Открытый урок математики в 4 классе
Подувеева Наталья Анатольевна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Ташелка Менжинский филиал
Дата 28.10.2016г.
Тема: «Единицы времени. Измерение времени по часам»
Цель деятельности учителя: способствовать ознакомлению с единицами времени: сутки, неделя, месяц, год, век, развитию умений называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие и определять время по часам, решать уравнения, задачи на время, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицей времени секундой; научатся называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие и определять время по часам, решать уравнения, задачи на время, выполнять действия в числовых выражениях.
Метапредметные : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы. Математика. 4 класс : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, компьютерная презентация, модель часов, учебник под редакцией М.И. Моро, М.А.Бантовой
Основные понятия и термины: единицы времени, сутки, неделя, год, век, эра.
Ход урока.
Организационный момент. (1 мин)
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной внешней обстановки на уроке)
- Итак, у нас урок математики. (Слайд 1)
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать,
Только лишь отметку 5!
- Желаю вам успехов на уроке.
-Что мы развиваем на уроке математики?
Устный счет. (5 мин)
Цель: совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, развивать логическое мышление, умение работать в команде.
- Перед вами конверты. В них шифр и чистый листок, фломастер. Вам необходимо решить каждому свое выражение и по шифру определить букву. Затем из букв своей группы составить и записать слово.
Работа в микрогруппах.
1 группа:
2600:10 36+17 111*4 240:3 62*100
260 | 53 | 444 | 80 | 6200 |
т | и | у | к | с |
(сутки)
2 группа:
91:7 80:5 240:(80:2) 200-80:5 8*19 56:14
13 | 16 | 6 | 184 | 4 | 152 |
е | д | л | н | я | е |
(неделя)
3 группа:
78:13 (44+33):7 50:25*9 30:6*5 92:4
(месяц)
4 группа:
82:41*39 95:19*18:6 75:15*12:20
(век)
5 группа:
24:2*3:18 82:41*39 75:15*12:20
(год)
6 группа:
82:41*39 95:19*18:6 75:15*12:20
(эра)
III. Актуализация знаний.
- Карточки со словами на доску.
- Сформулируйте тему урока (Единицы времени)
СЛАЙД №1
IV. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала. (2 мин)
Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений, расширение кругозора о мире профессий.
- Как вы думаете, для чего нам необходимо изучать время?
- Людям, каких профессий необходимо точное время? (учитель, врач, хирург; людям управляющим транспортом: летчики, машинисты, космонавты, моряки, диспетчеры; историки, археологи, астрономы, часовых дел мастера, оперативный дежурный персонал и т.д.)
- Обоснуйте свои ответы.
- Какая самая маленькая единица измерения времени? (секунда)
- А за ней следует? (мин)
- Кто знает, когда люди начали измерять время?
V. Усвоение новых знаний. (5 мин)
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об известных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год, век, эра; учить их преобразовывать.
Измерять время помогли людям наблюдения над Солнцем, Луной и звёздами. Уже древние люди заметили чередование дня и ночи, периодичность смены времён года. Они ещё не умели объяснить эти явления, но стали с их помощью измерять время. Появились первые единицы времени: сутки и год.
Продолжительность года определялась вначале очень неточно. Например, древние египтяне считали годом промежуток времени от одного разлива Нила до другого. (Слайд№2)

Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом звезды Сириус («Палящий»). (Слайд №3).

Год стал определяться точнее, т.к. между восходами Сириуса примерно одинаковое число дней и ночей.
Египтяне изобрели один из самых удачных календарей. Сначала они разделили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Но скоро обнаружили, что год получился слишком коротким: Сириус опаздывал появляться над горизонтом на целых 5 дней. Пришлось добавить 5 праздничных дней в честь детей бога земли Геба и его супруги Нут. Но и год в 365 суток на четверть короче правильного. Сириус стал опаздывать меньше, но все же за 4 года набегали целые сутки!
В 46 году до нашей эры римский император Юлий Цезарь ввел такой календарь в Древнем Риме. (Слайд №4).

