Конструкт урока.
Тема: Четырехугольники (параллелограммы, прямоугольники, ромбы, квадраты, трапеции) в окружающем нас мире.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Формы проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная.
Цели урока:
Учебные:
- учить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- учить исследовать простейшие математические модели.
Развивающие:
- активизировать познавательную деятельность учащихся через решение практических задач,
- развивать логическое мышление; - развивать умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся интерес к предмету, доброжелательность;
- воспитывать стремление к совершенствованию знаний.
Оборудование: учебник, чертёжные принадлежности, мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация.
Основные результаты обучения: знать свойства фигур и уметь применять их при расчетах, иметь хорошие вычислительные навыки.
Ожидаемые результаты: расширят возможности применения своих знаний; научатся применять свойства четырехугольников в ходе решения прикладных задач; научатся контролировать себя в расчетах при решении практических задач; научатся рассуждать и делать выводы, слушать собеседника и вести диалог; работать в группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Регулятивные УУД:
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
проговаривать последовательность действий на уроке;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока.
I Организационный момент.(2 мин)
Проводит инструктаж по работе с листом самооценки:
- На столах у вас лежат рейтинговые листы. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя по критериям, которые указаны в листе.
II. Мобилизующий этап. (5 мин)
У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. О чем же сегодня мы с вами поговорим? Ответить на этот вопрос вам помогут ребусы. (слайд 2-6)
квадрат трапеция параллелограмм
- Так о чем же сегодня мы с вами будем говорить? (о четырехугольниках).
- Верно. А какое творческое задание у вас было дома? (Подобрать материал по теме «Четырехугольники и их применение в жизни», подготовить презентацию для выступления)
- Попробуйте сформулировать тему урока, исходя из того материала, который вы готовили дома.
- Тема нашего урока « Четырехугольники (параллелограммы, прямоугольники, ромбы, квадраты, трапеции) в окружающем нас мире» (слайд 7)
- Попытайтесь сформулировать цель урока.
- Обобщить и систематизировать знания по данной теме, использовать их в решении практических задач.
- Правильно. У нас сегодня необычный урок геометрии. Мы с вами попытаемся объединить теорию с практикой. И вы убедитесь в том, что геометрия не «сухая» наука, а знания, полученные на уроках, применяются в повседневной жизни.
Уметь определять вид четырёхугольника и применять его свойства необходимо будет вам и в дальнейшем, как при введении новых тем, так и в практике. Даже в 10,11 классах, при работе с объёмными фигурами, эти знания часто применяются при решении задач. Поэтому очень важно повторить и систематизировать весь материал и научиться его применять на практике.
III.Актуализация опорных знаний. (5 мин)
- А сейчас давайте вспомним определение этих фигур. (слайд 8)
- У вас на столах лежат модели параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата. Поднимите ту фигуру, которая обладает данным свойством:
1. Имеют равные диагонали (прямоугольник и квадрат).
2. Имеют перпендикулярные диагонали (ромб и квадрат).
3.Имеют прямые углы (прямоугольник, квадрат)
4.Имеют неравные диагонали, но точкой пересечения делятся пополам (параллелограмм, ромб)
5. Диагонали являются биссектрисами углов (ромб и квадрат).
IV. Операционно-познавательный этап (демонстрация презентации)(10 мин)
- Сейчас вы услышите рассказы учащихся, почему четырёхугольники так называются (учащиеся представляют презентации и сообщения , составленные при выполнении домашнего задания ) и узнаете много интересного о применении данных фигур в нашей жизни. (слайд 9-18)
V. Работа в парах (13 мин)
Решение нестандартных задач
Сегодня я предлагаю вам решить необычные задачи, что мы решаем на уроках геометрии, а задачи практического содержания. Задачи, с которыми вы встречались и еще можете встретится на уроках технологии.
ЗАДАЧА № 1.
Паркетчик, вырезая квадраты из дерева, проверял их так: он сравнивал длины сторон, и если все четыре стороны были равны, то считал квадрат вырезанным правильно. Надежна ли такая проверка?
(Ответ: такая проверка недостаточна. Четырехугольник мог выдержать такое испытание, не будучи квадратом, ромб тоже имеет равные стороны)
ЗАДАЧА № 2.
