СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по математике в 6 классе на конкурсе "Учитель года - 2020" на тему: "Рациональные числа на координатной оси".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по математике в 6 классе на конкурсе "Учитель года - 2020" на тему: "Рациональные числа на координатной оси".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике в 6 классе на конкурсе "Учитель года - 2020" на тему: "Рациональные числа на координатной оси".»





















Технологическая карта

открытого урока

по математике в 6 «В» классе

на тему: «Рациональные числа на координатной оси»


Провела: учитель математики

МБОУ СОШ им.В.В. Николаева

с.Чуваш-Карамалы МР

Аургазинский район РБ

Место проведения:

МБОУ СОШ «Лицей с.Толбазы»

Класс: 6 «В»

Дата проведения: 21.01.2020 г.




Учебник: Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

С.М. Никольский и др. – М., «Просвещение», 2016.


Тип урока: урок - введение нового материала с использованием презентации и практической работы по определению координат середины отрезка.


Основные понятия, изучаемые на уроке: координатная ось, координата точки, отрезок, середина отрезка.


Технологии: проблемного обучения, развития исследовательских умений.


Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная работа с классом, индивидуальная работа, групповая практическая работа при закреплении материала.


Цели:

образовательные:

- находить координаты середины отрезка;

- формировать навыки самостоятельной работы;

развивающие:

- развивать навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы;

- развивать познавательную активность, творческие способности обучающихся;

- развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки.

воспитывающие:

- воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера;

- содействовать развитию умения общаться между собой и вести совместную работу;

- развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность.


Оборудование:

- проектор, компьютер учителя.

Демонстрационный материал:

- презентация «Рациональные числа на координатной прямой»,

- папки с раздаточным материалом.

Раздаточный материал:

- приложение №1: «Тест. Координатная ось»;

- приложение №2: «Определение координат середины отрезка»;

- приложение №4: «Самостоятельная работа: Определение координат середины

отрезка»;

- приложение №5: «Домашнее задание по теме: Координата середины отрезка»;

- приложение №6: «Лист успеха».


Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать:

  • определение координатной прямой;

  • определение координаты точки.

уметь:

  • определять координаты точек;

  • строить точки по координатам;

– записывать и читать координаты точки.

Дополнительные знания и умения: научить наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный материал; объективно оценивать свою деятельность и деятельность других.


Технологическая карта изучения темы

Предмет

Математика

Класс

6 «В»

Тип урока

Урок «открытия новых знаний» (продолжение)

Технология построения урока

Проблемный метод, работа в парах, в группах


Тема

Рациональные числа на координатной оси.

Цель

создать условия для получения и осознания новой учебной информации по данной теме, способствовать осмыслению связей нового материала и жизненных ситуаций



Планируемый результат

Предметные умения

- определять координаты середины отрезка;

- строить точки по координатам.










Личностные УУД:

- формирование учебной мотивации,

- формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему урока;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- проводить анализ учебного материала;

- извлекать информацию, представленную в разной форме;

- формулировать конечный результат

Коммуникативные УУД:

- уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Структурные элементы урока

Дидактические цели элементов урока

Содержание урока, формы взаимодействия с учащимися

Мотивационная беседа с учащимися.

- Обратить внимание учащихся на актуальность темы.

- Показать необходимость полного усвоения темы для дальнейшего обучения, прикладной значимости.

(Открыт СЛАЙД № 1)

– Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Ровно встали, тихо сели,
Головами повертели.
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок.
(СЛАЙД №2)

Актуализация опорных знаний и фиксация проблемы при выполнении задания теста.


- Повторить основные понятия темы: координатная ось.

- Проверка опорных знаний и умений по теме: координатная ось.

- Зафиксировать проблему при выполнении задания №5 (тест).

- Создать мотивацию к учебной деятельности на уроке.


- Китайская пословица гласит:

«Я слушаю — я забываю,

Я вижу — я запоминаю,

Я делаю — я усваиваю».

- Поэтому я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активно работать.

- Сегодня на уроке вы откроете для себя «новое знание» при дальнейшем изучении рациональных чисел на координатной оси.

- Ребята, давайте вспомним основные понятия, с которыми мы с вами познакомились при изучении темы: координатная ось, разгадывая математические ребусы. (СЛАЙДЫ 3-4).

1). Ребусы. (СЛАЙДЫ 5-9).


- Молодцы! Мы вместе прекрасно поработали.

- Давайте оценим нашу работу по повторению, разгадав ребус. (СЛАЙД 10) - Молодцы!

