Открытый урок по математике в 1 классе «Путешествие Капитошки»
Тема: «Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление».
Составитель: Хрипачева М.В.
Класс: 1
Тип урока: урок-закрепление.
Формы организации: фронтальная, парная, индивидуальная
Технологии: игровая технология, технология развития
критического мышления, технология проблемного обучения,
здоровьесберегающая технология.
Материалы и оборудование: план урока, макет сказочного героя, таблица цифр и букв, дидактический материал для работы в парах, стол для игры «Аквариум», коробочки для капелек, тетради-облака, цветные и простые карандаши, линейки, ручки.
Цель урока:
повторить изученный материал и закрепить вычислительные навыки (сложение и вычитание в пределах 10), создать условия для закрепления состава чисел первого десятка;
умения решать задачи и выражения изученных видов, развития внимания, наблюдательности, логического мышления, навыков устного счёта;
воспитывать чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, приобщать к здоровому образу жизни.
Задачи урока:
Закрепить знания о составе чисел первого десятка;
Создать условия для самостоятельной постановки темы и цели урока, аргументированной оценки своих действий;
Развивать математическую речь, умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, рассуждать, обобщать;
Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность, трудолюбие, повышать уровень учебной мотивации.
Предметные УУД.
Закрепить таблицу сложения в пределах 10;
Отработать умение составлять задачи по рисунку.
Формировать действие контроля.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания).
Моделировать изученные арифметические зависимости.
Прогнозировать результат вычисления.
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.
Планировать решение задачи.
Объяснять выбор арифметических действий для решений.
Действовать по заданному плану решения задачи.
Контролировать и обнаруживать и устранять ошибки арифметического (в вычислении) характера.
Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.
Выполнять краткую запись задачи
Личностные результаты.
Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения учебных задач;
Адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
Установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
Ход урока
1.Организационный момент.
Слышишь, прозвенел звонок?
Улыбнись ты всем дружок
Потяни-ка руки шире,
Раз, два, три, четыре.
Поищи окно глазами, стены, пол и потолок
А теперь пора нам с вами,
Начинать скорей урок.
-У меня очень хорошее настроение. Вот такое.
А у вас? Нарисуйте (Дети рисуют.)
-Я желаю, чтобы ваше настроение не изменилось к концу урока и сопровождало целый день. А чего вы ожидаете от нашего урока?
- Ребята, а как вы будете работать на уроке? (внимательно, старательно, дружно)
На уроке не молчать,
А работать, отвечать.
2.Минутка каллиграфии.
Каждый человек начинает свой день с капельки чистой воды. И мы начнем наш урок с минутки каллиграфии. В тетрадях-облачках пропишем известную нам цифру. Отгадайте!
Друг на друге два кольца,
Удалых два молодца.
В числовой их ряд попросим,
И, получим цифру... (8)
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Пропишите цифру 8.
3.Знакомство со сказочным героем.
Математический диктант
- Сегодня к нам на урок пришел удивительный герой. Его братья и сестры живут повсюду: в реках, озерах, морях, океанах. Чтобы узнать имя нашего героя, запишем математический диктант. Будьте внимательны. Прослушайте текст, записывайте только цифры.
- Я 1 из многих капелек мирового океана, который объединяет в себе 4 океана и 3 десятка морей. Всего 7 десятков поверхности Земли покрыто водой. Ваше тело на 8 % состоит из воды. Без воды наш организм может прожить только 4 суток. Человек выпивает в день около 2 литров воды. Проверим наш цифровой ручеек, сверив его с цифрами на доске.
Подставьте под цифрами буквы, и вы узнаете имя нашего гостя.
К А П И Т О Ш К А
1 4 3 7 8 4 2 1 4
- Кто будет работать старательно и внимательно, Капитошка будет вручать волшебные капельки.
Нашего гостя зовут Капитошка (Открыть доску с планом-схемой урока)
4.Сообщение темы и целей урока.
Знакомство с планом урока.
-Наш Капитошка родился из чистого родничка и с помощью цифр попал в цифровой ручеек, где узнал, что ему пришло письмо с очень важным сообщением. Но ветер-шутник отнес конверт далеко-далеко к океана. Мы должны помочь Капитошке найти письмо. Будем вместе с ним решать примеры и задачи, повторять изученное. Отдохнем у волшебной кринички, после отправимся снова в путь. Проведем игру «Аквариум». Будем стараться добраться к Итоговому океану, где на сказочном острове за веточку дерева зацепился конверт с письмом для нашего героя. А что в письме – узнаем, когда выполним все задания.