Между двумя телеграфными столбами на одной с ними прямой и на одинаковом расстоянии от них расположен третий столб. На каком расстоянии от дороги находится столб, если два крайних удалены от дороги на 32 и 58 метров.
(Ответ: 45м) (ср. линия трапеции)
ЗАДАЧА № 3.
Бетонная плита с прямолинейными краями имеет форму прямоугольника. Как с помощью веревки проверить правильность формы плиты?
(Ответ: измерить противолежащие стороны и диагонали)
ЗАДАЧА № 4.
В прямоугольной пластине нужно просверлить круглое отверстие на равном расстоянии от ее вершин. Как найти центр этого отверстия?
(Ответ: точка пересечения диагоналей)
ЗАДАЧА № 5.
Как плотник может отпилить край доски под углом 450?
(Ответ: биссектриса угла осекает равнобедренный треугольник)
ЗАДАЧА №6
Имеется квадратный пруд. По его углам близ воды растут 4 старых дуба. Пруд понадобилось расширить. Как увеличить его размеры, не пересаживая деревья и сохранив форму квадрата?
(Ответ: провести диагонали квадрата и параллельно диагоналям через вершины провести параллельные стороны нового квадрата)
ЗАДАЧА №7
Швее нужно отрезать кусок полотна в форме квадрата. Отрезав несколько кусков, она проверяет свою работу тем, что перегибает четырехугольный кусок по диагонали и смотрит, совпадают ли края. Если совпадают, значит, решает она, отрезанный кусок имеет в точности квадратную форму. Так ли это?
(Ответ: Проверка далеко недостаточна. Есть четырехугольники, края которых при перегибании по диагонали совпадут, но все-таки это не квадраты. Это может быть ромб или четырехугольник произвольного вида ).
ЗАДАЧА №8
Другая швея не довольствовалась проверкой, применяемой ее подругой. Она перегибала отрезанный четырехугольник сначала по одной диагонали, затем, расправив полотно, перегибала по другой. И, только если края фигуры совпадали в обоих случаях, она считала квадрат вырезанным правильно. Что скажете вы о такой проверке?
(Ответ: Эта проверка недостаточна. Это может быть не только квадрат, но и ромб. Чтобы действительно убедиться, квадратной ли формы отрезанный кусок, нужно, кроме того, что сделала швея, проверить также, равны ли диагонали или же углы).
ЗАДАЧА №9
В центре площади расположен фонтан, около которого надо разбить 4 одинаковых клумбы с розами. Как рассадить 36 кустов роз – по 10 кустов на каждой клумбе – с таким расчетом, чтобы фонтан был одинаково удален от всех клумб?
(Ответ: Фонтан находится в центре квадрата. 36 кустов роз по 10 в каждой клумбе рассаживаются на сторонах этого квадрата. )
VI.Домашнее задание: (на выбор) (слайд 23) (2 мин)
Вы замечательно поработали. Надеюсь, этот материал вы не забудете, он пригодится вам на протяжении всего школьного курса геометрии. И как сказал французский инженер-физик А. Лауэ: «Образование есть то, что остаётся, когда всё выученное уже забыто». (слайд 24) Думаю, что образование, которое вы получите, будут соответствовать времени, в котором мы живём. А чтобы это случилось на самом деле, предлагаю вам выполнить домашнее задание на выбор.
1. Составить свою практическую задачу и решить ее.
2. Создать галерею образов-ассоциаций по теме «Четырехугольники» (рисунки, фото).
3. Составить кроссворд по теме «Четырехугольники»
VII.Контрольно-оценочный этап урока. (2 мин)
- Итак, о чем мы сегодня говорили на уроке? (мы повторили определения и свойства четырехугольников, говорили об их практическом применении, о нахождении различных элементов четырехугольников).
- А теперь подсчитайте свои набранные баллы. Согласно критериям поставьте себе оценку за работу.(слайд 25)
VIII. Рефлексия. (2 мин)
А теперь послушайте одну притчу: (слайд 31)
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: - Что ты делал целый день?
И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил камни.