- А умеете ли вы определять координаты точек? На этот вопрос даст ответ результаты теста, который вы сейчас выполните, взяв приложение №1.


«Тест . Координатная ось». (СЛАЙДЫ 11-12).

Время выполнения- 5 минут (приложение №1).

Взаимопроверка (СЛАЙД 13).

- А все ли справились с пятым заданием? (Ответы учащихся)

- Вот выполнении пятого задания правильные ответы получились не у всех.

- Почему?

- Потому что мы не знаем, как находить координаты середины отрезка.

- А кто знает, как находить координату середины отрезка?

(Ответы детей)

Вывод. СЛАЙД №14.

Обьяснение учителя СЛАЙД № 15

Выявление и решение проблемной ситуации: определение координат середины отрезка.

Организация фиксации образовательной цели урока и темы урока.

Объяснение новой темы.


- Выявить, зафиксировать и решить проблемную ситуацию: определение координат середины отрезка.

- Определить тему урока и образовательную цель урока.





Раздор примера. СЛАЙД № 16


- Дальше вы будете работать в группах. Каждая группа получает листочек с тремя заданиями, взяв приложение №2.

Там есть правила работы в группе.

- Первая группа выполняет задание 1 варианта,

Вторая группа выполняет задание 2 варианта,

Третья группа выполняет задание 3 варианта.

- План работы такой. (СЛАЙД №17). Вы должны:

1). Выполнить задания.

2). Проанализировать результат.

3). Сделать вывод.

На работу вам отводится 5 минут


По окончании работы каждая группа представляет свой вывод.

Проверка решения заданий (СЛАЙДЫ №18-26).

Физкультминутка

Динамическая пауза.

Встали дружно. Наклонились СЛАЙД №27

Раз – вперед, а два – назад.

Потянулись. Выпрямились.

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать.

Мы на месте снова ходим,

Но от парты не отходим.

По местам пора садиться

И опять начать учиться.

Объяснение новой темы.


Объяснять тему урока, приводить примеры.

- Ребята, а на что были похожи задания, которые вы решали?

(Ответы детей.)

- Действительно, это нахождение среднего арифметического двух чисел.

(Объяснение темы. Примеры.) СЛАЙД №28

- А как найти среднее арифметическое нескольких чисел? СЛАЙД №29

(Ответы детей.)

Да, средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих кисел на число слагаемых. Например, ….!!!!

- Молодцы, ребята!

Решение задачи на региональный компонент.


СЛАЙД №30

-Посмотрите на карту нашей Респ. Башкортостан. В нашей республике очень мног районов. Среди которых и наш Аургазинский район.

СЛАЙД №31

- Ребята, а сейчас давайте решим такую задачу.

В Аургазинском районе проживают 33 358 человек. …..и т.д. Ответ: 40 600 ч.

Закрепление темы.

Работа по учебнику.

Закрепить полученные знания при решении задач.

- Теперь откройте книги на с.118. Решим № 601 (а, б)

СЛАЙД № 32. Работа у доски.

(Проверка)

СЛАЙД № 33.

- Дальше решаем № 608 (а, б). Работа у доски.

(Проверка)

Объяснение новой темы.


Объяснять тему урока, приводить примеры.

- Ребята, а что фактически мы находили при решении данных номеров?

(Ответы учащихся.)

- Действительно, мы находили расстояние между рациональными точками a и b. СЛАЙД № 34

- Решим № 603.

(Работа у доски) СЛАЙД № 35

-Молодцы!

Подведение итогов


  1. 1). Зафиксировать в речи правило определения координаты середины отрезка.

  2. 2). Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

  • Что изучали сегодня на уроке?

  • Кто желает сформулировать правило определения координат середины отрезка?

  • Надеюсь, что вы этот материал не забудете, так как вы в дальнейшем будете часто его использовать на уроках.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграф 3.8, выучить правила.

Решить № 600, 602.

- ЗАПИШИТЕ В ДНЕВНИКАХ.

СЛАЙД № 36

Рефлексия

1) Зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.

2) Оценить собственную деятельность на уроке.

3) Оценивать общую работу на уроке.

А теперь оценим нашу совместную работу на уроке.

Перед вами 3смайлика с эмоциональным настроением. Поднимите ту, которая характеризует работу в классе в целом на уроке. СЛАЙД №37

- Давайте напоследок разгадаем еще один ребус.

СЛАЙД №38

Большое спасибо все за урок.

- До свидания. СЛАЙД №39


Приложение №1



Лист задания №2 ученика________________________________________


Тест. Координатная ось.

