Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия№5»
Конспект открытого урока по математике во 2 классе
по программе «Школа России».
Тема : «Приемы умножения и деления на число 10».
Учитель начальных классов 1 категории
Аболонкина Татьяна Дмитриевна
Брянск 2017
«Приемы умножения и деления на число 10».
Ход урока:
Организационное начало. Эмоциональный настрой.
Проверка рабочего места (учебник, тетрадь, пинал, дневник, светофор)
Откройте тетрадь. Записываем : 20 марта. Классная работа.
Актуализация знаний. (4 карточки )
Арифметический диктант (через запятую, 1 уч. за доской. Затем его проверяем, в тетради + или -)
- число 11 уменьшить на 9 (2)
- найти сумму 14 и 6 (20)
- найти разность 73 и 70 (3)
- уменьшаемое 38, вычитаемое 8. Найти разность. (30)
- найти произведение 4 и 1 (4)
- первое слагаемое 25, второе 15. Найти сумму. (40)
- делимое 10, делитель 2. Найти частное. (5)
- число 42 увеличить на 8 (50)
- от разности чисел 20 и 10 отнять 4 (6)
- сколько сантиметров в 6 дециметрах? (60)
- Проверим. (сигнальные карточки) … Слайд
- Есть ли закономерность? Озвучь.
- Самостоятельно продолжите ряд двумя числами продолжая закономерность. Проверим. Слайд
- А сейчас внимательно прослушайте задачи на смекалку:
-На столе 4 груши. Одну из них разрезали пополам. Сколько груш на столе? (4 груши)
-Апельсин разделили пополам, а потом каждую часть ещё пополам. Сколько частей получилось? (4 части)
3. Определение темы. Постановка и фиксация проблемы.
Слайд -Прочитайте про себя выражения. Что значит 3 умножить на 3?
- Какие выражения легче решить? Почему?
- Какие сложнее? Почему, озвучьте проблемы... Слайд
- Догадайтесь, как называется тема урока… Слайд
Поиск решения. Первичное закрепление во внешней речи.
- Сначала научимся умножать на 10. Попробуйте сами вывести правило?
- Поработаем в парах. Задание №1!
Работа в парах (карточки): Слайд
Задание 1.
Замените умножение сложением и решите:
4 · 10 = __________________________________________________=____
Подчеркните первый множитель и произведение. Как изменилось число?
Опишите свои рассуждения:
- у нас был пример_______
- заменив умножение сложением, мы получили_______
- мы заметили, что____________________________________________________
- вывод: чтобы число умножить на 10, надо___________________________
_____________________________________________________________________________
(варианты: 6 · 10, 7 · 10)
Проверим.
Открываю проектор
Слайд –Наш общий вывод хором.
Слайд – А теперь понаблюдаем. Как из 2 получили 20?
- Запишите пример. Проверьте.
- Составьте другой пример на умножение с этими числами и решите. Проверьте.
- Как называются компоненты действия умножения?
- Какое действие обратно умножению?
- Составьте и запишите 2 примера на деление с этими числами. Проверьте.
- Как называются компоненты действия деления?
- Подчеркните пример, в котором делили на 10. Слайд
Что интересного заметили, обсудите в парах… Озвучьте вывод…
Слайд Хором вывод.
- Сравним наши выводы с тем, что предлагают авторы учебника…Стр. 74
- Какие выводы вам более понятны: Те, которые в учебнике, или те, которые мы вывели? (Правильные и те, и те) Закрыли учебники.
Слайд - Давайте из данной пары чисел составим все возможные примеры
И запишем в тетрадь 9, 90 . Проверка слайд
- давайте повторим как мы будем умножать и делить на 10?
Чтобы число умножить на 10, надо к нему приписать справа один ноль.
Чтобы число разделить на 10, надо отбросить справа один ноль.
Закрываю проектор.
-Поработаем ещё в парах. Достаньте задание 2. Приступили.
(ответы на проекторе)
Задание 2.
Решите примеры:
3 · 10 = 56 · 10 =
7 · 10 = 40 : 10 =
10 · 5 = 60 : 10 =
43 : 10 = 10 · 3 =
- Все ли примеры смогли решить?
- Какие смогли? Проверка.
- Какие не смогли? Почему? Что вызвало затруднение, приписать 0, или прочитать число? Есть чему учиться дальше?
- Давайте повторим наши новые правила:
Чтобы число умножить на 10, надо к нему приписать справа один ноль.
Чтобы число разделить на 10, надо отбросить справа один ноль.
Разноуровневые задания. Самостоятельная работа.
Решите примеры по выбору.
1 уровень 2 уровень 3 уровень
(самопроверка) (фронтальная ) (самопроверка)
9*10= (25-20)*10= 2* +10= 30
10*7= 10*(74-70)= 30: -1= 2
80:8= 60: (48-42)= 10*4+ = 48
60:10= (36+14):10= 70: + 7= 17
5*10=
100:10=
1 тетрадь 1 тетрадь 1 тетрадь
Физкультминутка
Включение в систему знаний.
- Для чего нам нужно уметь умножать и делить на 10? (задачи, уравнения, нахождение периметра)
Открываю проектор.
Слайд - А теперь решим задачу. (Невозможно) – Почему?(нет вопроса и не достаточно данных)
- Исправьте так, чтобы получилась задача. Исправьте так, чтобы она относилась к теме урока.
Слайд – Решите задачу.
- О чём говорится в задаче? (о луне)
- На какое расстояние удаляется луна за 1 год? ( на 4 см)
- о чём спрашивается в задаче? (на сколько удалится за 10 лет)
-давайте составим краткую запись
1г. – 4см
10л - ?
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? ( да)
- Каким действием решается задача? (умнож.)
- Запишите решение самостоятельно в тетрадь ( 1 уч. за доской )
Проверка.
- Как называется место, откуда взлетают космические корабли? (космодром)
Слайд - Новый космодром имеет квадратную форму со стороной 10 км. Вокруг надо поставить забор. Как узнать длину забора?
- О какой фигуре говорится в задаче?
- Что такое квадрат?
- Что мы должны узнать? (длину забора)
-Ваши предложения , как это сделать? (найти Р)
- Какой формулой воспользуемся для нахождения Р ? (Р= а * 4)
- Самостоятельно вычислите периметр
- Поменяйтесь тетрадями , проверьте на слайде. (+ или -)
Слайд – Посмотрите на уравнения . Выберите те уравнения, которые относятся к теме урока.
- А почему не взяли последнюю запись, там же деление на 10?
- к доске 1 ученик.
Рефлексия.
- С каким новым вычислительным приёмом мы сегодня познакомились? ( умн. и дел. на 10 )
- поднимите руку кому было все понятно
- поднимите руку у кого возникли затруднения
Слайд
- Прочитайте слова, выберите и скажите любое из них, которое относится к вам на этом уроке. : Я…..
Слайд - Вы молодцы.
- Спасибо за урок.
Д/з
Список используемой литературы:
Учебник по математике М. И. Моро ,изд. Просвещение 2013 год (Школа России)
Математика 2 класс : тетрадь для решения задач / Н.А. Жилич, 2016
Математика 2 класс : тетрадь для решения примеров / Н.А. Жилич, 2017
Математика 2 класс. Контроль знаний. – Саратов : Лицей , 2013
Тесты по математике : 2 класс : к учебнику М.И. Моро, 2014