СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по музыке в 5 классе. Тема: Выразительные и изобразительные возможности музыки (по «Картинкам с выставки» М.П.Мусоргского)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по музыке в 5 классе. Тема: Выразительные и изобразительные возможности музыки (по «Картинкам с выставки» М.П.Мусоргского)»

Открытый урок по музыке в 5 классе.


Тема: Выразительные и изобразительные возможности музыки (по «Картинкам с выставки» М.П.Мусоргского)


Цель: Обобщить и закрепить представления учащихся о выразительных средствах музыки и её возможностях – выразительности и изобразительности.

Задачи: освоение учащимися системы, позволяющей идти вперёд по пути самообразования, приобщение учащихся к золотому фонду классической музыки, воспитание интереса, эмоционального отношения и основ современногомузыкального мышления, развитие музыкальных способностей, также использование в жизни знаний и умений, приобретённых на уроке.

Оборудование: магнитофон, синтезатор, иллюстрации к «Картинкам с выставки».

Музыкальный материал: сюита М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»; песни «До чего дошёл прогресс», «Деньки стоят погожие»,


Ход урока.

1.Орг. момент.

2. Подготовка к предстоящей работе. Тема нашего урока – Выразительные и изобразительные возможности музык.(записывает на доске) Какие средства определяют изобразительность и выразительность музыки, как они используются? Вот какие вопросы будем решать сегодня. Также, ребята, будем учиться выражать своё эмоциональное отношение к прослушанным произведениям, правильно использовать музыкальную терминологию, выразительно исполнять вокальную музыку.


3.Всесторонняя проверка знаний (беседа).

У: Что же такое выразительные средства музыки? Если художник в рисунке, красках, скульптор в дереве, глине, мраморе, писатель, поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни и воздействуют на нас, то с помощью чего, т.е. каких средств композитор создаёт музыку?

Ответ: С помощью музыкальных звуков.

У: Можно сказать, что музыка это и есть музыкальный звук, обработанный разными способами. Какими?

Ответ: Организованный по высоте, ритму и во времени.

У: Какие свойства имеют музыкальные звуки?

Ответ: Музыкальные звуки имеют точную высоту, определённую длительность, могут иметь различную окраску, звучат громко или тихо, быстро или медленно.

У: Т.е. имеют четыре свойства, которые и являются выразительными средствами музыки. Назовите примеры шумовых звуков, которые не имеют всех этих свойств.

Ответ: Шум, скрежет, шорох, скрип.

У: Что образуют звуки, организованные по высоте?

Ответ: Мелодию.

У: (цепляет на доску «Мелодию») Это основа, душа и выражает определённую музыкальную мысль, может иметь восходящее нисходящее движение, звучать ровно или скачкообразно. И это зависит от чего?

Ответ: От ритма.

У: (цепляет на доску «Ритм») Ритм это чередование различных длительностей. Если ровные длительности, то мелодия какая по характеру?

Ответ: плавная, степенная.

У: А что разнообразие длительностей придаёт мелодии?

Ответ: изящество, гибкость, иногда суровость, настойчивость.

У: Где можно использовать эти возможности ритма?

Ответ: При создании образов движения – бега, шага, скачков, прыжков. В маршах, танцах.

У: Давайте прохлопаем некоторые ритмические рисунки. (повторяют за учителем хлопки) Ритм организует музыку во времени, тем самым выполняет выразительную роль. Поэтому, особенности ритмического рисунка влияют на характер мелодии. А как влияет на характер мелодии музыкальный лад? (цепляет «Муз. лад»)

Ответ: Возможности мажора и минора используются, для передачи различных настроений.

У: Что можно выразить в разных ладах?

Ответ: В мажоре легче выразить светлое, радостное, торжественное, а в миноре – печальное, тревожное, взволнованное.

У: А придаёт ли выразительность мелодии её сопровождение? И как называется инструментальное сопровождение?

Ответ: Да. Это аккомпанемент.

У: Как называется мелодия вместе с аккомпанементом.

Ответ: Это гармония.

