СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по математике на тему "Задачи на движение в противоположном направлении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое мероприятие "Прощание с Азбукой"Открытое мероприятие "Прощание с Азбукой"Открытое мероприятие "Прощание с Азбукой"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике на тему "Задачи на движение в противоположном направлении"»










Конспект урока математики

в 4 классе

по учебнику под редакцией М.И. Моро


Тема: «Задачи на движение в противоположном направлении.»


Подготовила и провела учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Березуцкая Светлана Викторовна

















Тема урока: «Решение задач на противоположное направление».

Форма урока: комбинированный (повторение, новый материал, закрепление)

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

1.Образовательные :

-ознакомление с задачами на противоположное движение;

- установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения ( пройденный путь, время, скорость);

- учить формулировать условие задачи по данному чертежу;

- научить составлять обратные задачи на движение в противоположных направлениях.

2. Развивающие :

-развитие вычислительных навыков, внимания, логического мышления;

-развивать речь, наблюдательность, самоконтроль.

3. Воспитательные :

- воспитывать культуру математической речи, ответственное отношение к учебному труду.

Оборудование: учебник «Математика 4 класс» (под ред. М.И. Моро), проектор, презентация «Задачи на движение в противоположном направлении».



Ход урока:


  1. Организационный момент.
    - Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке царицы наук – МАТЕМАТИКЕ. Я желаю, чтобы урок принес вам радость общения с друг другом и чтобы каждый ушел с урока с весомым багажом знаний. А теперь улыбнитесь и пожелайте товарищу успешной работы.



  1. Проверка домашнего задания.

- Ребята, все справились с задачей? Может у кого то есть вопросы по решению задачи? Если вопросов нет , сдайте тетради.



  1. Устный счёт.

  • Счет «Цепочка» (слайд 2)

480 : 6 : 20 х 50 х 4 : 20 х 7 : 10 х 2 х 10
(80; 4; 200; 800; 40; 280; 28; 56; 560)

  • Найди лишнее слово: делимое, частное, разность, делитель. (слайд 3)

  • -Какие величины используются в задачах на движение. (слайд 4)

Кг , км, т, с, км/ч, см, сут, м, ц, ч, мин, м/мин, км/c, м/с, дм.

проверка: км, с, км/ч, м, ч, мин, м/мин, км/с, м/с

- Выберите из предложенных единиц скорости.

проверка: км/ч, м/мин, км/с, м/с

  • Задача – эстафета (с объяснением) ( слайды 5-7):

1.Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?

2.Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?

3.Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?



  1. Объяснение нового материала.

Учитель: Ребята, вам знакомы эти схемы? (слайд 8)

Ученики: Такие схемы мы делаем, когда решаем задачи на движение.

Учитель: Посмотрите, чем они отличаются?

Ученики: На первой движение навстречу друг другу, а на второй в разные стороны.

Учитель: Да, ребята, вы правы. Сегодня мы продолжим работу над задачами на движение и научимся решать задачи на движение в противоположном направлении. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте проговаривать, чтобы не допустить ошибки.

Решение задач.

№1.Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях.Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч.На каком расстоянии друг от друга будут пешехода через 3 ч?

Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим расстояние?

Ученики: Известны скорости и время. Найти надо расстояние. Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.

Учитель: Чтобы найти расстояние, что находим 1-ым действием?

Ученики: Скорость удаления.

Учитель: Делаем схему ( слайд 9) и записываем решение( на доске и в тетрадях)




4 км/ч 5 км/ч





?

Ученики: 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

9 ∙ 3 = 27 (км) – расстояние

Ответ: расстояние – 27 километров.



№ 2. Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км?

Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим время? Ученики: Известны скорости и расстояние. Найти надо время. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость. Учитель: Чтобы найти время, что находим 1-ым действием? Ученики: Скорость удаления. Учитель: Делаем схему ( слайд 10) и записываем решение.


4 км/ч 5 км/ч





27 км



Ученики: 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

27 : 9 = 3 (ч)

Ответ: время – 3 часа.


№3. Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Через 3 ч расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шел со средней скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй пешеход?



Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим скорость? Ученики: Известны расстояние, одна из скоростей и время. Найти надо вторую скорость. Чтобы найти неизвестную скорость, надо от общей скорости отнять известную. Учитель: Чтобы найти неизвестную скорость, что находим 1-ым действием? Ученики: Скорость удаления. Учитель: Делаем схему (слайд 11) и записываем решение.




