Министерство образования и науки РД Кайтагский район
МКОУ «Баршамайская СОШ им. Качмасова А.Р.»
План – конспект открытого урока по математике. 6 класс.
Тема: Решение уравнений.
Учительница: Хидирбекова Айзанат Гаджиахмедовна.
Открытый урок по математике в 6 классе.
Тема урока: «Решение уравнений»
ЦЕЛИ УРОКА:
1.ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: -сформировать умение и навыки решать уравнения, а также умение составлять уравнения при решении задач.
2. РАЗВИВАЮЩАЯ: формировать умение ориентироваться в новой обстановке;
3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: учить умению рассуждать, высказывать свои мысли отстаивать свою точку зрения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Презентация к уроку;
Карточки с заданиями
РАЗВЕРНУТЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА.
Девиз урока:
«Уравнение - это золотой ключ,
открывающий все
математические сезамы»
С.Коваль
І. Организационный момент.
Здравствуйте! Садитесь… (Слайд 1)
II. Актуализация опорных знаний
1. В начале урока на экране вам представлен кроссворд, заполнив который мы повторим основные понятия и теоретические факты которые нам сегодня пригодятся.
Угадав все слова и записав их в клеточки по горизонтали, в выделенном вертикальном столбце вы прочтете тему нашего сегодняшнего урока. (Слайд № 2)
Как называют расстояние в единичных отрезках от начала координат до точки А(а)? (Модуль)
Как по-другому называют равенство двух отношений? (Пропорция)
Как называется результат от деления? (Частное)
Как называются числа, отличающиеся только знаками? (Противоположные)
Как называется число, которое можно записать в виде отношения а/n, где а – целое число, а n – натуральное число? (Рациональное)
Как называются числа, которые получаются в результате расширения множества натуральных чисел, за счет добавления к ним нуля и множества отрицательных чисел? (Целые)
Арифметическое действие, обратное действию деления? (Умножение)
Если выражение является произведением числа и одной или нескольких букв, то это число называют …? (числовым коэффициентом)
Число, которое не делится нацело на 2, называют…? (нечетным)
Разгадав кроссворд, в выделенном вертикальном столбце ученики читают слово «уравнение».
Итак, тема нашего сегодняшнего урока - уравнение. (Слайд 3)
Запишите в тетрадях число и тему сегодняшнего урока и положите ручки.
Рассмотрим цели нашего урока. (слайд 5)
сформировать умение и навыки решать уравнения, а также умение составлять уравнения при решении задач.
повторить теоретический материал по теме
Сегодня мы продолжаем решать уравнения, а какие вы узнаете чуть попозже. Давайте вспомним, что мы уже знаем:
- Уравнением называется….
- Корнем уравнения называется….
- Уравнение может иметь (?) корней.
-Чтобы перенести какой-нибудь член уравнения из одной части в другую, надо….
- Обе части уравнения можно умножить на ….
Диалог учеников.
Первый ученик: Итак мы знаем, что уравнение можно решить, если перенести его члены из одной части в другую.
Второй ученик: Просто перенести и всё?
Первый ученик: Нет, не просто. Если мы перенесём какой-нибудь член уравнения, например, из левой части в правую, то обязательно должны поменять его знак.
Второй ученик: Ну это не трудно. Этот способ решения даже легче, чем применявшийся раньше. Не нужно помнить множество правил. Скажи, а если в уравнении есть скобки, мы перенесём член уравнения прямо со скобками?
Первый ученик: Ну что ты? Скобки сначала надо раскрыть, а потом переносить известные члены уравнения в одну сторону, а неизвестные - в другую.
Второй ученик: Я понял. Значит в уравнении 12
(у-2) = 3
(2у-8)+12 сначала раскроем скобки: 12у-24 = 6у-24+12
Первый ученик: А дальше решаем как обычно. Ну что, начнём?
12у – 6у = -24 + 24 =12
6у = 12
у = 2
Ответ: у = 2
III. Формирование умений и навыков учащихся.
Решить задачу. Найти сколько весит батон.
Ответ: 2 кг
Сейчас вам предстоит решить уравнения. Если вы укажете номер правильного ответа, то вам откроется часть красивой фотографии.
х – 3 = 12
6х = 18
3х - 8= 16
12 - 2х = 4х
5х +45 = 45
2х – 4 = 3х – 1
2(5х – 9) = 9х + 1
8х = - 20 – 2х
17 = 3х – 1
х +17 = 77 – 4х
5х + 18 = 3х
8х = - 8
6(3х – 4) = 3х – 9
Внимание! Внимание! В школу пришло необычное сообщение. Просят помочь семья Ивановых. Вот письмо, послушайте.