У: Правильно.(цепляет на доску «Гармония») Гармония поддерживает мелодию, наполняя звучание новыми выразительными красками. Мы в этом с вами не раз ещё убедимся, когда будем исполнять музыку. Ребята, а влияет ли на изобразительность и выразительность регистр, и как? (цепляет «Регистр»)

Ответ: Да, влияет. Каждый регистр своеобразен. Звуки в среднем – наиболее мягкие и полнозвучные, близки человеческому голосу. В нижнем – низкие звуки кажутся мрачными и гулкими, а в верхнем – высокие звучат светло, прозрачно, звонко.

У: Но наш слух способен различать не только высоту, но и окраску звука. Что это?

Ответ: Тембр, Звуковые краски. Мягкие, бархатные, певучие, гнусавые, кричащие, ворчливые, холодные, резкие.

У: (цепляет «Тембр») Без них звуки выглядели бы однообразными, тембры-краски словно одевают их в живой цветочный наряд. Каждый инструмент, как и голос, имеет свой тембр, особую окраску. По тембру мы узнаём своих родных, друзей, певцов. Многие тембры связаны самой жизнью с определённой ситуацией. Что напоминает нам фанфарное звучание труб (исполнение на инструменте)?

Ответ: боевые сигналы.

У: А звук флейты (исполнение)?

Ответ: дуновение ветерка.

У: Звучание виолончели (исполнение)?

Ответ: человеческий голос.

У: Значит, тембр участвует в создании различных образов. У виолончели нет чувства юмора, зато у саксофона его хоть отбавляй (исполнение) Но саксофон не умеет так страдать, как виолончель (исполнение). Скрипка может заплакать (исполнение), может изобразить ослиный крик (исполнение), или заставить бойко танцевать (исполнение), под барабан можно маршировать (исполнение), а можно ужаснуться от страшного грома (исполнение).

Ребята, а как влияет на музыку темп и его изменения? (цепляет «Темп»)

Ответ: Темп воспринимается мгновенно и определяет характер мелодии. Медленно – отражено состояние покоя, неподвижности, возвышенное чувство, глубокая печаль, горе. Быстро – устремлённое движение, жизнерадостное настроение, кипучая энергия, праздничное оживление, даже взволнованность, драматизм. Средний темп нейтрален. Ускорение или замедление также влияют на характер. Например, Цыганочка, колыбельная, романс.

У: Если исполнить произведение на одном уровне громкости, потеряет ли оно свою выразительность? (цепляет «Громкость»)

Ответ: Да. Тогда музыка не сможет выразить тончайшие оттенки чувств.

У: Назовите, пожалуйста, все динамические оттенки.

Ответ: Форте – громко, пиано – тихо, фортиссимо – очень громко, пианиссимо – очень тихо, меццо форте – не очень громко, меццо пиано – не очень тихо, крещендо – усиливая, диминуэндо – затихая.

У: Конечно, восприятие громкости относительно. У музыкантов даже есть такая шутка. Дирижёр на репетиции попросил барабанщика в определённом такте ударить тише. Тот постарался выполнить, но дирижёр остался недоволен и попросил ещё тише. Но как ни пытался барабанщик удовлетворить требования дирижёра, ему не удавалось. Наконец, он решил схитрить и не ударил вовсе. «Вот теперь хорошо!» - сказал дирижёр, «Однако можно ещё тише». Вот так.

С тех пор как к музыке подключилась электроника вопрос о громкости стоит серьёзно. У вас дома, наверное, у всех есть магнитофоны, центры. Как вы их слушаете?

Ответ: На полную громкость.

У: Мощность усилителей измеряется в киловаттах, а сила звука – в децибелах. Громкость звучащей порой музыки можно сравнить с рёвом самолётов, и здесь уже нужно говорить о болевом шоке, но никак о средстве выразительности. Я думаю, что вы согласны.

Итак, давайте повторим все средства выразительности и изобразительности в музыке.

Ответ: Мелодия, ритм, музыкальный лад, гармония, регистр, тембр, темп, громкость.

