Открытый урок по математике в рамках проекта «День одного текста»
Тема урока: «Лиственница»
Цель урока в рамках проекта (для учителя):
Показать какие знания по математике можно использовать в реальной жизни, например, работая с текстом, и как их использовать.
Цель урока математики (для учителя):
Цель урока математики (для ученика):
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые ученики и гости!
У нас сегодня необычный день. День, когда ОДИН ТЕКСТ путешествует с нами по нескольким разным урокам.
Как называется этот текст? (Лиственница)
Слайд 2.
Лиственница – дерево, а дерево издавна было одним из главных символов плодородия и жизненной энергии. Лиственное дерево, ежегодно меняющее листву, символизирует обновление жизни. Вечнозеленое дерево – знак бессмертия.
Слайд 3-7.
Половик иголок рыжих
С бугорками тёмных шишек
Застелил дорожку сада
От крылечка до ограды:
Это с лиственницы пышной
Шёрстка сыплется неслышно...
Гелиа Маруа
Слайд 8-10.
Есть ли среди нас те, кто никогда не видел лиственницы?
Ребята, а на какое дерево похожа лиственница издалека? (ель)
Как можно различить ель и лиственницу наощупь? (по мягким хвоинкам, по размеру шишек). Проводим эксперимент: с закрытыми глазами определяем ель и лиственницу.
Ребята, как вы думаете, какие математические знания нам могут пригодиться при работе с текстом «Лиственница». (слушаем предположения)
Слайд 11.
Математики всегда работают с числами. Предлагаю разминку: восстановите цепочку вычислений.
Слайд 12.
Какие из полученных чисел встречаются в тексте?
Слайд 13.
С какими высказываниями связаны эти числа?
Слайд 14.
В каких высказываниях есть математические термины? (высота, число)
Дайте определение этим терминам.
Слайд 15.
Великий ученый Галио Галилей говорил: «Нужно измерять все измеримое и делать измеримым то, что не поддается измерению.
Придумайте предложение для темы нашего урока, в котором были бы слова ВЫСОТА, ЛИСТВЕННИЦА, ИЗМЕРИТЬ.
Слайд 16.
Формулируем тему урока
Слайд 17.
Обратимся к тексту:
За первые три года, лиственница вырастает на 1 м. В последующие годы она дает ежегодный прирост до 1 м.
Задание: Найдите высоту лиственницы через 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет.
Слайд 18.
Задание: Используя полученные результаты составьте формулу для нахождения высоты лиственницы через п лет. (Составляем формулу)
Слайд 19.
Используя полученную формулу, определите высоту лиственницы через определенное количество лет. Результаты занесите в таблицу.
Слайд 20.
Давайте проверим, что у нас получилось. (Проверка)
Слайд 21.
Может ли лиственница быть выше главного здания МГУ высотой 237 м?
Слайд 22.
А вырасти до уровня Останкинской телебашни, высота которой 540 м?
(Дискуссия)
Слайд 23.
Обратимся снова к тексту: «За первые три года, лиственница вырастает на 1 м. В последующие годы она дает ежегодный прирост до 1 м»
В тексте опечатка?! А может просто мы не видели никогда очень высокого дерева?
Практическое задание:
найдите в сети Интернет информацию о самой высокой лиственнице в мире.
Слайд 24.
Обсуждаем полученные результаты.
Самая высокая лиственница – лиственница западная, растет в горах северо-западной части Северной Америки, достигает высоты 80 м, с диаметром ствола до 1,5–2 м, живет до 700 лет.
Слайд 25.
Читаем текст.
За первые три года, лиственница вырастает на 1 м. В последующие года она дает ежегодный прирост до 1 м. Вырастает до 50 м и более при обхвате ствола более метра.
Слайд 26.
Вопрос:
Почему высота лиственницы не превосходит 80 м? (Дискуссия)
Слайд 27.
Верна ли наша формула? (Верна, но надо знать, до какого возраста лиственницы можно использовать эту формулу).
Практическое задание: найдите информацию о времени активного роста лиственницы.
В Интернете нет конкретной информации. Выдаем таблицу: «Примерная высота дерева по возрасту» из ……………………
Слайд 28-29.
Практическое задание:
Постройте график зависимости высоты лиственницы от её возраста. По графику определите время активного роста лиственницы.
Слайд 30.
(Активный рост лиственницы прекращается к 150 годам)
Где в тексте мы можем найти информацию, которая подтверждала бы этот факт? (См. таблицу: Возраст рубки 150-200 лет)
Вырубка начинается когда ……………………………………………………
Ребята, а кто был хоть раз в парке ДК «Нефтяник»?
Там есть лиственницы?
Слайд 31.
(фотография парка с лиственницей)
Где вы встречали лиственницы? (Ответы детей)
Ребята, давайте подойдем к окну?
Кто видит лиственницу? А кто сможет найти ещё лиственницу?
Слайд 32.
(фотография лиственницы лицея).
Как вы думаете, сколько им лет? Какая высота у лиственницы? (Дискуссия)
Лиственницы у лицея были посажены через 2 года после его открытия. Высота лиственниц была не более 1 метра.
Вопросы:
Когда был открыт лицей?
Какого роста они должны быть, если использовать формулу?
Почему они не достигли такой высоты?
Где в тексте можно найти подтверждение?
Есть ли у наших лиственниц шишки?
Что в тексте говорится о шишках?
Слайд 33.
Еще один из способов определения возраста дерева: по ветвям.
Возраст хвойного дерева можно узнать, пересчитав количество мутовок (ярусов кольцеобразного расположения веток) на стволе. Ежегодно на стволе образуется только одна мутовка. Подсчитав их количество, прибавьте к нему 3 (сосна), 4 (ель), 5 (пихта) или 10 (кедр). Все дело в том, что первая мутовка появляется не в первый год, а в разном возрасте, в зависимости от породы дерева. Полученная сумма и будет означать возраст дерева. Но помните, мутовки видны до 30-40 лет лет, после этого нижние сучья начинают отпадать, их основания зарастают древесиной и их следы очень трудно обнаружить!
Когда вы сегодня пойдете домой, попробуйте посчитать количество мутовок…
Попробуйте определить по высоте между мутовками неблагоприятные годы роста лиственницы.
Подведение итогов:
Может ли математика помочь при работе с текстом?
Что вам понравилось, почему?
Какие еще вопросы по тексту может задать математик?
Спасибо за урок!