Кто будет работать усердно, будет получать капельки от Капитошки. Чем больше таких капелек вы получите, тем лучше.
5. Работа в группах.
Припекло солнышко, и наш Капитошка прыгнул высоко-высоко на яркое облако, которое прислало вам свой привет. Вы, наверное заметили, что наши веселые тетради - облака разного цвета. Тучка пролилась капельками дождя на нашу землю. Одни упали на веточки деревьев, другие – на цветы, на колоски, остальные – на домики. Некоторые капельки упали на детей, и они промокли. По цвету тетрадей-облачков объединяемся в группы и дружно работаем.
1 группа (красные облака) домик с заданием в окошках.
“Поставьте знаки”
4…6-1 7…9+1 8…1+5
2…4-2 5…3 +3 3…3-3
1…0 +1 9…1+8 2…9-6
2 группа (зеленые облака) веточка с заданиями на листочках.
«Решите выражения»
5+5-7 6+4-3
3+3+4 6-3-3
10-5-2 1+5+3
2+8-2 8-4-4
3 группа (синие облака) цветок с заданиями на лепестках.
«Сравните числа, на сколько одно число больше или меньше другого»
8…3 2…5 10…4 3…9
1…10 4…2 7…6 10…9
4 группа (оранжевые облака) колосок с заданиями на зернышках.
«Измерить отрезки, начертить короче или длиннее данных»
8 см – на 3 см короче
4 см – на 5 см длиннее
6 см – на 2 см короче
2 см – на 8 см длиннее
(Проверка выполненных заданий, отчет командиров групп)
6.Физкультминутка.
Давайте мы с вами немножко отдохнем, умоемся чистой водичкой, чтобы с новыми силами отправиться в путь.
Лейся чистая водица, ты умой нас чисто-чисто.
Шейку, ручки умывай, ничего не забывай.
Мойся, мойся, обливайся, грязь смывай.
Умываемся мы быстро, вытираемся мы чисто.
Мы опрятны, аккуратны, всем смотреть на нас приятно.
- Отдохнули? Как настроение? Нарисуйте свое настроение.
7.Работа над задачами.
-Чтобы преодолеть высокие волны, поможем нашему Капитошке решить задачи.
8.Игра «Аквариум»
В игре берет участие одна из групп (по выбору учителя) Учащиеся сами выбирают табличку с названием рыбы и распределяют обязанности.
Карась – читает задание,
Окунь – записывает решение,
Сом – следит за временем,
Щука – отвечает перед классом.
Задачи для игры.
У Кати 6 матрёшек, а у Даши на 4 матрёшки больше. Сколько матрёшек у Даши?
Таня вырастила фиалку и кактус. Высота фиалки 7см, а кактус на 3см ниже фиалки. Какой высоты кактус?
(Остальные учащиеся класса решают задачи коллективно)
Отчет группы «Аквариум». Вручение капелек.
9. Итог урока.
-С каким настроением завершаем урок? (Дети рисуют свое настроение)
Откроем письмо. Что здесь? А в конверте зашифрованы слова. Чтобы их прочитать, нужно отгадать математические загадки.
У меня есть братик Миша
И сестреночка Ириша,
Сосчитайте-ка быстрей,
Сколько же в семье детей? (3) (Слово под номером 3 –НЕТ)
По лесу охотник шел,
В чащу леса он зашел,
Повстречались ему здесь:
Заяц, волк, лиса, медведь.
Звери все до одного
Убежали от него.
Сосчитайте всех зверей
И как можно побыстрей! (4) (Слово под номером 4 – ЖИЗНИ)
Папа слон слону сынишке
Подарил четыре книжки.
Их слоненок прочитал
И друзьям своим отдал.
Книгу дал он бегемоту,
Две - морскому кашалоту.
Сколько книг осталось у слоненка? (1) (Слово под номером 1 – БЕЗ)
Посадил я пять хороших
Белых бусинок-горошин,
А росточков из земли
Показалось только три.
Три горошинки взошло,
Сколько их не проросло? (2) (Слово под номером 2 – ВОДЫ)
-Расставьте слова в правильной последовательности, и вы прочтете пословицу.
«Без воды нет жизни» (Вручение капелек)
10. Рефлексия урока.
- Чем мы сегодня занимались на уроке математики?
- Какие задания вызвали у вас затруднения?