У: Все они определяют возможности музыки. Какие?

Ответ: Выразительные и изобразительные.

У: С помощью них мы можем не только услышать, но и представить, увидеть. А что же выражает музыка?

Ответ: Внутренний мир, мысли, чувства, настроение, характер.

У: Что изображает?

Ответ: Внешний мир, разнообразные звуки и шумы мира, шаги, походку, прыжки, танцевальные движения.

У: Давайте, это разберём на музыкальном примере. «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского, где с богатством использованы музыкальные выразительные средства.


4.Проверка понимания учащимися изученного материала.

У: Мелодический язык Мусоргского близок к русской народной песенности, он точно передавал интонации живой речи. «Картинки с выставки» это горячий отклик композитора на смерть своего любимого друга художника архитектора В.Гартмана. Все «Картинки» связаны «Прогулками». Это думы и чувства Мусоргского, его эмоциональный отклик. Выставка Гартмана стала толчком для воображений композитора. На её основе родились необычайно яркие по своей художественной силе музыкальные творения. Перейдем к прослушиванию и обсуждению

(Прослушивание и обсуждение) .

«Прогулка» (слушаем). Что вы можете сказать о характере пьесы?

Ответ: Она звучит спокойно, величаво, светло и радостно, торжественно, скорбно.

У: Здесь изображён сам композитор, идущий по выставке.

«Гном» (слушаем) Гартман изобразил эскиз игрушечного гнома, щипцы для расколки ореха, в виде кривоногого щелкунчика. Что вы можете сказать о средствах выразительности?

Ответ: Судорожный ритм, изломанная мелодия, внезапная смена темпа, скачки, Гном гримасничает, кривляется, ковыляет. Заканчивается пьеса быстрыми пассажами, создаётся впечатление испуганно убегающего гнома.

У: Снова звучит «Прогулка». Есть ли изменения.

Ответ: Да, здесь она звучит смягчённо, приглушённо.

У: «Старый замок» (слушаем). Что вы себе представили и как использовал композитор средства выразительности?

Ответ: Старый средневековый замок. Под окнами стоит странствующий певец и исполняет тихую печальную задумчивую песню. Слышна неторопливая плавно повествующая мелодия, сумрачный причудливый аккомпанемент, простой, и грустный наигрыш подчёркивает поэтичность этой музыкальной картинки.

У: «Тюильрийский сад» (слушаем) Здесь изображён один из парков Парижа. Какими средствами пользовался композитор?

Ответ: Мажор, быстрый темп, разнообразие длительностей изображают беспечно играющих детей, их весёлый гомон, лёгкие движения. Хнычущие интонации, минор, смена темпа передают капризы маленьких упрямцев. Это жизнерадостная жанровая сценка.

У: «Быдло» (слушаем) Что вы себе представили, слушая ? И как это изображено в музыке?

Ответ: Огромная крестьянская телега на высоких колесах, запряженная ленивыми волами. Грузные медленные аккорды басов это фон для простой заунывной мелодии, напоминающую народную песню. Музыка притихает, изображая постепенно удаляющуюся, скрипящую телегу.

У: «Балет невылупившихся птенцов» (слушаем). Это грациозный и изящный номер по эскизу к балету «Трильби», изображавший группу детей, наряженных в костюмы птенцов канареек. Какие средства и приёмы использовал для этого композитор?

Ответ: Быстрый темп, высокое, светлое звучание, лёгкие короткие звуки, упрямая мелодия. Эти средства и приёмы с юмором имитирую писк птенцов, лёгкие взмахи крылышек. Это яркая сценка их забавного танца.

У: «Два еврея – богатый и бедный» (слушаем) Это портретная зарисовка. Кого вы увидели в ней и как развиваются события в этой пьесе?

Ответ: Один – толстый, самодовольный, весёлый. Другой – тощий, грустный. Властность, самодовольствие и чванливость достигаются медленным темпом, настойчивыми акцентами повелительного характера, низким регистром, звучанием контрабаса. Жалобные интонации, дрожащее повторение звуков верхнего регистра создают полное впечатление слабости жалкого бедняка, заискивание и его трепеты перед богачом.