Обращаемся к вам с большой просьбой. Наш дед всю свою жизнь занимался математикой. Написал несколько научных трудов, которые хранил в сейфе. Недавно его не стало. Он хотел, чтобы мы опубликовали его работы. Но прежде, чем открыть сейф, нужно знать код к нему. Дед дал нам ключ к коду, но остался верен своей любимой науке и для того, чтобы узнать нужные 4 цифры, необходимо сделать вычисления, математикой больше в семье никто не увлекается и много со школьных лет забылось. Помогите узнать код к сейфу, будем за это очень признательны. Ключ к коду: положительные корни уравнений расположенных в порядке возрастания.
1). 4х + 12 =3х + 8 (Ответ: х=–4)
2). 3х-17 = 8х – 18 (Ответ: х=7)
3). 2
(8+у) = 3у+12 (Ответ: у=4)
4). -3
(с-5) = -2
(с-3) (Ответ: с=9)
Итак, код к сейфу: 4 7 9.
- Как вы думаете, смогли ли мы помочь семье Ивановых?
Да, я с вами согласна. Вижу, что вы усвоили решение уравнений.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
На разминку
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай,
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку.
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком.
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два.
Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмёмся за дела.
Уравнения часто используют в повседневной жизни, но о том, как возникли уравнения, кто их придумал, не думаем. Иногда полезно знать, кто это сделал, ведь если бы не эти люди, то возможно и по сей день не придумали бы как решать уравнения. Решив первое задание и выбрав правильный вариант ответа, узнаем, где впервые, согласно дошедшим до нас рукописям, стали известны линейные уравнения и приемы их решения.
Решите уравнение: (-20х-50)·2=100 (х = - 5)
Более 4000 лет назад в Древнем Вавилоне и Древнем Египте уже были известны приёмы решения линейных уравнений.
Р
ешив следующее задание вы узнаете, какого древнегреческого математика, умеющего решать очень сложные уравнения, по праву называют «отцом алгебры».
(х=18)
Ответить на вопрос о том, кто, где и когда ввел первые уравнения невозможно, но решение первых уравнений связано с именем замечательно ученого Диофанта, жившего в третьем веке н. э. в г. Александрия. Он придумал два основных приема решения уравнения, которыми мы пользуемся и в настоящее время (правило приведения подобных членов и правило прибавления или вычитания к обеим частям уравнения одного и того же числа или выражения). Он умел решать очень сложные уравнения, применял для неизвестных буквенные обозначения, ввел специальный символ для вычитания, использовал сокращения слов.
Р
ешив следующее задание вы узнаете, кто впервые написал учебник алгебры и описал в нем методы решения уравнений.
(х=3)
Из истории математики известно: в 8 веке н. э. хорезмский математик Аль-хорезми в своих научных трудах описал методы решения уравнений, которые сводились к двум операциям: перенос слагаемых из одной части в другую назывался аль-джебр и приведение подобных слагаемых – валь-мукабала. Постепенно слово аль-джебр перешло в название науки «алгебра». А что же такое алгебра? Среди задач, которые с давних времен приходилось решать людям, много было похожих, однотипных: вычисление площадей участков, нахождение объемов фигур определенной формы, деление доходов, вычисление стоимости товара, измерение массы с помощью различных единиц и другие. Для таких задач в разное время, в разных странах пытались отыскать общие способы, правила решения. В этих правилах раскрывалось, как найти неизвестную величину через данные числа для группы похожих задач. Так возникла алгебра - один из разделов математики, в котором вначале в основном рассматривалось решение различных уравнений.
Игра «Найди ответ»
Решить уравнение и найти его на участнике игры.
2х + 5 = 7х (х = 1)
- 9х + 5х = 16 (х = - 4)
3х – 6 = 9 – 2х (х = 3)
7 + 4х = 3 (х = - 1)
6х – 13 = 3х + 5 (х = 6)
4х – 10 = 6 – 4х (х = 2)
Итог урока.
Рефлексия
Фамилия Имя______________________________________________________________
Сегодня на занятиях было интересно, потому что_________________________________
__________________________________________________________________________
Я бы хотел похвалить себя за то, что____________________________________________
__________________________________________________________________________
Я понял, что_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Было трудно_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Меня удивило______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
На уроке понравилось, ______________________________________________________
__________________________________________________________________________
Запишите домашнее задание в дневник: №1341(а,б,в), 1343.
Список используемой литературы:
Н.Я.Виленкин Математика для 6 класса.
Поурочные планы по учебнику Н.Я.Виленкина.
П.И.Алтынов Контрольные и проверочные работы по математике.