СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по математике "Единицы времени.Измерение времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по программе "Школа России", Математика 4 класс М.Моро. Ознакомление с единицами времени: сутки, неделя, месяц, год, век,  развитие умения называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие и определять время по часам.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике "Единицы времени.Измерение времени"»

Открытый урок математики в 4 классе

Подувеева Наталья Анатольевна, учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Ташелка Менжинский филиал

Дата 28.10.2016г.

Тема: «Единицы времени. Измерение времени по часам»

Цель деятельности учителя: способствовать ознакомлению с единицами времени: сутки, неделя, месяц, год, век, развитию умений называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие и определять время по часам, решать уравнения, задачи на время, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицей времени секундой; научатся называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие и определять время по часам, решать уравнения, задачи на время, выполнять действия в числовых выражениях.

Метапредметные : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют интерес к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы. Математика. 4 класс : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, компьютер, компьютерная презентация, модель часов, учебник под редакцией М.И. Моро, М.А.Бантовой

Основные понятия и термины: единицы времени, сутки, неделя, год, век, эра.



Ход урока.

  1. Организационный момент. (1 мин)

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной внешней обстановки на уроке)

- Итак, у нас урок математики. (Слайд 1)

 Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать,

Только лишь отметку 5!

- Желаю вам успехов на уроке.

-Что мы развиваем на уроке математики?

  1. Устный счет. (5 мин)

Цель: совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, развивать логическое мышление, умение работать в команде.

- Перед вами конверты. В них шифр и чистый листок, фломастер. Вам необходимо решить каждому свое выражение и по шифру определить букву. Затем из букв своей группы составить и записать слово.



Работа в микрогруппах.

1 группа:

2600:10 36+17 111*4 240:3 62*100

260

53

444

80

6200

т

и

у

к

с

(сутки)



2 группа:

91:7 80:5 240:(80:2) 200-80:5 8*19 56:14

13

16

6

184

4

152

е

д

л

н

я

е

(неделя)



3 группа:

78:13 (44+33):7 50:25*9 30:6*5 92:4

6

11

18

25

23

ц

я

с

м

е

(месяц)



4 группа:

82:41*39 95:19*18:6 75:15*12:20

78

15

3

е

в

к

(век)



5 группа:

24:2*3:18 82:41*39 75:15*12:20

2

78

3

о

г

д

(год)



6 группа:

82:41*39 95:19*18:6 75:15*12:20

78

15

3

а

э

р

(эра)

III. Актуализация знаний.

- Карточки со словами на доску.

- Сформулируйте тему урока (Единицы времени)

СЛАЙД №1



IV. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала. (2 мин)

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений, расширение кругозора о мире профессий.

- Как вы думаете, для чего нам необходимо изучать время?

- Людям, каких профессий необходимо точное время? (учитель, врач, хирург; людям управляющим транспортом: летчики, машинисты, космонавты, моряки, диспетчеры; историки, археологи, астрономы, часовых дел мастера, оперативный дежурный персонал и т.д.)

- Обоснуйте свои ответы.

- Какая самая маленькая единица измерения времени? (секунда)

- А за ней следует? (мин)

- Кто знает, когда люди начали измерять время?



V. Усвоение новых знаний. (5 мин)

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об известных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год, век, эра; учить их преобразовывать.

Измерять время помогли людям наблюдения над Солнцем, Луной и звёздами. Уже древние люди заметили чередование дня и ночи, периодичность смены времён года. Они ещё не умели объяснить эти явления, но стали с их помощью измерять время. Появились первые единицы времени: сутки и год.

Продолжительность года определялась вначале очень неточно. Например, древние египтяне считали годом промежуток времени от одного разлива Нила до другого. (Слайд№2)



Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом звезды Сириус («Палящий»). (Слайд №3).

Год стал определяться точнее, т.к. между восходами Сириуса примерно одинаковое число дней и ночей.

Египтяне изобрели один из самых удачных календарей. Сначала они разделили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Но скоро обнаружили, что год получился слишком коротким: Сириус опаздывал появляться над горизонтом на целых 5 дней. Пришлось добавить 5 праздничных дней в честь детей бога земли Геба и его супруги Нут. Но и год в 365 суток на четверть короче правильного. Сириус стал опаздывать меньше, но все же за 4 года набегали целые сутки!