У: Да, в 1 части слышны интонации богача, во 2 части – бедняка. А что вы можете сказать про 3 часть этой пьесы?

Ответ: В 3 части композитор сталкивает их вместе, заставляя, говорит одновременно, сохраняя при этом характерные особенности каждого.

У: «Рынок в Лиможе» (слушаем). Кто же предстаёт перед нами в этой пьесе? И какой её характер?

Ответ: Это по южному темпераментная сценка с его суетой, шумными возгласами, неумолчной болтавшей кумушек с увлечением сплетняющих и спорящих.

У: Итак, мы с вами прослушали и обсудили семь «Картинок с выставки» и одну «Прогулку». На следующих уроках мы прослушаем остальные, не менее интересные. Мусоргский с помощью звуков изобразил то, что увидел. А мой друг сделал всё наоборот. Он изобразил в цвете то, что услышал (вешает на доску иллюстрации). Посмотрите внимательно и определите, где какие иллюстрации к прослушанным «Картинкам». Кто сможет ответить?

Ответ: (предположения учащихся, их объяснения).

У: Ну, а сейчас, мы переходим к музыкальной викторине. Вам необходимо определить названия прослушанных фрагментов из «Картинок с выставки». Ответы записываем на листиках. (Прослушивание фрагментов). А теперь давайте, сравним ваши ответы. Вы говорите мне свой, а я вам правильный. (Сравнение ответов). Мне кажется, с заданием справились почти все. Ну а сейчас закрепим наши знания о средствах выразительности в хоровом пении.

(Хоровое пение)

У: Исполняем песню «Деньки стоят погожие». (исполнение) Назовите характер мелодии, особенности ритма, лада, темпа, динамики.

Ответ: Мелодия плавная изображает расцвет весны. Ритм вальса – покачивание, в этом помогает аккомпанемент. Мажор – весёлое настроение, темп умеренный – природа только начинает просыпаться. Сила звучания в последних фразах больше, как бы подчёркивая фразу « Пришла пора весенняя, пришла пора цветения», акценты на словах «весенняя» и «цветения».

У: Давайте, исполним эту песню ещё раз, вдумываясь в текст и все средства выразительного исполнения. (исполнение) А теперь перейдём к песне другого характера. «До чего дошёл прогресс». (исполнение) Какие особенности выразительности можно здесь выделить?

Ответ: Мелодия скачкообразная; смена лада, куплеты исполняются в миноре, они относительно тревожные, напряжённые, как бы задаётся вопрос, ставится проблема («До чего дошёл прогресс?»); в припеве минор уступает мажору («Позабыты хлопоты, остановлен бег»), темп быстрый, ритм острый, разнообразие длительностей; динамика соответственно меняется от пиано до форте; своеобразный аккомпанемент придаёт песне стиль современности.

У: Я вижу вам эта песня очень нравится, давайте её исполним следующим образом. Каждая парта будет петь поочерёдно по одной строке, припев исполняется всем классом. (исполнение).


5.Подведение итогов. Сегодня мы с вами на конкретных примерах (прослушивании и исполнении) убедились какова важная роль средств выразительности в музыке. Все средства существуют не порознь, как отдельная сторона в музыке, а вместе и взаимосвязаны друг с другом. И в целом определяют изобразительность и выразительность музыки. Вы учились выражать своё эмоциональное отношение к прослушанным «Картинкам с выставки» М.П.Мусоргского, правильно употребляли музыкальную терминологию. При исполнении песен пользовались средствами выразительности.


6. Домашнее задание. Дома попробуйте в цвете изобразить свои впечатления от прослушанных «Картинок с выставки». А на следующий урок мы с вами устроим целую галерею. Согласны?

Урок закончен. Спасибо. До свидания.









Самоанализ открытого урока музыки в 5 классе

по теме «Выразительные и изобразительные возможности музыки» (по «Картинкам с выставки» М.П.Мусоргского).