У второго спросил: ” А ты что делал целый день? ”- И тот ответил: ” Я
добросовестно выполнял свою работу. “
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием и
он ответил “ А я принимал участие в строительстве Храма.“
-Ребята! Кто работал, так как первый человек? (поднимаем желтые карточки)
-Кто работал добросовестно? (зелёные карточки)
-А кто принимал участие в строительстве Храма знаний? (красные карточки)
Лист самооценки Ф.И……………………………………
№ задания | Максимальный балл | Полученный балл |
Устный ответ | Правильный ответ-1балл | |
Математический диктант | 10 баллов( за каждый правильный ответ - 2 балла) | |
Решение задач | (5 баллов за выступление, 3 балла за обсуждение решения) | |
Дополнения | По 1 баллу | |
Итого: | 17 баллов | |
Лист самооценки Ф.И……………………………………
№ задания | Максимальный балл | Полученный балл |
Устный ответ | Правильный ответ-1балл | |
Математический диктант | 10 баллов( за каждый правильный ответ - 2 балла) | |
Решение задач | (5 баллов за выступление, 3 балла за обсуждение решения) | |
Дополнения | По 1 баллу | |
Итого: | 17 баллов | |
Лист самооценки Ф.И……………………………………
№ задания | Максимальный балл | Полученный балл |
Устный ответ | Правильный ответ-1балл | |
Математический диктант | 10 баллов( за каждый правильный ответ - 2 балла) | |
Решение задач | (5 баллов за выступление, 3 балла за обсуждение решения) | |
Дополнения | По 1 баллу | |
Итого: | 17 баллов | |
Лист самооценки Ф.И……………………………………
№ задания | Максимальный балл | Полученный балл |
Устный ответ | Правильный ответ-1балл | |
Математический диктант | 10 баллов( за каждый правильный ответ - 2 балла) | |
Решение задач | (5 баллов за выступление, 3 балла за обсуждение решения) | |
Дополнения | По 1 баллу | |
Итого: | 17 баллов | |
Гр.1 ЗАДАЧА № 1.
Паркетчик, вырезая квадраты из дерева, проверял их так: он сравнивал длины сторон, и если все четыре стороны были равны, то считал квадрат вырезанным правильно. Надежна ли такая проверка?
_________________________________________________________________________
Гр.1 ЗАДАЧА № 3.
Между двумя телеграфными столбами на одной с ними прямой и на одинаковом расстоянии от них расположен третий столб. На каком расстоянии от дороги находится столб, если два крайних удалены от дороги на 32 и 58 метров.
__________________________________________________________________________
Гр.1 ЗАДАЧА №2
Швее нужно отрезать кусок полотна в форме квадрата. Отрезав несколько кусков, она проверяет свою работу тем, что перегибает четырехугольный кусок по диагонали и смотрит, совпадают ли края. Если совпадают, значит, решает она, отрезанный кусок имеет в точности квадратную форму. Так ли это?
______________________________________________________________________________
Гр.2 ЗАДАЧА № 1.
Бетонная плита с прямолинейными краями имеет форму прямоугольника. Как с помощью веревки проверить правильность формы плиты?
_________________________________________________________________________
Гр.2 ЗАДАЧА №3
Имеется квадратный пруд. По его углам близ воды растут 4 старых дуба. Пруд понадобилось расширить. Как увеличить его размеры, не пересаживая деревья и сохранив форму квадрата?
_______________________________________________________________________________
Гр.2 ЗАДАЧА № 2
Другая швея не довольствовалась проверкой, применяемой ее подругой. Она перегибала отрезанный четырехугольник сначала по одной диагонали, затем, расправив полотно, перегибала по другой. И, только если края фигуры совпадали в обоих случаях, она считала квадрат вырезанным правильно. Что скажете вы о такой проверке?
_____________________________________________________________________________
Гр.3 ЗАДАЧА № 1.
В прямоугольной пластине нужно просверлить круглое отверстие на равном расстоянии от ее вершин. Как найти центр этого отверстия?
___________________________________________________________________________
Гр.3 ЗАДАЧА № 2.
Как плотник может отпилить край доски под углом 450?
______________________________________________________________________________
Гр.3 ЗАДАЧА № 3
В центре площади расположен фонтан, около которого надо разбить 4 одинаковых клумбы с розами. Как рассадить 36 кустов роз – по 10 кустов на каждой клумбе – с таким расчетом, чтобы фонтан был одинаково удален от всех клумб?
______________________________________________________________________________