УРОК
МАТЕМАТИКИ
В 1 КЛАССЕ
«Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток»
Автор:
Бубнова Людмила Борисовна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Елшанка
Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.
Тип: изучение нового материала.
Технологии: проблемное обучение, игровая технология, ИКТ.
Методы: проблемно - поисковый, метод самостоятельной работы, игра, наглядный метод.
Средства обучения: Компьютер, проектор, презентация, учебник «Математика 3 класс» М. И.Моро и др., тетрадь с печатной основой, электронное приложение к учебнику.
Педагогическая цель: создать условия для развития умения складывать и вычитать числа, опираясь на знание разрядного состава чисел; готовить к решению составных задач; развитие навыков счёта, логических УУД.
Планируемые результаты (предметные): уметь складывать и вычитать числа, опираясь на знание разрядного состава чисел; читать и записывать числа второго десятка; решать задачи, изученных видов; моделировать задачи с помощью схематических рисунков.
УУД:
Регулятивные: контролировать свою работу и оценивать выполненное задание по алгоритму совместно с учителем.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь моделировать – преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Личностные: имеют определённые познавательные потребности и учебные мотивы.
Ход урока
I. Мотивационный этап.
- Прозвенел звонок, пригласил вас на урок.
- Давайте вспомним для чего мы здесь.
В школу мы пришли … учиться.
В жизни это пригодится.
Если хочешь много ... знать
Должен сам всё …постигать.
- Нам предстоит на уроке : думать, рассуждать, решать, контролировать, оценивать …
II. Каллиграфическая минутка. Слайд №3
18 18 18
- Какое сегодня число?
- Какие цифры использовали для записи числа 18? (1, 8.)
- Расскажите все, что знаете об этом числе. (Число 18 следует за числом 17 и предшествует числу 19; 18 - двузначное число, в числе 18-1 десяток и 8 единиц; 18 - четное число.)
III. Актуализация знаний
Логическая разминка
- Продолжи фразу:
-Если дерево выше дома, то (дом ниже дерева)
-Если ручка короче карандаша, то (карандаш длиннее ручки)
-Если папа старше мамы на 2 года, то мама (моложе папы на 2 года)
Дай ответ, выбрав решение: Слайд № 4
5-2; 4-3; 7-3; 4+3; 7-4

- Сколько яблок на яблоне?
- Сколько яблок под яблоней?
- На сколько яблок на яблоне больше, чем яблок под яблоней?
- Сколько яблок всего?
-На сколько, меньше жёлтых яблок, чем красных?
Продолжи числовой ряд: (работа на доске)
2,3,5,6,8,9..,..,..,…
2.Закрепление знания нумерации чисел 11-20. Слайд № 5
Работа с использованием сигнальных карточек.
-Увеличьте на 1 числа: 11, 15, 17, 19.
-Уменьшите на 1 числа: 13, 17, 19, 11.
- Назовите соседей числа: 15, 18, 11.
- Назови число, в котором: 1 дес. и 6 ед., 1 дес. и 3 ед., 2 дес.
Работа в тетради.
Учащиеся выполняют самостоятельно задание 2 (с.26 тетради № 2) с последующей фронтальной проверкой.
III. Самоопределение к деятельности.
-Ребята, вам пришло письмо. Слайд №6
«Здравствуйте, первоклассники. Пишет вам Незнайка. Помогите мне, пожалуйста, выполнить математические вычисления. Если я не решу эти примеры и задачи, то Знайка не возьмёт меня в полёт на Луну. С УВАЖЕНИЕМ, НЕЗНАЙКА»
(Дети решают примеры на доске)
16-1 12+1 19+1
15-10 10+5 15-5
- Есть ли затруднения? Почему? (не решали подобных примеров)
- А Незнайке помочь хотите? Что же делать? (надо научиться решать примеры с двузначными числами, которые больше 10)
IV. Работа по теме урока. Открытие новых знаний.
- Давайте найдём способ, как найти значение этих выражений.
