МКОУ «Куркентская СОШ №1 имени М.Рагимова»
Открытый урок
по математике
«Переместительное свойство умножения»
2-класс
Учитель: Челябова Р.А.
01.03.2024г.
Тема урока: Переместительное свойство умножения.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
познакомить с переместительным свойством умножения;
развивать внимание, память, логическое мышление;
закреплять навыки устных и письменных вычислений.
Технологии:
развитие исследовательских навыков;
развивающего обучения;
поэтапного формирования умственных действий.
Решаемые проблемы :
что происходит с произведением при перестановке множителей?
чем похожи переместительные свойства сложения и умножения?
Виды деятельности:
открытие новых знаний в ходе выполнения практической работы;
коллективная работа;
работа а группах (взаимопроверка устных вычислений, выполнений заданий)
Планируемые результаты:
Предметные: познакомиться с переместительным свойством умножения,
научиться его применять.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Регулятивные:
осознавать качество и уровень усвоения.
Познавательные:
устанавливать аналогии и причинно – следственные связи.
Личностные УУД:
формирование устойчивой мотивации к обучению;
формирование умения контролировать процесс и результат деятельности.
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие.
- Какой урок сейчас у нас? (Учитель) - Математика (Дети) - Ребята, очень много лет назад один мудрец сказал: мы учимся не для школы, а для жизни. – А для чего же учитесь вы? Очень ли важен этот урок? (Учитель)
Ходит о математике молва Что ум в порядок приводит она. И потому хорошие слова Говорят о ней в народе часто. (Дети)
- И вы ребята беритесь за работу, Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету.
– А теперь ребята, внимание на экран. ( Птичка с письмом. Слайд2)
II Устный счет
1.Разминка - К нам на урок прилетела птичка с письмом. – Вы хотите узнать, что написано в письме? (Учитель)
-Прочитаем письмо.
«Дорогие друзья! У меня стряслась беда: гуси-лебеди унесли моего братца. Помогите мне, пожалуйста, его отыскать!» ( Слайд 3)
- Странно. Письмо без подписи. Кто бы мог его писать? (Учитель) - Девочка, Аленушка. ( Дети) - Из какой сказки эта девочка? (Учитель) - Из русской народной сказки «Гуси- лебеди». (Дети)
- А что всегда побеждает в русских народных сказках? (Учитель) - Добро, дружба, взаимопомощь. (Дети) Тогда, дети, все вместе дружно поможем Аленушке найти своего братца.
А для этого мы должны правильно выполнить всего три задания.
1. Сколько хвостов у 5 котов? 2.Сколько ушей у 4 мышей? 3.Сколько лапок у 6 цыпляток ?
2.Математический диктант. – Какими мы должны быть, что правильно выполнить это задание? а) Быть активными б) Быть внимательными в) Уметь быстро и правильно считать и не допускать ошибок.
– Чему равна сумма чисел 18 и 5 - Найди разность чисел 23 и 7 - Первое слагаемое 9, второе -8. Найдите сумму. –Увеличить число 38 на 4 – Уменьшить число 52 на 7.
3.Задача в стихах. У трех девочек малышек Было по 6 толстых книжек Дайте нам ответ скорей, Сколько книг у малышей? (6+6+6) = 18; 6∙3=18 Вывод: Как мы решали эту задачу? (Умножали, складывали одинаковые слагаемые) Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.
III Постановка цели урока.
1.Выполнить задание в тетрадях. – Какое сегодня число?
1 марта. ( Дети)
- Что это за день?
Первый день весны. – Какие времена года вы еще знаете?
Лето, осень, зима, весна. – Открываем тетради пишем число. 1 марта ( слайд 4)
Выполняем задание ( самостоятельно)
Найти значения выражений.
48-8 = 68-60 = 3+67 =
35-15 = 27-23 = 21-6 =
(Взаимопроверка по слайду (3) )
- Какое выражение лишнее ? ( 3+67). – Что вы сделали, чтобы легче решать? (Поменяли местами слагаемые). 3+67=67+3 - Каким свойством сложения вы воспользовались? ( Переместительное свойство сложения. ( слайд 4)
От перестановки слагаемых сумма не изменяется.
2. Создание проблемной ситуации. Сравнить выражения на умножения.