По юлианскому календарю (по «старому» стилю) год содержит 365 суток, но каждый четвертый год – високосный, он содержит 366 суток. Этим календарем пользовались до XVI века (за каждые 128 лет накапливались сутки). Затем папа римский Григорий XIII – провел в 1582 году реформу. О ней вы узнаете на уроках истории в 5 классе.
На доске: работают дети.
- Составим ленту времени, расставим единицы времени («продукт» учащихся на устном счете), соотношение величин.

- Попробуйте посчитать, сколько в году дней, может быть ученые ошиблись?
31+29(28)+31+30+31+30+31+31+30+31+30+31=
- Каким способом считали? Покажите. (31*7+30*4+29(28))= 30*11+1*7+28(29)
366-29(28)-30*4-31*7=)
VI. Проверка понимания учащимися нового материала. (7 мин)
Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление и устранение обнаруженных пробелов.
Работа с учебником с. 51, №251
- Прочитайте текст задачи.
- О ком говорится в задаче? Что говорится?
- Какой главный вопрос в задаче? Что для этого надо знать?
- В какой форме можно записать краткое условие задачи? (чертеж, краткая запись)
- Какой удобней? Построим чертеж по условию задачи.
(один ученик у доски)
- Решите самостоятельно. (проверка)
30+31+12+12+7=92(дн) 12*2+31+30+7 Проверка: (31*2+30)-12*2-31+30=
VII.Физкультминутка (1мин)
Мы сейчас займёмся маленьким спортом.
А сейчас я «включу» песочные часы и мы выполним разные упражнения, и мы ещё раз осмыслим, сколько же длится 1 минута. (делают)
"Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
"Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
"Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
"Будильник" - хлопки над головой.
"Пружинка" - приседания.
"Часы идут, идут, " - ходьба на месте.
-Вот какое важное дело мы сделали за 1 минуту-отдохнули.
VIII. Закрепление нового материала. (15 мин)
Цель: закрепить у учащихся знания величин времени и умения применять их в измененной ситуации.
- Я приготовила для вас задание.
- Посмотрите, что вам нужно знать, чтобы его выполнить? (знание единиц времени, умение переводить большие величины в меньшие и наоборот, умение быстро считать).
- Работаем самостоятельно, к доске вызываю ученика.
-На выполнение даю 3 минуты
Самостоятельная работа
СЛАЙД № 5 (ученик на закрытой доске)

(Взаимопроверка)
- Сравнение с образцом выполнения ученика и учителя.
- Поставьте отметку на полях.
СЛАЙД № 6 (работа в парах)
- Следующее задание вы выполняете в парах, помогайте друг другу.
- Если пара готова, поднимите руку.
- Задание дается на 3-4 мин.
IX. Рефлексия
СЛАЙД № 7
- Сейчас будете выполнять задание самостоятельно. Какие знания вам понадобятся? (умение находить доли от числа и знания отношения величин, навык быстрого счета).
X. Прогнозирование результата.
- Кто сможет решить, поставьте себе в тетради «+», если сомневаетесь, то «-«
- Кто правильно выполнил задание поставьте «+», у кого ошибки, то «-«
- Поднимите руки у кого «++» - Молодцы! У кого «-+«, нужно верить в себя. И т.д.
XI. Домашнее задание. (3 мин)
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
С. 57 № 8, 9
Выберите задание, с которым вы сможете справиться: составить задачу или подготовить пословицы, поговорки по теме «Единицы времени». Оформить красиво.
XII. Итог урока: (1 мин)
- Чего раньше не знали, а теперь знаете? (высказываются)
-Какие моменты урока вам больше всего понравились?
-Что было легко?
- Где возникли трудности?
- Что показалось вам интересным?
- Что нового узнали на уроке? Чему научились?
- Кто из вас, во время выполнения заданий, не допустил ни одной ошибки и может поставить себе «5»?
- Кто допустил 1-2 ошибки? Ставлю отметку «4»
- Кому ещё нужно поработать и над чем?