? 5 км/ч





27 км



Ученики: 27 : 3 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

9 – 5 = 4 (км/ч)

Ответ: скорость – 4 км/час.

Учитель: Похожи ли эти задачи?

Учитель: Какие задачи мы с вами решали?

Ученики: Это задачи на движение в противоположном направлении.

Учитель: Чем отличаются эти задачи?

Ученики: Если в задаче № 1 неизвестно расстояние, то в задаче № 2 оно дано. Но известное в задаче № 1, станет неизвестным в задаче № 2.

Учитель: Как называются такие задачи?

Ученики: Обратные.

  1. Физкультминутка.

  2. Первичное закрепление материала. Слайд 12:Найти расстояние между автомобилями через 2 часа?

Слайд 13: проверка решения задачи.

Составляем обратную задачу. Слайд 14:С какой скоростью двигался второй автомобилист?

Слайд 15: проверка решения задачи.

Составляем обратную задачу. Слайд 16:Через какое время расстояние станет равным 220 км?

Слайд 17: проверка решения задачи.



  1. Работа над пройденным материалом.

Работа по учебнику: № 138.

Решение выражений с устным объяснением (у доски и в тетрадях).

10 000 – 2 178 ∙ 6 : 4 + 267 =10 000 – 13 068 : 4 + 267 = 10 000 – 3 267 +267 = 7000

240 ∙ 3 + 4 540 : 20 = 720 + 227 = 947

487 ∙ 8 + 45 270 : 3 : 10 = 3 896 + 1 509 = 5 405

560 : 7 + (3 820 – 850) = 80 + 2 970 = 3 050

Задача на смекалку (слайд 18):
Стрекоза и бабочка одновременно полетели друг за другом к ромашке. Расстояние между ними составляло 500 м. Скорость бабочки была 50 м/мин, а скорость стрекозы – 90 м/мин. Успеет ли бабочка долететь к цветку раньше, если она находится на расстоянии 450 м от него?

Учитель: Какое расстояние пролетит бабочка? С какой скоростью?

Ученики: Бабочка пролетит 450 м со скоростью 50 м/мин.

Учитель: Какое расстояние пролетит стрекоза? С какой скоростью?

Ученики: Стрекоза пролетит расстояние между бабочкой и стрекозой и расстояние между бабочкой и цветком: 500 м и 450 м. Скорость стрекозы – 90 м/мин.

Учитель: Как найти время полета бабочки к цветку?

Ученики: Чтобы найти время полета бабочки, надо расстояние разделить на скорость.

Учитель: Какое расстояние пролетит стрекоза за это же время?

Ученики: Чтобы найти расстояние, надо скорость стрекозы умножить на время полета бабочки. Для нахождения ответа надо сравнить расстояние полета стрекозы и расстояние между стрекозой и цветком.

Решение задачи (ученик с проговариванием записывает на доске):

450 : 50 = 9 (мин) – время полета бабочки

90 ∙ 9 = 810 (м) – пролетит стрекоза за 9 мин

450 + 500 = 950 (м) – расстояние между стрекозой и цветком

Ответ: бабочка успеет.



  1. Итог урока:

Учитель:С каким видом задач познакомились?

Ученики: Это задачи на движение в противоположном направлении.

Учитель: Чем занимались на уроке?

Ученики: Решали задачи на противоположное движение, решали обратные задачи, решали примеры, задачу на смекалку, чертили схемы.

8.Домашнее задание:

стр. 27 № 137.

творческое задание: придумать задачу на движение в противоположном направлении, записать её на альбомном листе и построить к ней 2 схемы(одну правильную, а другую с ошибкой). Решать её будет кто-то из ваших одноклассников на следующем уроке математики.

8.Оценивание.

Самооценка.

-Как вы считаете хорошо ли вы усвоили материал данного урока? Если да, то поднимаем правую руку, а если не очень- встаем. На последующих уроках мы с вами продолжим работу над задачами на движение.

Оценивание учителя и выставление оценок.

- И мне хочется закончить урок таким высказыванием: “Ученье - везде найдет примененье” (слайд 19) -Как вы понимаете смысл этого высказывания? (ответы детей) - Молодцы! Спасибо за урок!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!