Вариант 1

1) Какая из данных точек расположена на координатной оси правее других?

1) А(–1) 2) В(–2) 3) С(–4) 4) Д(–3).


2) Сколько целых чисел расположено на координатной оси между числами

(–11 ) и (–5 )?

1) 7 2) 6 3) 8 4) другой ответ.


3) Лягушка выпрыгнула из точки А(–1 ) координатной прямой на 5 единиц вправо,

а затем на 3 единицы влево. В какой точке координатной оси она оказалась?

1) 2) –3 3) 1 4) другой ответ.


4) Какие из точек А(–7), В(4), С(–2), Д(–1) расположены правее начала координат?

1) Д и С 2) С и В 3) В и С 4) другой ответ.


5) Точка Д – середина отрезка АВ. Найдите координаты точки Д, если А(–5), В(4).

1) –1 2) – 3) 4) другой ответ.


Критерии оценки:


Номер задания

Ответ

Проверка: «+» или «–»

Оценка

1




2



3



4



5




Если получено пять «+», поставь «5»

Если получено четыре «+», поставь «4»

Если получено три «+», поставь «3»

Если получено меньше трех «+», поставь «2»







Приложение №1


Лист задания №2 ученика________________________________________


Тест. Координатная ось.


Вариант 2

1) Какая из данных точек расположена на координатной оси левее других?

1) А(1 ) 2) В(1 ) 3) С(–1) 4) Д(1).


2) Сколько целых чисел расположено на координатной оси между числами

(–1 ) и (7 )?

1) 6 2) 7 3) 8 4) другой ответ.


3) Лягушка выпрыгнула из точки А(–8 ) координатной прямой на 7 единиц вправо,

а затем на 3 единицы влево. В какой точке координатной оси она оказалась?

1) 2) –2 3) –1 4) другой ответ.


4) Какие из точек А(8), В(–2), С(2), Д(–1) расположены левее начала координат?

1) Д и В 2) С и В 3) В и С 4) другой ответ.


5) Точка С – середина отрезка АВ. Найдите координаты точки С, если А(–3), В(6).

1) 3 2) 1 3) –1 4) другой ответ.


Критерии оценки:


Номер задания

Ответ

Проверка: «+» или «-»

Оценка

1




2



3



4



5




Если получено пять «+», поставь «5»

Если получено четыре «+», поставь «4»

Если получено три «+», поставь «3»

Если получено меньше трех «+», поставь «2»





Приложение №3.

Лист задания №3

«Определение координат середины отрезка».


Группа 1 (ученики):__________________________________________________

___________________________________________________________________


План работы.

1). Выполнить задания.

2). Проанализировать результат.

3). Вывод.


Задания.


1). Точка С – середина отрезка АВ. Найдите координаты точки С, если А(1), В(5).

Решение.



Ответ.


2). Точка С – середина отрезка АВ. Найдите координаты точки С, если А(4), В(6).

Решение.



Ответ.


3). Точка С – середина отрезка АВ. Найдите координаты точки С, если А(0), В(8).

Решение.



Ответ.


Вывод. __________________________________________ _________________________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение №3.

Лист задания №3

«Определение координат середины отрезка».


Группа 2 (ученики):__________________________________________________

___________________________________________________________________


План работы.

1). Выполнить задания теста.

2). Проанализировать ответы заданий.

3). Сделать вывод.


Задания.


1). Точка С – середина отрезка АВ. Найдите координаты точки С, если А(-2), В(2).

Решение.



Ответ.


2). Точка С – середина отрезка АВ. Найдите координаты точки С, если А(-4), В(6).

Решение.



Ответ.


3). Точка С – середина отрезка АВ. Найдите координаты точки С, если А(-6), В(4).

Решение.



Ответ.


Вывод. ___________________________________________ __________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Приложение №3.

Лист задания №3

«Определение координат середины отрезка».


Группа 3 (ученики):__________________________________________________

___________________________________________________________________


План работы.

1). Выполнить задания.

2). Проанализировать результат.

3). Вывод.


Задания.


1). Точка С – середина отрезка АВ. Найдите координаты точки С, если А(-3), В(-1).

Решение.



Ответ.


2). Точка С – середина отрезка АВ. Найдите координаты точки С, если А(-4), В(-2).

Решение.



Ответ.


3). Точка С – середина отрезка АВ. Найдите координаты точки С, если А(-8), В(-2).

Решение.



Ответ.


Вывод. ___________________________________________ __________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________