СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по математике в 4 четверти 1 класса "Вычитание с переходом через 10"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность урока- самостоятельное"открытие " детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике в 4 четверти 1 класса "Вычитание с переходом через 10"»

Тема открытого урока: «Вычитание с переходом через разряд»

(4 четверть 1 класса)

Цель: познакомить с приёмом табличного вычитания по частям и приёмом, основанном на взаимосвязи суммы и слагаемых.

Задачи: учить детей целеполаганию, направленному на результат, нахождению нового способа деятельности, оценивать свои достижения, развивать умение анализировать и рассуждать.

УУД на уроке:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные: формулировать проблему с помощью учителя; осуществлять синтез, как составление целого из частей.

Коммуникативные: выражать свои мысли и действия; использовать речь для регуляции своего действия; строить понятные для партнёра высказывания.

Предметные: читать, записывать числа в пределах 20; уметь применять изученное правило.

Личностные: проявление познавательных мотивов, интерес к способу решения и общему способу действия

Ход урока :


1. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, подарите улыбку соседу слева, а теперь соседу справа. Добрая и ласковая улыбка располагает к хорошему сотрудничеству. Я думаю, что мы сегодня на уроке хорошо потрудимся и получим радость и удовольствие от своей работы. Прочитайте девиз: 

Действие сложения
Достойно уважения.
Но требует внимания
К себе и вычитание!

- Названия, каких математических действий указаны в стихотворении? (Сложение и вычитание)

- Вы готовы составить мне компанию в путешествии по стране Математике? (Готовы!)

- Какие способы сложения вы знаете? (С помощью таблицы сложения, числового отрезка, алгоритма)

- Сегодня на уроке вы продолжите изучение способов сложения и вычитания чисел.

- Как же будет построена работа на уроке, если вы будете узнавать новое? (Мы должны понять, что мы ещё не знаем, и самим постараться открыть новое знание.)

- С чего вы начнёте работу? (С повторения необходимых знаний)

2. Актуализация знаний 

На доске выражения:

  • 3+6

  • 5+4

  • 2+7

  • 8+1

- Что общего во всех выражениях? (Сложение однозначных чисел, сумма чисел равна 9)

Встаньте те, кто согласен с ответом ... Сели.

Встаньте те, кто не согласен. Сели

На доске выражения:

  • 7+5

  • 3+8

Что общего в этих выражениях? (Все выражения на сложение с переходом через десяток)

- Что вам поможет найти значение этих выражений? На доске – алгоритм действий при сложении однозначных чисел с переходом через десяток.

Проговорите вслух действия данного алгоритма.

1. Добавить первое слагаемое до 10

2. Разбить второе слагаемое на 2 части, одна из которых равна найденному числу.

3. Выполнить сложение по частям.

А теперь поработайте в группе: проговорите алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Время 1 минута. А теперь на практике проверьте действия данного алгоритма. Поработайте с СОСЕДОМ по плечу. ( 2 минуты)

Решение примеров:

  • 7+5

  • 3+8

Проверьте свои решения.

- Встаньте те, чьи партнёры решили правильно пример.

- Как вы думаете, почему вы справились с заданием? (мы знаем алгоритм действия, мы решали такие примеры)

- Встаньте те, чьи партнёры допустили ошибки.

- Почему, это произошло? (по невнимательности, не знает алгоритм действий, надо потренироваться)

- Что вы повторили? (Сложение однозначных чисел без перехода и с переходом через разряд по частям)

- Какое задание вы сейчас получите? (новое, пробное)

3. Пробное действие.

На доске выражения:

  • 10-8

  • 7-5

  • 8-6

  • 6-4 

- Что общего в этих выражениях? (Все выражения на вычитание, разность равна 2)

- Что вам помогло найти значение выражений? (Знание состава чисел)

На доске задание для пробного действия:  14-7

- Вычислите за 20 секунд.

- Что нового в этом задании? (Мы должны быстро решить пример)

- Попробуйте выполнить это задание.

- У кого нет ответа? Почему? (Мы не смогли решить пример за указанное время)

- Итак, кто справился с заданием? (Объясните, на какое правило вы опирались)

- Что показало пробное действие? (Мы не смогли решить пример за указанное время)

4. Выявление причины затруднения.

- У нас возникло затруднение. Что будем делать? (Разбираться)

- Какое задание вы выполняли? (Найти разность чисел 14-7)

- Чем это задание отличается от предыдущих? (Мы должны были решить за короткое время)

- Вспомните, что нам помогало при решении примеров на сложение (таблица сложения, числовой отрезок). Пробуйте.

- Что же получилось? (Их использование требует время)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какова же цель нашего следующего шага (Открыть способ, с помощью которого мы могли бы быстро считать)

- Какова тема урока? («Вычитание с переходом через разряд») - Ознакомьтесь с планом работы 

- Вспомните, что нам помогало открыть алгоритм сложения с переходом через разряд?

(Рисунок)

У каждого на столе лист с рисунком.

6. Реализация построенного проекта.

- Выполните вычисление с помощью рисунка. Поработайте в группе.

- Итак, какой результат вы получили? (Вывешивают работы на доску)

Представитель одной из групп комментирует свой ход работы. - Мы представили число 14 в виде 10 белых кружков и 4 красных. Поняли, что удобно зачеркнуть сначала 4 кружка, чтобы получить 10, а потом зачеркнуть ещё 3 кружка. Получили ответ 7.

Встаньте те, кто согласен с ответом ... Сели.

Встаньте те, кто не согласен. Сели

- Но неужели при выполнении вычитания такого вида, нам всегда необходимо будет выполнять рисунок? Вспомните, как это делали при сложении чисел такого вида. (С помощью усиков) На доске: 14 - 7 = 10 - 3 =7

4 3

- Восстановите рассуждение.

На доске появляется алгоритм:

1.Найти число единиц уменьшаемого

2.Разбить вычитаемое на 2 части, одна из которых равна найденному числу.

3.Выполнить вычитание по частям.

- Итак, справились мы с затруднением?

- Чем нам поможет этот АЛГОРИТМ? (Решать быстро примеры на вычитание с переходом через разряд)

- Какой следующий шаг мы должны сделать? (Потренироваться)

Физ.пауза

- Состав числа 18, 19, 20

7. Первичное закрепление во внешней речи.

с.88 №3 ( с комментированием)

- Как убедиться, что вы научились вычитать? (Выполнить самостоятельную работу)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

У каждого листочек с заданием:

  • 14-8

  • 15-7

Время 2 мин.

- Проверьте решение 

- У кого есть ошибки? Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в вычислениях)

- У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы умеем вычитать числа с переходом через разряд.)

9. Включение в систему знаний и повторение.

С. 88 №1 – самостоятельно

С.88 №2 - с комментированием

ФИЗМИНУТКА

10. Рефлексия учебной деятельности.

- Какому действию сегодня на уроке вы уделили большое внимание? (Вычитанию)

- Воспользуйтесь АЛГОРИТМОМ и объясните, в чём заключается этот способ.

- Оцените свою работу на уроке: 

  • у меня всё получилось – поднимите улыбающегося смайлика

  • у меня есть затруднения – поднимите задумчивого смайлика.


- Молодцы! Спасибо за урок!