ТЕМА: «Величины массы. Тонна. Центнер.»
Цели:
Образовательные:
-познакомить учащихся с единицами массы тонной, центнером
- закрепить и обобщить знания учащихся об отношениях между изученными единицами
Развивающие:
- развивать вычислительные навыки, память, речь, мышление, умение работать самостоятельно, делать выводы, объяснять, анализировать;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, коммуникативность отношений.;
-расширятькругозоручащихся ;привить любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: карточки цветные (красные, желтые, зеленые) для уровневой дифференциации; карточки для групповой работы (пословицы и поговорки со старорусскими единицами массы), карточки для парной работы (1 кг, 1 г, 1 ц, 1 т); ребус (массаж’); таблица единиц массы, карточки для блиц-опроса «Что больше … или …?»; иллюстрации: яблоко, корзина яблок, машина яблок, презентация, компьютер.,весы, .
Ход урока
I.Орг. момент
Слайд №1
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Я верю, что вы все любите математику и наш урок будет очень плодотворным
Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать ?
- Да, готовы !
- Очень хорошо. А чтобы урок наш прошёл интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями.
Слайд№2.
Урок мы будем…изучать
Информацию из урока…извлекать
Точку зрения…высказывать
На вопросы…отвечать
И, конечно, без сомненья,
Решать и вычислять!
А урок мы проведем в форме игры Что?, Где?, Когда?. Вы будете знатоками. Класс разделим на три команды. Победившая группа получит «Хрустальную сову».
Начнем с разминки .
Слайд№ 3
II.Устный счет.
1.МЫ проверим как наши знатоки знают таблицу умножения и деления.
Я показываю пример , вы быстро по вееру поднимаете ответ .За быстроту команда получает осенний лист.
2.Задача.
Слайд№4
Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет (20 г), 100 конфет (200 г), 1000 конфет (2000 г)?
– Какую из этих величин можно перевести в большую величину? (2000 г = 2 кг)
Слайд№5
3.Числовые выражения
780 г + … = 1 кг 990+…=1кг 320+…=1кг
400 г + … = 1 кг 640+…=1кг 800+.. .=1кг
999 г + … = 1 кг 500+…=1кг 950+…=1кг
Тесты (решают в парах)
Перфокарты
III.Введение в тему урока.
Попробуйте получить математические понятия, исключаяиз каждого данного слова одну букву.
Слайд 6.
Массаж долина метро
(массаж) (Длина) (метр)
Метр-это единица измерения длины.
А масса-это отдельная величина, о которой мы будем говорить сегодня. И тема нашего урока «Масса .Единицы измерения массы. Тонна. Центнер.
Слайд №6
(На доске картинка яблока, корзины яблок, машины яблок)
– Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь? (Грамм)
Слайд№7
(Ученик подписывает под картинкой «г»)
– А если нужно узнать массу корзины с яблоками? (Килограмм)
(Ученик подписывает под картинкой «кг»)
Слайд №8
– Ну а если нужно узнать массу целой машины с яблоками? (Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза)
Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы.
Откройте учебники и прочитайте информацию за красной чертой.
Установим взаимосвязь между этими величинами.
Слайд №9
– Какие еще существуют единицы массы?
– Что тяжелее центнер или тонна? (Ответы учащихся)
– Докажите (1 ц – 100 кг, 1 т – 1000 кг)
– Как при числах мы будем записывать слово «тонна»? (т)
– А центнер? (ц)
– Какова же тема нашего урока? (Ответы детей) (слайд 5)
– Запишите в тетради новое соотношение единиц: 1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.
– Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100».Также слова грамм и килограмм пришли к нам из греческого языка. Обратите внимание как они пишутся.
Слайд №10
Грамм
Килограмм
Центнер
Тонна
Слайд №11(таблица)
– Посмотрите внимательно на таблицу и ответьте на два вопроса:
Что уже знали?
Что нового узнали? – Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?» (В 10 раз)
– Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров?
– Запишите 1 т = 10 ц
№203 по учебнику (устно)
Выразить в кг и ц.
VI. Работа в парах
(карточки для работы в парах 1г, 1 кг, 1 ц, 1т)
– Расположите единицы массы в порядке возрастания.
– Готовы?
– Проверяем
Слайд №12
(1г, 1кг, 1ц, 1т)
Физминутка.
– А теперь немного отдохнем и, заодно, будем расширять свой кругозор. (рассказ учителя с демонстрацией слайдов)
VIII. Рассказ учителя
– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит. (Cлайд13)
Масса синего кита может достигать 150-200 т. Детеныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найти достойного соперника синему киту просто невозможно. Ведь даже динозавры, причем самые огромные не могли бы похвастаться столь мощным весом.
На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. (слайд№14)При длине 6 м он весит больше 6 тонн. А среди птиц самой крупной считается страус. (Cлайд 15)
В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные. (Cлайд16
– Отдохнули?
– И снова задача. (Cлайд17
Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается?(Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)
– Запишите это равенство в тетрадь (3 т = 3000 кг = 30 ц)
№209.Как вы думаете, сколько луковиц (яблок, картофелен) в 1кг? Проверим взвешиванием.
№210 .
ИЗ чего делают тетради , книги , журналы?
-Их делают из дерева
Да , деревья растут годами. Их надо охранять и ценить.Можно еще получить бумагу из макулатуты.
Прочитайте задачу и решите.
Что известно в задаче? Что надо найти?
Записать решение в тетрадь.
Слайд №18
Игра по динамитеским картам. Какие величины равны? Соединить резинкой.
Молодцы ,ребята.
IX. Работа в группах
Детям предлагается объяснить смысл пословиц или поговорок.
Болезнь входит пудами, а уходит золотниками
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь
Мал золотник, да дорог
– Оказывается, в недалекие времена во многих странах мира существовали свои единицы измерения величин. Это было очень неудобно для подсчета и всемирной торговли. И тогда … (слайд 19
– И завершает наш урок блиц-опрос. (Проводится в виде игры «Молчанка» с записью ответа в тетрадь)
(демонстрирую карточки с вопросами)
№215. Лист бумаги квадратной формы со стороной 8см разрезать на четыре равных треугольников.Найти площадь одного треугольниеа.
Блиц-опрос
– Что больше 99 кг или 1 ц?
– Что меньше 11 ц или 11 кг?
– Назовите большую величину: 7 кг или 800 г?
– Назовите меньшую величину: 600 кг или 2000 г?
– Выберите большую величину: 80 ц, 80 кг, 80 т?
– Выберите меньшую величину: 10 ц, 2 т, 1001 кг?
Проверка (слайд20)
XI. Итог урока
– С какими новыми единицами массы вы сегодня познакомились?
– Для чего нужны такие единицы массы?
– Какая единица массы больше кг, но меньше т?
– Где вы можете применить свои знания?
– Что еще хотели бы узнать по теме «Масса»?
X. Рефлексия (слайд 21) Подсчитаем у кого осенних листочков больше и наградим победителей. Д./З №212, 206.
– Спасибо за урок. (Слайд 22)