Тип урока – урок систематизации изученного материала (обобщение).

Над данной темой мы работаем в течение четверти. Знания, полученные на уроке будут использованы на последующих. Ребятам предстоит знакомство ещё с тремя «Картинками с выставки». В следующем году они будут слушать, анализировать, воспринимать более сложные синтезированные музыкально-театральные жанры: оперу, балет.

Цель данного урока: обобщить и закрепить представления учащихся о выразительных и изобразительных возможностях музыки.

Мною были поставлены следующие задачи: освоение учащимися системы, позволяющей идти вперёд по пути самообразования, приобщение учащихся к золотому фонду классической музыки, воспитание интереса, эмоционального отношения и основ современного музыкального мышления, развитие музыкальных способностей, использование знаний и умений, приобретённых на уроке, в жизни.

Структура урока следующая:

- Орг. момент

- Подготовка учащихся к предстоящей работе. Сообщение темы, хода урока.

- Всесторонняя проверка знаний (беседа)

- Проверка понимания учащимися изученного материала

(прослушивание, обсуждение «Картинок с выставки»;

просмотр иллюстраций;

викторина;

хоровое пение)

- Подведение итогов урока.

- Информация о домашнем задании.

В ходе всесторонней проверки знаний беседа получилась активной, все учащиеся были задействованы. Для снятия напряжения на уроке я рассказала учащимся одну старую музыкальную шутку о барабанщике и дирижёре. Это помогло, учащиеся активизировались в работе.

К прослушиванию учащиеся отнеслись серьёзно, хотя некоторые «Картинки» имели шутливый характер. После прослушивания все активно обсуждали и анализировали, правильно использовали музыкальную терминологию.

При проведении викторины было отмечено очень мало неправильных ответов. Большинство учащихся всё таки совершенно верно и очень быстро определили названия прослушанных фрагментов.

Очень активно учащиеся восприняли иллюстрации к «Картинкам». Одни представляли себе тоже самое, другие же совершенно контрастное. Некоторые даже захотели придумать продолжение происходящим событиям в «Картинках» и даже сделать инсценировку. Мы договорились оставить это на следующий урок.

При восприятии материала учащимися были задействованы зрение и слух. Учащиеся прикоснулись к сокровищнице мирового музыкального искусства, учились выражать своё эмоциональное отношение к прослушанному.

В процессе хорового пения у учащихся развивались музыкальные способности, певческий голос, интерес к выразительному исполнению. Здесь же использовались практические знания о средствах выразительности (мелодии, ритме, темпе, динамике). Песенный репертуар состоял из двух разнохарактерных произведений – плавной «Деньки стоят погожие» и ритмичной «До чего дошёл прогресс». Для развития интереса к пению был использован эффективный приём – пение поочерёдно дуэтами, которое было охотно поддержано учащимися.

Информация о творческом домашнем задании заключалась в следующем: ребята должны дома в цвете изобразить впечатления от прослушанной музыки на уроке. Не сомневаюсь, что задание они выполнят, так как им очень понравились иллюстрации моего друга. И они с нетерпением ждут знакомства со следующими «Картинками с выставки». По окончанию изучения «Картинок» в конце четверти мы с ними устроим галерею. Это их тоже заинтересовало.

Оборудование урока: использовались технические средства (магнитофон и синтезатор), аудиозапись в оркестровой обработке «Картинок с выставки», иллюстрации к «Картинкам».

При проверке понимания учащимися изученного материала мы переключались на различные виды деятельности (беседа, прослушивание, обсуждение, просмотр иллюстраций, викторина, пение). Что позволило уроку пройти эффективно, но не загружено.

Я считаю, что поставленная мною цель была достигнута. Поставленные задачи решались в процессе урока. Учащиеся на конкретных примерах убеждались в важном значении средств выразительности, которые и определяют изобразительность и выразительность музыки. Этапы урока спланированы правильно. Время на всех этапах было распределено рационально. План урока реализован.

Считаю, что урок прошёл удачно.


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!