547∙9 9 ∙547 (слайд 5)
В этом задании скрывается тема нашего урока. – Да, дети. Сравнить эти выражения мы не сможем, так как умножить трехзначное число на однозначное мы не можем. – Что же делать?
На помощь к нам пришли герои из произведения известного детского писателя Н.Н. Носова Знайка и Незнайка. – Как называется это произведения? (Приключения Незнайки и его друзей). Герои принесли вам коробку конфет и хотят раздать конфеты вам по одной каждому. Но они не знают сколько конфет в коробке.
В коробке 3 ряда конфет по 4 конфеты в каждом ряду. Сколько всего конфет в коробке?
Сделаем схематический рисунок.
Незнайка посчитал конфеты Знайка посчитал по вертикали. по горизонтали. 3+3+3+3 =12
4+4+4 =12 3∙4=12
4∙3=12
- Назовите компоненты умножения. – Кто из героев прав? (Оба правы, так как у них одинаковое количество конфет).
Значит 4∙3=3∙4
- Что же вы заметили? ( Множители поменялись местами, а результат умножения не изменился).
Вывод: От перестановки множителей произведение не изменяется. ( слайд 6) - Мы с вами, ребята, сделали открытие.
( Переместительное свойство умножения) ( слайд 7) - Открываем учебники, прочитаем это правило и убедимся, что мы правильно сделали открытие. – А теперь, ребята, вернемся к задании и сравним выражения, используя переместительное свойство умножения.
547∙9 9∙547
IV Работа по теме урока.
Работа в группах . ( слайд 8)
1 группа 2 группа У Мишки на огороде выросло 5 рядов У Зайки на огороде выросло 3ряда
Морковок по 3 морковки в каждом ряду. морковок по 5 морковок в каждом Сколько всего морковок выросло на ряду. Сколько всего морковок огороде у Мишки? выросло на огороде у Зайки?
3+3+3+3+3 =15 5+5+5=15
3∙5=15 5∙3=15
- Сравним, у кого больше выросло морковок. (Одинаково)
3∙5=5 ∙3 - Что вы заметили? ( Множители поменялись местами, а произведение не изменилось).
V Физкультминутка А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо, влево И беремся вновь за дело.
VI Работа по учебнику.
1.Задание 1, стр.56 (устно) 2. Загадка. Он давно знакомый мой. Каждый угол в нем знаком. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представит рад. А как зовут его? ( Квадрат)
- Теперь, ребята, послушайте сказку, необычную, математическую.
Жила на свете одна фигурка. Она всегда хвасталась, что самая красивая, нужная и важная фигура. Что ее образцом пользуются для изготовления разных деталей. У нее все стороны равны и все углы прямые. Что же эта за фигура? ( Квадрат)
Скучно этой фигуре одной. Решила она ходит по свету и найти своих родственников. Вдруг встретила фигурку, похожую на себя. Что же эта за фигура?
( Прямоугольник). Ты, случайно, не родственник мне? – спрашивает квадрат. Я бы рад. Но, если мы родственники, то у нас должны быть 4 похожих признака.
– Какие же это признаки? ( слайд 9) 1.У них по 4 стороны.
2.У них по 4 угла.
3. У них все углы прямые.
4. У них противоположные стороны равны.
– Является они родственниками? ( Да)
3. Задание 3, стр.56 (выполнить в тетради)
- Что такое периметр?
(Сумма длин всех сторон квадрата).
VII Закрепление.
Самостоятельная работа. ( слайд 10)
1 вариант 2 вариант
27+2=2+ 43+5= +43
9∙ =7∙9 18∙ = 2∙18
2) В оранжерее посадили 4ряда В оранжерее посадили 5рядов розовых розовых кустов по 5штук в каждом кустов по 4 штук в каждом ряду. ряду. Сколько всего кустов Сколько всего розовых кустов посади- посадили в оранжерее? ли в оранжерее?
- Сделать схематический рисунок и решить задачу.
VIII Домашняя работа. Задача 2, стр.56 - Анализ задачи (коллективно).
IX Итог урока. – С каким новым свойством умножения вы познакомились? - Понравился ли вам урок? - Какие задания вам понравились? - Какое задание показалось вам трудным? - С каким настроением вы уходите с урока? ( смайлики). – Молодцы, ребята! Все были активными.
Спасибо всем. (Оценивание детей).