Конспект урока математики
в 4 классе
по учебнику под редакцией М.И. Моро
Тема: «Задачи на движение в противоположном направлении.»
Подготовила и провела учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Березуцкая Светлана Викторовна
Тема урока: «Решение задач на противоположное направление».
Форма урока: комбинированный (повторение, новый материал, закрепление)
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
1.Образовательные :
-ознакомление с задачами на противоположное движение;
- установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения ( пройденный путь, время, скорость);
- учить формулировать условие задачи по данному чертежу;
- научить составлять обратные задачи на движение в противоположных направлениях.
2. Развивающие :
-развитие вычислительных навыков, внимания, логического мышления;
-развивать речь, наблюдательность, самоконтроль.
3. Воспитательные :
- воспитывать культуру математической речи, ответственное отношение к учебному труду.
Оборудование: учебник «Математика 4 класс» (под ред. М.И. Моро), проектор, презентация «Задачи на движение в противоположном направлении».
Ход урока:
Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке царицы наук – МАТЕМАТИКЕ. Я желаю, чтобы урок принес вам радость общения с друг другом и чтобы каждый ушел с урока с весомым багажом знаний. А теперь улыбнитесь и пожелайте товарищу успешной работы.
Проверка домашнего задания.
- Ребята, все справились с задачей? Может у кого то есть вопросы по решению задачи? Если вопросов нет , сдайте тетради.
Устный счёт.
480 : 6 : 20 х 50 х 4 : 20 х 7 : 10 х 2 х 10
(80; 4; 200; 800; 40; 280; 28; 56; 560)
Найди лишнее слово: делимое, частное, разность, делитель. (слайд 3)
-Какие величины используются в задачах на движение. (слайд 4)
Кг , км, т, с, км/ч, см, сут, м, ц, ч, мин, м/мин, км/c, м/с, дм.
проверка: км, с, км/ч, м, ч, мин, м/мин, км/с, м/с
- Выберите из предложенных единиц скорости.
проверка: км/ч, м/мин, км/с, м/с
1.Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?
2.Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?
3.Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?
Объяснение нового материала.
Учитель: Ребята, вам знакомы эти схемы? (слайд 8)
Ученики: Такие схемы мы делаем, когда решаем задачи на движение.
Учитель: Посмотрите, чем они отличаются?
Ученики: На первой движение навстречу друг другу, а на второй в разные стороны.
Учитель: Да, ребята, вы правы. Сегодня мы продолжим работу над задачами на движение и научимся решать задачи на движение в противоположном направлении. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте проговаривать, чтобы не допустить ошибки.
Решение задач.
№1.Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях.Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч.На каком расстоянии друг от друга будут пешехода через 3 ч?
Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим расстояние?
Ученики: Известны скорости и время. Найти надо расстояние. Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.
Учитель: Чтобы найти расстояние, что находим 1-ым действием?
Ученики: Скорость удаления.
Учитель: Делаем схему ( слайд 9) и записываем решение( на доске и в тетрадях)
![]()
![]()
![]()
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/09/s_5cd42f2e7b8ee/1154409_4.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/09/s_5cd42f2e7b8ee/1154409_5.png)
4 км/ч 5 км/ч
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/09/s_5cd42f2e7b8ee/1154409_12.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/09/s_5cd42f2e7b8ee/1154409_13.png)
?
Ученики: 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления
9 ∙ 3 = 27 (км) – расстояние
Ответ: расстояние – 27 километров.
№ 2. Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км?
Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим время? Ученики: Известны скорости и расстояние. Найти надо время. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость. Учитель: Чтобы найти время, что находим 1-ым действием? Ученики: Скорость удаления. Учитель: Делаем схему ( слайд 10) и записываем решение.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/09/s_5cd42f2e7b8ee/1154409_5.png)
4 км/ч 5 км/ч
![]()
![]()
![]()
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/09/s_5cd42f2e7b8ee/1154409_21.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/09/s_5cd42f2e7b8ee/1154409_13.png)
27 км
Ученики: 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления
27 : 9 = 3 (ч)
Ответ: время – 3 часа.
№3. Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Через 3 ч расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шел со средней скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй пешеход?
Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим скорость? Ученики: Известны расстояние, одна из скоростей и время. Найти надо вторую скорость. Чтобы найти неизвестную скорость, надо от общей скорости отнять известную. Учитель: Чтобы найти неизвестную скорость, что находим 1-ым действием? Ученики: Скорость удаления. Учитель: Делаем схему (слайд 11) и записываем решение.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/09/s_5cd42f2e7b8ee/1154409_4.png)
![]()
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/09/s_5cd42f2e7b8ee/1154409_5.png)
? 5 км/ч
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/09/s_5cd42f2e7b8ee/1154409_21.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/09/s_5cd42f2e7b8ee/1154409_13.png)
27 км
Ученики: 27 : 3 = 9 ( км/ч) – скорость удаления
9 – 5 = 4 (км/ч)
Ответ: скорость – 4 км/час.
Учитель: Похожи ли эти задачи?
Учитель: Какие задачи мы с вами решали?
Ученики: Это задачи на движение в противоположном направлении.
Учитель: Чем отличаются эти задачи?
Ученики: Если в задаче № 1 неизвестно расстояние, то в задаче № 2 оно дано. Но известное в задаче № 1, станет неизвестным в задаче № 2.
Учитель: Как называются такие задачи?
Ученики: Обратные.
Физкультминутка.
Первичное закрепление материала. Слайд 12:Найти расстояние между автомобилями через 2 часа?
Слайд 13: проверка решения задачи.
Составляем обратную задачу. Слайд 14:С какой скоростью двигался второй автомобилист?
Слайд 15: проверка решения задачи.
Составляем обратную задачу. Слайд 16:Через какое время расстояние станет равным 220 км?
Слайд 17: проверка решения задачи.
Работа над пройденным материалом.
Работа по учебнику: № 138.
Решение выражений с устным объяснением (у доски и в тетрадях).
10 000 – 2 178 ∙ 6 : 4 + 267 =10 000 – 13 068 : 4 + 267 = 10 000 – 3 267 +267 = 7000
240 ∙ 3 + 4 540 : 20 = 720 + 227 = 947
487 ∙ 8 + 45 270 : 3 : 10 = 3 896 + 1 509 = 5 405
560 : 7 + (3 820 – 850) = 80 + 2 970 = 3 050
Задача на смекалку (слайд 18):
Стрекоза и бабочка одновременно полетели друг за другом к ромашке. Расстояние между ними составляло 500 м. Скорость бабочки была 50 м/мин, а скорость стрекозы – 90 м/мин. Успеет ли бабочка долететь к цветку раньше, если она находится на расстоянии 450 м от него?
Учитель: Какое расстояние пролетит бабочка? С какой скоростью?
Ученики: Бабочка пролетит 450 м со скоростью 50 м/мин.
Учитель: Какое расстояние пролетит стрекоза? С какой скоростью?
Ученики: Стрекоза пролетит расстояние между бабочкой и стрекозой и расстояние между бабочкой и цветком: 500 м и 450 м. Скорость стрекозы – 90 м/мин.
Учитель: Как найти время полета бабочки к цветку?
Ученики: Чтобы найти время полета бабочки, надо расстояние разделить на скорость.
Учитель: Какое расстояние пролетит стрекоза за это же время?
Ученики: Чтобы найти расстояние, надо скорость стрекозы умножить на время полета бабочки. Для нахождения ответа надо сравнить расстояние полета стрекозы и расстояние между стрекозой и цветком.
Решение задачи (ученик с проговариванием записывает на доске):
450 : 50 = 9 (мин) – время полета бабочки
90 ∙ 9 = 810 (м) – пролетит стрекоза за 9 мин
450 + 500 = 950 (м) – расстояние между стрекозой и цветком
Ответ: бабочка успеет.
Итог урока:
Учитель:С каким видом задач познакомились?
Ученики: Это задачи на движение в противоположном направлении.
Учитель: Чем занимались на уроке?
Ученики: Решали задачи на противоположное движение, решали обратные задачи, решали примеры, задачу на смекалку, чертили схемы.
8.Домашнее задание:
стр. 27 № 137.
творческое задание: придумать задачу на движение в противоположном направлении, записать её на альбомном листе и построить к ней 2 схемы(одну правильную, а другую с ошибкой). Решать её будет кто-то из ваших одноклассников на следующем уроке математики.
8.Оценивание.
Самооценка.
-Как вы считаете хорошо ли вы усвоили материал данного урока? Если да, то поднимаем правую руку, а если не очень- встаем. На последующих уроках мы с вами продолжим работу над задачами на движение.
Оценивание учителя и выставление оценок.
- И мне хочется закончить урок таким высказыванием: “Ученье - везде найдет примененье” (слайд 19) -Как вы понимаете смысл этого высказывания? (ответы детей) - Молодцы! Спасибо за урок!