(по числовому ряду, путём присчитывания и отсчитывания, с помощью счётных палочек)
1. Знакомство с разрядным составом чисел в пределах 20.
Практическая работа со счётными палочками (пучками – десятками и отдельными палочками – единицами)
(Отложи число на счётных палочках в виде пучков - десятков и отдельных палочек – единиц, выполни нужное арифметическое действие путём манипуляций с палочками, дай ответ)
Проверим, правильно ли мы рассуждали. Спросим у компьютера.
(просмотр объяснения из электронного приложения)
3.Работа по учебнику.
Учащиеся под руководством учителя рассматривают рисунки и выражения, записанные под ними (с. 52 учебника, часть 2).
Далее учитель дает ученикам образец рассуждения: слайд №7
10 + 3 -1 десяток и 3 единицы - это 13.
13 - 3 - 13 - это 1 десяток и 3 единицы. Из 1 десятка 3 единиц вычесть 3 единицы, получится 1 десяток, или число 10.
13 - 10 - 13 - это 1 десяток и 3 единицы. Из 1 десятка 3 единиц вычесть 1 десяток, получится 3 единицы, то есть число 3.
2.Первичное закрепление знаний.
- Объясни, как выполнить вычисления.
Коллективно рассматриваются остальные случаи, которые проговариваются учащимися хором,
- Выполни вычисления - задание 1 (с. 52 учебника, часть 2) в тетради с комментированием по «цепочке»;
Физкультминутка Слайд № 8
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте и считать опять начните.
3. Самостоятельная работа в тетради.
Учащиеся выполняют в парах задание 1 с.26 тетради № 2 с последующей проверкой по эталону. Слайд№9
Оцени свою работу.
V.Включение новых знаний в систему знаний.
- Применяя новый приём сложения и вычитания, основанный на знании разрядного состава числа,
-выполни упражнение за компьютером «Разложи почту» из электронного приложения.
- Оцени работу соседа.
VI. Работа над задачами.
- А теперь нужно помочь решить Незнайке задачи.
Активизация мыслительной деятельности.
Реши задачу устно: «Петя выше Коли, но ниже Серёжи. Кто ниже Коля или Серёжа?» (Коля). Проверь с помощью отрезков.
П. ___________
К. ________
С. _______________
Разбей геометрические фигуры на 2 группы. Составь суммы, объясни.

Вы сейчас разбили фигуры на две группы по разным признакам: форме, цвету, размеру.(5+4; 6+3; 7+2)
2. Подготовка учащихся к решению составных задач слайд № 10 - 11
С данной целью разбирается задание 2 (с. 52 учебника часть 2).
(На доске схема одной задачи)
ОООООО ОО
(Учащиеся читают задачи и сравнивают их; выделяют условие и вопрос, данные и искомые числа в каждой задаче; высказывают мнение о том, связаны ли между собой задачи, и если связаны то каким образом; решают каждую задачу; дают ответы на поставленные вопросы.)
-Прочти задачи. К какой задаче подходит схема? Запиши решение в тетради (и на доске).
-Измени схему так, чтобы она подходила ко второй задаче.
- Какое неизвестное в первой задаче стало известным во второй? Запиши решение.
Обобщение: вторую задачу мы решили, взяв данные из первой.
3. Решение задач изученных видов.
Учащиеся решают самостоятельно задачи 2 (с.26 тетради № 2), 4 (с. 26 тетради № 2). Данное задание может быть выполнено по вариантам. Проверка выполнения учащимися задания на слайдах -12-13
- Покажите, каким действием решали первую задачу?
- Сколько шаров?
- Какое действие выбрали для решения второй задачи?
- Сколько всего морковок взяла бабушка?
VI. Рефлексия.
«Проверь себя» стр. 52. Проверка по эталону. Слайд №14
-Оцени свою работу на уроке по «волшебной» линеечке.
VII. Итог урока
(Решать примеры, опираясь на знание состава числа)
Сможем теперь помочь Незнайке?
Все ли вам было понятно?
Какое задание вызвало у вас затруднения?
Что было самым интересным?
- Кто доволен собой?