СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по математике в рамках реализации проекта "День одного текста". Тема урока: "Лиственница". (6 класс)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по математике в рамках реализации проекта "День одного текста". Тема урока: "Лиственница". (6 класс).

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике в рамках реализации проекта "День одного текста". Тема урока: "Лиственница". (6 класс)»

Открытый урок по математике в рамках проекта «День одного текста»


Тема урока: «Лиственница»


Цель урока в рамках проекта (для учителя):

  • Показать какие знания по математике можно использовать в реальной жизни, например, работая с текстом, и как их использовать.

Цель урока математики (для учителя):

  • Познакомить учеников со способами измерения высоты дерева.

Цель урока математики (для ученика):

  • Определить высоту и возраст лиственницы на пришкольном участке.


Слайд 1.

Добрый день, уважаемые ученики и гости!

У нас сегодня необычный день. День, когда ОДИН ТЕКСТ путешествует с нами по нескольким разным урокам.

Как называется этот текст? (Лиственница)


Слайд 2.

Лиственница – дерево, а дерево издавна было одним из главных символов плодородия и жизненной энергии. Лиственное дерево, ежегодно меняющее листву, символизирует обновление жизни. Вечнозеленое дерево – знак бессмертия. 


Слайд 3-7.

Половик иголок рыжих
С бугорками тёмных шишек
Застелил дорожку сада
От крылечка до ограды:
Это с лиственницы пышной
Шёрстка сыплется неслышно...

Гелиа Маруа


Слайд 8-10.

Есть ли среди нас те, кто никогда не видел лиственницы?

Ребята, а на какое дерево похожа лиственница издалека? (ель)

Как можно различить ель и лиственницу наощупь? (по мягким хвоинкам, по размеру шишек). Проводим эксперимент: с закрытыми глазами определяем ель и лиственницу.


Ребята, как вы думаете, какие математические знания нам могут пригодиться при работе с текстом «Лиственница». (слушаем предположения)


Слайд 11.

Математики всегда работают с числами. Предлагаю разминку: восстановите цепочку вычислений.


Слайд 12.

Какие из полученных чисел встречаются в тексте?


Слайд 13.

С какими высказываниями связаны эти числа?


Слайд 14.

В каких высказываниях есть математические термины? (высота, число)

Дайте определение этим терминам.


Слайд 15.

Великий ученый Галио Галилей говорил: «Нужно измерять все измеримое и делать измеримым то, что не поддается измерению.


Придумайте предложение для темы нашего урока, в котором были бы слова ВЫСОТА, ЛИСТВЕННИЦА, ИЗМЕРИТЬ.


Слайд 16.

Формулируем тему урока


Слайд 17.

Обратимся к тексту:

За первые три года, лиственница вырастает на 1 м. В последующие годы она дает ежегодный прирост до 1 м.

Задание: Найдите высоту лиственницы через 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет.


Слайд 18.

Задание: Используя полученные результаты составьте формулу для нахождения высоты лиственницы через п лет. (Составляем формулу)


Слайд 19.

Используя полученную формулу, определите высоту лиственницы через определенное количество лет. Результаты занесите в таблицу.


Слайд 20.

Давайте проверим, что у нас получилось. (Проверка)


Слайд 21.

Может ли лиственница быть выше главного здания МГУ высотой 237 м?


Слайд 22.

А вырасти до уровня Останкинской телебашни, высота которой 540 м?

(Дискуссия)


Слайд 23.

Обратимся снова к тексту: «За первые три года, лиственница вырастает на 1 м. В последующие годы она дает ежегодный прирост до 1 м»

В тексте опечатка?! А может просто мы не видели никогда очень высокого дерева?

Практическое задание:

найдите в сети Интернет информацию о самой высокой лиственнице в мире.


Слайд 24.

Обсуждаем полученные результаты.

Самая высокая лиственница – лиственница западная, растет в горах северо-западной части Северной Америки, достигает высоты 80 м, с диаметром ствола до 1,5–2 м, живет до 700 лет.



Слайд 25.

Читаем текст.

За первые три года, лиственница вырастает на 1 м. В последующие года она дает ежегодный прирост до 1 м. Вырастает до 50 м и более при обхвате ствола более метра.







Слайд 26.

Вопрос:

Почему высота лиственницы не превосходит 80 м? (Дискуссия)



Слайд 27.

Верна ли наша формула? (Верна, но надо знать, до какого возраста лиственницы можно использовать эту формулу).

Практическое задание: найдите информацию о времени активного роста лиственницы.

В Интернете нет конкретной информации. Выдаем таблицу: «Примерная высота дерева по возрасту» из ……………………



Слайд 28-29.

Практическое задание:

Постройте график зависимости высоты лиственницы от её возраста. По графику определите время активного роста лиственницы.



Слайд 30.

(Активный рост лиственницы прекращается к 150 годам)

Где в тексте мы можем найти информацию, которая подтверждала бы этот факт? (См. таблицу: Возраст рубки 150-200 лет)

Вырубка начинается когда ……………………………………………………





Ребята, а кто был хоть раз в парке ДК «Нефтяник»?

Там есть лиственницы?

Слайд 31.

(фотография парка с лиственницей)

Где вы встречали лиственницы? (Ответы детей)



Ребята, давайте подойдем к окну?

Кто видит лиственницу? А кто сможет найти ещё лиственницу?

Слайд 32.

(фотография лиственницы лицея).

Как вы думаете, сколько им лет? Какая высота у лиственницы? (Дискуссия)



Лиственницы у лицея были посажены через 2 года после его открытия. Высота лиственниц была не более 1 метра.

Вопросы:

  • Когда был открыт лицей?

  • Какого роста они должны быть, если использовать формулу?

  • Почему они не достигли такой высоты?

  • Где в тексте можно найти подтверждение?

  • Есть ли у наших лиственниц шишки?

  • Что в тексте говорится о шишках?



Слайд 33.

Еще один из способов определения возраста дерева: по ветвям.

Возраст хвойного дерева можно узнать, пересчитав количество мутовок (ярусов кольцеобразного расположения веток) на стволе. Ежегодно на стволе образуется только одна мутовка. Подсчитав их количество, прибавьте к нему 3 (сосна), 4 (ель), 5 (пихта) или 10 (кедр). Все дело в том, что первая мутовка появляется не в первый год, а в разном возрасте, в зависимости от породы дерева. Полученная сумма и будет означать возраст дерева. Но помните, мутовки видны до 30-40 лет лет, после этого нижние сучья начинают отпадать, их основания зарастают древесиной и их следы очень трудно обнаружить!


  • Когда вы сегодня пойдете домой, попробуйте посчитать количество мутовок…

  • Попробуйте определить по высоте между мутовками неблагоприятные годы роста лиственницы.


Подведение итогов:

  • Может ли математика помочь при работе с текстом?

  • Что вам понравилось, почему?

  • Какие еще вопросы по тексту может задать математик?


Спасибо за урок!