В 46 году до нашей эры римский император Юлий Цезарь ввел такой календарь в Древнем Риме. (Слайд №4).

По юлианскому календарю (по «старому» стилю) год содержит 365 суток, но каждый четвертый год – високосный, он содержит 366 суток. Этим календарем пользовались до XVI века (за каждые 128 лет накапливались сутки). Затем папа римский Григорий XIII – провел в 1582 году реформу. О ней вы узнаете на уроках истории в 5 классе.

На доске: работают дети.

- Составим ленту времени, расставим единицы времени («продукт» учащихся на устном счете), соотношение величин.

- Попробуйте посчитать, сколько в году дней, может быть ученые ошиблись?

31+29(28)+31+30+31+30+31+31+30+31+30+31=

- Каким способом считали? Покажите. (31*7+30*4+29(28))= 30*11+1*7+28(29)

366-29(28)-30*4-31*7=)



VI. Проверка понимания учащимися нового материала. (7 мин)

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление и устранение обнаруженных пробелов.

  1. Работа с учебником с. 51, №251

- Прочитайте текст задачи.

- О ком говорится в задаче? Что говорится?

- Какой главный вопрос в задаче? Что для этого надо знать?

- В какой форме можно записать краткое условие задачи? (чертеж, краткая запись)

- Какой удобней? Построим чертеж по условию задачи.

(один ученик у доски)

- Решите самостоятельно. (проверка)

30+31+12+12+7=92(дн) 12*2+31+30+7 Проверка: (31*2+30)-12*2-31+30=



VII.Физкультминутка (1мин)

Мы сейчас  займёмся маленьким спортом.

А сейчас я «включу» песочные часы и мы выполним  разные упражнения, и мы ещё раз осмыслим, сколько же длится 1 минута. (делают)

"Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.

 "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.

"Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.

"Будильник" - хлопки над головой.

 "Пружинка" - приседания.

 "Часы идут, идут, " - ходьба на месте.

-Вот какое важное дело мы сделали за 1 минуту-отдохнули.



VIII. Закрепление нового материала. (15 мин)

Цель: закрепить у учащихся знания величин времени и умения применять их в измененной ситуации.

- Я приготовила для вас задание.

- Посмотрите, что вам нужно знать, чтобы его выполнить? (знание единиц времени, умение переводить большие величины в меньшие и наоборот, умение быстро считать).

- Работаем самостоятельно, к доске вызываю ученика.

-На выполнение даю 3 минуты

Самостоятельная работа

СЛАЙД № 5 (ученик на закрытой доске)

(Взаимопроверка)

- Сравнение с образцом выполнения ученика и учителя.

- Поставьте отметку на полях.



СЛАЙД № 6 (работа в парах)



- Следующее задание вы выполняете в парах, помогайте друг другу.

- Если пара готова, поднимите руку.

- Задание дается на 3-4 мин.

IX. Рефлексия



СЛАЙД № 7

- Сейчас будете выполнять задание самостоятельно. Какие знания вам понадобятся? (умение находить доли от числа и знания отношения величин, навык быстрого счета).

X. Прогнозирование результата.

- Кто сможет решить, поставьте себе в тетради «+», если сомневаетесь, то «-«

- Кто правильно выполнил задание поставьте «+», у кого ошибки, то «-«

- Поднимите руки у кого «++» - Молодцы! У кого «-+«, нужно верить в себя. И т.д.



XI. Домашнее задание. (3 мин)

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

  1. С. 57 № 8, 9

  2. Выберите задание, с которым вы сможете справиться: составить задачу или подготовить пословицы, поговорки по теме «Единицы времени». Оформить красиво.

XII. Итог урока: (1 мин)

- Чего раньше не знали, а теперь знаете? (высказываются)

-Какие моменты урока вам больше всего понравились?

-Что было легко?

- Где возникли трудности?

- Что показалось вам интересным?

- Что нового узнали на уроке? Чему научились?

- Кто из вас, во время выполнения заданий, не допустил ни одной ошибки и может поставить себе «5»?

- Кто допустил 1-2 ошибки? Ставлю отметку «4»

- Кому ещё нужно поработать и над чем?