день. День длится около 3 х месяцев. Температура на поверхности достигает 300 градусов тепла.
13 слайд.
Задание:
1. Выберите выражения, значения которых нельзя вычислить:
203км – 1200м =
12ч – 5 см =
28м – 140см =
4562см2 + 6980дм =
2. Найдите значения оставшихся выражений:
203км – 1200м =
28м – 140см =
Проверка.
5. Основная часть
14-16 слайды
Остановка – планета Венера.
- Планета Венера имеет слой плотной атмосферы. В ней так много облаков, что кажется, вся окутана ватой. Температура достигает 450 градусов. Воздух там, в десятки раз гуще нашего и совсем другой по составу.
Задача на логику:
Лёгкое облачко за 20 секунд преодолевает расстояние в 80 м, а тяжёлая грозовая туча за 15 секунд преодолевает расстояние в 45 м.
Что движется быстрее: облачко или тучка?
Очевидно, что облачко затратило больше времени, но и прошло большее расстояние.
Чтобы узнать, что движется быстрее, надо сравнить расстояния, которые тучка и облачко преодолевают за 1 секунду
1) 80 : 20 = 4 (м) – за 1 секунду пролетело облачко.
2) 45 : 15 = 3 (м) – за 1 секунду проплыла тучка.
КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ?
Облачко движется быстрее, или с большей скоростью.
(урок скорость движения)
17слайд.
Остановка – планета Марс.
- Марс укутан легкой прозрачной атмосферой. Облаков нет. Цвет – песчано-красный. Планета холодная (до – 100 градусов), постоянно дуют холодные ветры.
Задача:
Два Марсоходика отправились в противоположном направление от станции изучать поверхность планеты Марс. Первый шел со скоростью 40км/ч, а второй 30км/ч. На каком расстоянии окажутся Марсоходики через 3 часа?
Обсуждение решения. Формула нахождения расстояния.
Запись решения самостоятельная.
Взаимопроверка решения …
18 слайд. Проверка
Решение по действиям.
40*3=120 (км/ч) – расстояние 1 Марсохода
30 * 3 = 90 (км/ч)- расстояние 2 Марсохода
120 + 90 = 210 (км/ч) расстояние общее
Решение выражением.
40*3 + 30 * 3 = 210 (км)
Ответ: на расстояние 210 км.
19 слайд.
Остановка Юпитер.
- Планета состоит почти их одних облаков. Сама планета небольшая, большая «одежка». У Юпитера 14 спутников и 2 их них, как наша Луна.
Физминутка.
Давайте немного отдохнем с Юпитерянами.
Мы ногами –топ-топ,
Мы руками - хлоп-хлоп,
Мы глазами - миг-миг,
Мы плечами – чик-чик,
Раз –сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки к солнышку подняли !
20 слайд.
Остановка - планета Уран.
- Планета Уран очень похожа на планету Юпитер.
- Жители планеты Уран никогда не видели учебников. Им интересно знать как и по каким учебникам учатся на планете Земля.
Решение уравнений самостоятельно по вариантам.
1 вариант 1 столбик.
2 вариант 2 столбик.
Самопроверка по доске.
21 слайд.
Остановка – планета Нептун.
- Совершает оборот вокруг солнца за 164 года. Сутки длятся 16 часов. Имеет 1 спутник.
С планеты Нептун одновременно в противоположном направлении вылетели два НЛО. Первый летел со скоростью 10км/с, а второй 15 км/с. Через сколько секунд они будут находиться друг от друга на расстоянии 50 км?
22 слайд.
Решение и ответ записать с комментированием.
Формула нахождения времени. T = S : vудал. t = S : (v1 +v2 )
50 : (15 + 10) = 2 (с).
Ответ: через 2 секунды.
23 слайд.
Остановка Плутон
- Плутон совершает оборот вокруг солнца за 248 лет. Сутки длиннее наших в 6 раз. Имеет 1 спутник.
Задача на смекалку:
У плутонян по 3 руки с каждой стороны. 10 плутонян встали в шеренгу и взяли за руки. Сколько рук осталось свободными.
24 слайд.
Запишите в бортовой журнал числа в порядке возрастания с соответствующей буквой. Какое слово у вас получится?
ПРИЗЕМЛЯЕМСЯ
25 слайд
Остановка Земля.
Домашнее задание.
Итог.
26 слайд
Узнаем Подумаем Составим Научимся
о планетах
солнечной
системы
о скорости
движения
тел
алгоритм
решения
задач
решать задачи
на движение в противоположном
направлении
27 слайд
Рефлексия.
- Центр нашей вселенной – Солнце. Оно большое и теплое. У каждого из вас на столе лежат лучики. Если вам урок понравился, то прикрепите свой лучик близко к солнышку, а если не понравился, то подальше.
Государственное учреждение «Гимназия № 79»
ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ В ПРОТИВОПОЛОЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ
Фатеева Евгения Викторовна
учитель начальных классов
г. Алматы, 2009 г.